Нормативная основа противодействия беспризорности в 1920-30-е гг. В СССР: вопросы ресоциализации
- Авторы: Пакшин П.К.
- Выпуск: Том 10, № 1 (2022)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 18.12.2024
- Статья одобрена: 18.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/273549
- ID: 273549
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуется нормативная основа противодействия беспризорности в 1920-30-е гг. в СССР. Проведен анализ важнейших нормативно-правовых актов, определявших в то время политику советского государства по противодействию беспризорности. Рассмотрено становление и развитие советского законодательства в данной сфере.
Полный текст
Ухудшение имущественного положения населения, обострение конфликтов на национальной и религиозной почве, локальные войны, потоки беженцев, рост алкоголизма и наркомании приводят к росту беспризорности среди несовершеннолетних. Сложное экономическое и социальное положение, которое сложилось в современном российском обществе, отражается на детях и подростках. Ежегодно огромное количество несовершеннолетних граждан или остаются без попечения родителей, или же без необходимого внимания и опеки с их стороны. Детская беспризорность в советском государстве не стала новым явлением, а осталась со времён царской России. После краха Российской империи, в период революций данная проблема стала наиболее критичной. К причинам роста уровня беспризорности в советском государстве можно отнести Первую мировую и Гражданскую войны, голод [2, c. 13], и, как следствие, низкий уровень жизни.
17 января 1918 г. был принят Декрет о комиссиях для несовершеннолетних. Комиссии включали в себя представителей трех ведомств, к которым относились представители юстиции, народного просвещения и общественного призрения в количестве не менее трех человек. Одним из представленных лиц обязательно должен был быть врач [3]. В 1918 г. была создана независимая организация «Лига спасения детей». Данная организация являлась официальной общественной организаций, утверждённой СНК. За непродолжительный срок своей работы Лига оказала помощь около 3 500 детям. Лига ставила своей целью лечение детей и их первоначальную социальную адаптацию.
На период 1920-х годов пришёлся пик детской беспризорности [4, с. 93]. К 1920 г. преступность среди несовершеннолетних возросла более чем в 2 раза по сравнению с 1913 г. [7, с. 28]. По всей стране под надзор государства было взято всего около 350 000 беспризорников, в то время как только в 29 губерниях их насчитывалось более 935 000. В связи со сложившейся ситуацией уже в январе 1919 г. был основан Государственный совет защиты детей. Основной функцией данного совета стал поиск средств на содержание воспитанников в детских учреждениях. Председателем совета был нарком просвещения А. В. Луначарский.
В 1920 г. было принято решение об открытии колонии для малолетних правонарушителей им. А. М. Горького под Полтавой. Данную колонию возглавил А. С. Макаренко. 27 января 1921 г. Президиум ВЦИК своим Приказом №23 принял решение об образовании при ВЦИК Комиссии по улучшению жизни детей с контрольно- содействующими функциями в связи с тяжёлым положением несовершеннолетних. В рамках данной работы хотелось бы отметить, что создание отдельной Комиссии было обусловлено чрезвычайной важностью противодействия беспризорности. Большинство беспризорников по причине отсутствия постоянного места жительства скитались по вокзалам и товарным вагонам поездов, становились на путь совершения преступлений. Именно поэтому принципиально важным было установить контроль над железнодорожным транспортом. В связи с тем, что беспризорные не имели постоянного места жительства, решение о выделении специальных помещений для их содержания было одной из важнейших задач. Данные помещения должны были хорошо охраняться, так как ещё сохранялись отголоски гражданской войны, и прежние собственники стремились снова получить доступ к своим помещениям, зачастую прибегая к насильственным методам.
10 февраля 1921 г. Президиумом ВЦИК был принят Декрет «О комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей». Комиссию возглавил Ф. Э. Дзержинский. Во многом благодаря личным заслугам Ф. Э. Дзержинского была проведена организация системы детских учреждений. В данных учреждениях беспризорные дети получали медицинскую помощь, питание, образование, а также возможность дальнейшей ресоциализации и самореализации. Тем не менее, не все поставленные перед Комиссией задачи были реализованы на практике в полном объёме. Поэтому 28 сентября 1921 г. был издан Приказ ВЧК №323, согласно которому ЧК необходимо было оказывать содействие местным уполномоченным по улучшению жизни детей, органам народного образования и здравотделам о предоставлении помещений для детских учреждений. В кратчайшие сроки предписывалось очистить детские учреждения от проживающих в них лиц, не имеющих ничего общего с детскими учреждениями. Несмотря на попытку отдельных партийных аппаратчиков ликвидировать Комиссию за ненадобностью, благодаря тому что Ф. Э. Дзержинский 25 марта 1922 г. отправил Председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо с резкой критикой подобной инициативы, Деткомиссия ВЦИК продолжила свою работу.
В 1923 г. фактически работа с беспризорниками начала ослабляется [8, с. 231]. Понимая государственную важность проблемы, с целью расширения противодействия беспризорности в 1924 г. был создан Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям. Однако, несмотря на принятые меры и некоторое сокращение числа беспризорных, продолжался рост детской преступности [6, с. 13].
В 1925 г. создаётся общественная организация «Друг детей». К задачам организации относились такие виды деятельности, как организация ликвидации безграмотности среди беспризорных, их ресоциализация, оказание содействия в розыске родителей и родственников, предотвращение жестокого обращения с детьми, а также содействие детским комиссиям и детским домам. Общество «Друг детей» организовывало ночлежки, приюты, рабочие мастерские, летние лагеря отдыха и детские площадки для беспризорников.
2 февраля 1925 г. был издан Декрет СНК РСФСР, утвердивший Положение о комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК. К новым задачам, поставленным Декретом, относились привлечение к делу помощи детям советской общественности, организация и руководство ею работы в данной области, поиск средств помощи детям, оказание организационного и материального содействия ответственным за противодействие беспризорности учреждениям, наблюдение за правильностью и целесообразностью расходования средств. С целью привлечения материальных ресурсов к общественности был адресован призыв, содержащий просьбу о помощи. В 1923 г. в газете «Известия» было опубликовано обращение «Все на помощь детям!», в котором Деткомиссия во главе с Ф. Э. Дзержинским призывала всех трудящихся СССР, а также заграничные организации оказать помощь голодающим в России детям.
13 августа 1926 г. было приято Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». В Постановлении указывалось, что суммы поступлений надбавок от акцизов на алкоголь и игральные карты отныне представляют собой специальные средства, которые будут тратиться на нужды противодействия детской беспризорности. Средства будут распределяться пропорционально количеству беспризорных в каждой республике. В данном решении чувствуется очень тонкая идейная подоплёка. Ведь акцизы, надбавки, с которых шли средства на помощь беспризорным, устанавливались на ту продукцию, которая чаще всего разрушала семьи и порождала беспризорность. Нет сомнения в том, что увлечение распитием спиртного и азартными играми уводят родителей от процесса воспитания детей. Такие родители не могут показать достойного примера своему ребёнку, и государство вынуждено брать бремя его воспитания и социализации на себя. Однако в данном решении можно заметить парадоксальность: механизм, по которому чем больше люди злоупотребляют вредными привычками, тем большее обеспечение получат беспризорные дети, с точки зрения морали не совсем состоятелен. Не является ли аморальным подобный подход к решению задач по противодействию беспризорности?
20 июня 1927 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР, утвердившее новое Положение о комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК. Данное положение внесло большую бюрократизацию и формализацию в работу с детьми. В этот же период была создана Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского. С 20 октября 1927 г. до 1 июля 1935 г. коммуной руководил А. С. Макаренко. Проект Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского учёл опыт Колонии имени М. Горького. Ключевым отличием трудовой коммуны от колонии являлся тот факт, что в трудовой коммуне содержались воспитанники до 25 лет, причём туда не брали осуждённых по тяжким преступлениям против личности (убийства, изнасилования и т.д.). В трудовые коммуны переводились молодые осуждённые из учреждений с более строгим режимом, вставшие на путь исправления. В 1933 г. экс-премьер Франции Э. Эррио и другие французские гости, осматривая детскую трудовую коммуну, высоко оценили её достижения в ресоциализации беспризорных. А. С. Макаренко создал собственную систему трудового перевоспитания, основанную на принципах самоорганизации, самостоятельного обустройства быта. Воспитанники совмещали работу с учёбой, на производстве практиковался хозрасчёт [1]. Методику А. С. Макаренко поддерживали французский поэт и коммунист Л. Арагон, французский писатель и коммунист А. Барбюс. За заслуги в осуществлении профессиональной педагогической деятельности ЮНЕСКО отнесла А. С. Макаренко к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в ХХ веке [10].
19 марта 1928 г. был издан Циркуляр наркома Просвещения, ставивший основной задачей работу по ликвидации уличной детской беспризорности в кратчайшие сроки. Планировалось проведение ряда операций, имеющих статус, сопоставимый с боевыми заданиями [5, с. 137]. Составлялись оперативные планы, в которых центральным пунктом являлось одновременное изъятие бездомных детей для размещения их в приёмниках, детских домах и приютах. После приёмников и прочих учреждений временного содержания дети помещались в крестьянские семьи, отдавались кустарям, в колхозы или совхозы. Тщательность планирования подобных операций объяснялась связью беспризорников с организованной преступностью. Представители криминального мира использовали беспризорных подростков подобно инструменту, ведь они были идеальными исполнителями – не социализированные, не приученные к труду, беспризорные были готовы за пропитание исполнить практически любое преступное поручение. К особенностям данного периода можно отнести активное применение методик трудового воспитания и существенные успехи в ресоциализации беспризорных. От единичных случаев начинает складываться единая система, форматизированная и подотчётная государственной власти. Система А. С. Макаренко приобретает мировую известность.
Успехи индустриализации способствовали росту благосостояния трудящихся таким образом, что возникла необходимость перейти от противодействия беспризорности к её полной ликвидации. 29 января 1933 г. было принято Постановление СНК РСФСР «О мерах борьбы с детской беспризорностью и ликвидации уличной безнадзорности». Данное Постановление предусматривало создание детской общественной инспекции с целью наблюдения за изъятием беспризорных с улиц, а также противодействию антиобщественным проявлениям отдельных групп детей на улицах и в общественных местах. Эта инспекция брала на себя функцию наблюдения за положением детей, находящихся в неблагоприятных бытовых условиях, контроль над постановкой работы в детских домах. Снова были приняты меры против посторонних лиц – предписывалось обязать соответствующие городские советы в месячный срок провести выселение посторонних жильцов из помещений детских домов. В данный период внимание обращается не только на беспризорных, но и на ответственность родителей за соответствующее положение детей.
20 апреля 1935 г. был издан Циркуляр Верховного Суда и Прокуратуры СССР, в котором давалось пояснение относительно утраты силы ст. 22 УК РСФСР. Данная статья была введена ранее и устанавливала применение высшей меры наказания для несовершеннолетних. Данный Циркуляр допускал в исключительных случаях применение смертной казни к несовершеннолетним на основании решений областных судов, утверждённых Верховным Судом и Прокуратурой. Устанавливалась уголовная ответственность опекунов, использующих опеку в корыстных целях в форме занятия жилой площади, использования имущества, оставшегося после смерти родителей и прочего, и оставляющих опекаемых детей без надзора и необходимой материальной помощи (с течением времени опекунство стало казаться многим хорошим подспорьем для удовлетворения корыстных целей).
1 апреля 1936 г. было принято Постановление ЦИК и СНК РСФСР «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». В данном Постановлении вводится институт патроната как воспитания в приёмной семье. Закрепляются обобщение практики по патронату, а также исключительно добровольные начала патроната. Семьи, куда отдавался ребёнок на патронат, тщательно проверялись государственными органами, чтобы не допустить фактического возвращения ребёнка к беспризорности, при котором воспитатель ещё будет получать денежные средства за неисполняемые им обязанности [9, с. 27].
К 1940 г. Советское государство практически полностью отказалось от политики перевоспитания беспризорников. Беспризорность и безнадзорность отныне почти всегда шла в связке с преступностью. Остановить распространение детской преступности, по мнению руководства страны, могло только ужесточение мер ответственности. Безусловно, данный подход, который отходит от принципов воспитательной работы А. С. Макаренко, не может не вызывать критики. Период 1935-1940 гг. отличается, прежде всего, тем, что от попытки перевоспитать и ресоциализировать беспризорников с целью интеграции их в советское общество наблюдается переход в сторону изоляции таких лиц от общества, применения к ним карательных мер, воздействия жёсткой дисциплиной в местах содержания.
В целом период 1920-1940 гг. характеризуется самым широким спектром мер по ресоциализации беспризорных, включающим меры социально-экономического, педагогического, правового характера, направленные на интеграцию беспризорных в социалистическое общество. Однако в итоге государству удалось решить далеко не все поставленные задачи.
Проблема детской беспризорности и безнадзорности в нашей стране существует и в настоящее время. Росту беспризорности способствуют экономическая нестабильность, повышение уровня безработицы, кризис института семьи, аморальное (а часто и противоправное) поведение родителей, жестокое обращение с детьми. В современном российском законодательстве понятие безнадзорности содержится в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с законом к категории безнадзорных относятся такие дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Также в настоящее время функционирует благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям» при Торгово- промышленной палате РФ, который имеет государственную поддержку, иные специализированные общественные структуры.
На наш взгляд, с целью совершенствования законодательства по противодействию беспризорности необходимо внести поправки в Федеральный закон об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обратившись к положительному опыту применения методики А. С. Макаренко. Большее внимание следует уделить трудовому воспитанию, при этом ориентируюсь на реалии информационного общества. С целью повышения уровня правосознания можно привлечь воспитанников к содействию в оказании бесплатной юридической помощи населению.
Список литературы
- Антонова Т. А. Социально-педагогическая работа с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями в Болшевской трудовой коммуне // Вестник НовГУ. – 2011. – №64. – С. 11-15/
- Билим Н. Н. Проблемы ликвидации беспризорности в СССР в 1920-1930 гг. (правовой аспект) // Общество и право. – 2011. – №1 (33). – С. 13-16.
- Зилов С. А. Детское право // Энциклопедия государства и права / под ред. П. Стучки. – М., 1925. – Т. 1. – С. 882-886.
- Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. – 2003. – № 7. – С. 92-98.
- Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. – 2000. – № 11. – С. 134-139.
- Рыбак С. В. Государственно-правовая деятельность по преодолению беспризорности, безнадзорности и преступности несовершеннолетних в советской России в 20-30-е годы XX века // ЮП. – 2016. – №5 (78). – С. 10-15.
- Сафин Ф. Ю. Из истории развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних // История государства и права. – 2009. – № 1. – С. 28-29.
- Славко А. А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти // Известия АлтГУ. – 2009. – №4-4. – С. 229-234.
- Смирнова Т. М. «Любимые дети советской республики»: история патронирования детей в советской России. 1918-1930-е гг. // Вестник РУДН. – 2007. – №2 (8). – С. 25-37.
- Терещенко Г. Ф. Вопросы духовно-нравственного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Гаудеамус. – 2017. – №3. – С. 83-87.
Дополнительные файлы
