Modern trends in the development of Russian jewelery market

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the current situation of the Russian jewelry market and provides a rating among the Russian Federal Districts in terms of retail sales of jewelry. The authors analyze the problems of the market, including its changes as a result of the covid pandemic.

Full Text

Ювелирная отрасль России – старейшая отрасль страны, на сегодняшний день динамично развивающаяся. Этому способствует наличие природно-ресурсного потенциала и традиции изготовления ювелирных изделий. Ювелирная промышленность, являясь экспортоориентированной, тем самым имеет важное значение для экономики России.

Российский ювелирный рынок функционирует в рамках взаимоотношений между государством (Гохран и Центральный Банк), добытчиками, промышленными производителями, инвесторами и потребителями.

Государство не признаёт ювелирную промышленность как отдельную отрасль экономики, поэтому у нее нет своего органа управления. Для развития отрасли и решения её проблем было создано некоммерческое объединение «Гильдия ювелиров России», занимающееся исследованием ювелирного рынка России и совершенствованием нормативно- правового регулирования в отрасли.

На рисунке 1 отчетливо виден существенный перевес розничной торговли на ювелирном рынке, означающий более динамичное развитие ювелирной отрасли в сфере услуг, чем в сфере производства. Связано это с наличием крупных монополистских предприятий в сфере добычи и производства.

 

Рис. 1. Виды деятельности в ювелирной отрасли России на 2020 год [составлено по источнику 6].

 

В розничной торговле наиболее популярными ювелирными сетями России на 2020 год являлись 585 Золотой, Sunlight, Московский ювелирный завод, Pandora, Sokolov, 585 Gold, Адамас, Алмаз-Холдинг, Линия любви, Наше золото и Красно золото [1].

Согласно данным Росстата на 2020 год объем продаж ювелирных изделий составил 241,42 млрд рублей. В товарной структуре оборота розничной торговли ювелирные изделия занимают порядка 0,7% [6].

Среди федеральных округов России явным лидером по объемам розничных продаж ювелирных изделий в 2020 году является Центральный – 76,9 млрд рублей (32% от общего объема продаж). Затем следует Северо-Кавказский с объемом продаж в 33,4 млрд рублей (14%), Южный и Уральский – по 11%, Сибирский – 10%, Приволжский – 9%, Дальневосточный – 8% и замыкает список Северо-Западный с продажами на 11,4 млрд рублей (5%).

Лидерами по продажам ювелирных изделий являются 4 региона России, объемы продаж которых превышают 10 млрд рублей:

  • Москва – 33 млрд рублей (13%),
  • Республика Дагестан – 25,9 млрд рублей (11%),
  • Краснодарский край – 21 млрд рублей (9%),
  • Тюменская область – 13,8 млрд рублей (6%).

Среди регионов-аутсайдеров по объемам продаж ювелирных изделий отмечаются г. Севастополь, Чукотский автономный округ, Республики Крым, Алтай, Тыва и Калмыкия. Можно выделить ту же самую закономерность, связанную с доходами населения, в данных регионах они достаточно низкие (кроме Чукотского автономного округа). Чукотский автономный округ попал в конец списка продаж из-за низкой численности населения и доминирования в половой структуре мужского населения [2].

Что касается положения Республики Мордовия, то ее объемы продажи ювелирных изделий на 2020 год составили 0,33 млрд рублей. Среди регионов Приволжского федерального округа Мордовия занимает одно из последних мест, более низкий показатель отмечается только у Кировской области (0,29 млрд рублей) и Республики Марий Эл (0,23 млрд рублей) [6].

Ювелирная продукция российских мастеров известна не только жителям нашей страны, но и гражданам других стран мира. Наибольшую ценность на мировом рынке представляют якутские алмазы, уральские самоцветы и янтарь. В свою очередь на российском рынке также представлены импортные ювелирные изделия. Обмен ювелирной продукцией между Россией и странами мира формирует внешнеторговые отношения.

Говоря об экспорте и импорте ювелирных изделий нашей страны, стоит отметить их переменную динамику с 2015 по 2020 гг. (таблица 1).

 

Т а б л и ц а 1

Динамика изменения объёмов экспорта и импорта ювелирных изделий России [4] 

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Экспорт, млн долл.

183,0

119,0

84,7

84,7

97,9

91,4

Импорт, млн долл.

216,1

194,8

292,6

384,4

325,3

257,7

 

Объемы экспорта с 2015 года снизились в 2 раза, однако после минимального значения в 2017 и 2018 гг. наблюдается небольшой его рост. Снижение объемов экспорта в 2020 году объясняется экономическими проблемами, вызванными пандемией, нарушением транспортной связанности стран и приостановкой торговли товаров, не включенных в список первой необходимости [3; 5]. Импорт ювелирных изделий возрос к 2018 году, а к 2020 году наблюдается его снижение, объясняемое теми же причинами, что и изменение экспорта.

По итогам 2020 года наблюдается снижение количества (c 198,9 до 177,4 тыс. штук) и массы экспортируемых ювелирных изделий из золота (с 448,9 до 384 кг). Экспорт ювелирных изделий из серебра при небольшом количественном росте (с 379,6 до 380,7 тыс. штук) показал снижение объема по массе (с 3,11 до 2,37 грамма). Объемы импорта ювелирных изделий также снижаются: из золота – на 55%, из серебра – на 26% и из платины – на 34% [4].

На рисунке 2, отражающем экспорт золотых изделий по странам мира, видно, что Россия продает ювелирные товары преимущественно странам СНГ и странам Балтии.

 

Рис. 2. Структура экспорта золотых изделий на 2020 год [составлено по источнику 4].

 

Главными торговыми партнерами являются Казахстан и Беларусь, в которые экспортируются примерно равный процент золотых ювелирных изделий. Такое сотрудничество объясняется поставками металла и камня из Гомеля и созданием общей с Казахстаном сети ювелирных магазинов «Алтын». Среди остальных покупателей преобладают европейские страны, такие как Германия, Молдова, Франция, Литва и др., на них приходится 14% экспорта изделий из золота.

Экспорт серебряных изделий по странам мира (рисунок 3), подтверждают статус Казахстана и Беларуси как главных торговых партнеров, остальные покупатели – европейские страны (Германия, Эстония, Латвия, Молдова, Украина) и Гонконг.

Согласно данным обзора золотодобывающей отрасли России, можно заметить, что преимущественно импортирует она из стран с дешевой рабочей силой, как следствие с более низкой ценой. Крепкие позиции занимает Италия, чаще всего экспортирующая цепи и браслеты.

Основными трендами российского ювелирного рынка являются снижение количества покупок населением, увеличение импорта ювелирных изделий в Россию, приводящее к снижению экспорта. Емкость российского рынка определяется следующими факторами: среднедушевыми доходами населения, курсом рубля по отношению к мировым валютам, стоимостью драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия) на мировых биржах, давлением государства в налогообложении и др.

 

Рис. 3. Структура экспорта серебряных изделий на 2020 год [составлено по источнику 4].

 

Стоит обратить внимание и на ситуацию на рынке ювелирных изделий во время пандемии коронавируса, так как вышеперечисленные тенденции хоть и неблагоприятно влияли на бизнес до распространения заболевания, однако по сравнению с положением дел, которые происходят сейчас, их можно охарактеризовать как незначительные падения емкости рынка.

Пандемия коронавируса, из-за которой розничные магазины по всей территории страны приостановили деятельность, привели к падению продаж ювелирных украшений более чем на 90%. Онлайн-продажи ситуацию не спасли, так как на эти продажи приходится лишь 5–6%.

Особенно критичной ситуация была в апреле 2020 года, однако немного позже, ситуация стала улучшаться из-за роста онлайн-продаж на доступных площадках – маркетплейсах и Интернет-магазинах.

Интернет-продажи ювелирных изделий выросли, но в общей сложности изменить ситуацию с общим падением продаж не получилось. Это объясняется тем, что компании не успели запустить полномасштабную дистанционную торговлю ювелирных изделий, поскольку она была разрешена лишь за несколько месяцев до начала коронавируса в России.

К 2021 году ситуация на ювелирном рынке немного стабилизировалась. По данным Росстата за 2020 год производство ювелирных изделий в стоимостном выражении снизилось с 83,5 млрд рублей до 71,5 млрд рублей, а розничная продажа немного увеличилась – до 241,4 млрд рублей [4].

Таким образом, половину ювелирного рынка России занимают объекты розничной торговли ювелирными изделиями, наиболее популярными для покупателей являются такие магазины, как 585 Золотой, Sunlight, Московский ювелирный завод, Pandora, Sokolov, 585 Gold, Адамас, Алмаз-Холдинг и др.

Среди федеральных округов России лидером по объемам розничных продаж ювелирных изделий в 2020 году выступал Центральный округ – 76,9 млрд рублей (32 % от общего объема продаж). Среди регионов страны лидерами по объёмам продаж являются регионы со значительной численностью населения и высоким среднедушевым доходом населения (Москва, Краснодарский край, Тюменская область), а также регионы, в которых на жизнь населения значительно влияет национальная культура и религия (Республика Дагестан). Внешняя торговля России в последние годы характеризуется отрицательной тенденцией преобладания импорта над экспортом ювелирных изделий. Главными торговыми партнерами России являются Казахстан и Белоруссия, на которые приходится 80% экспорта и золотых, и серебряных изделий. На российский рынок преимущественно поступают ювелирные изделия из Китая, Таиланда, Швейцарии и Италии.

Также хочется отметить, что рынок ювелирной промышленности находится в состоянии стагнации: число продаж падает вследствие падения доходов населения, увеличение импорта приводит к снижению экспорта ювелирных изделий. Восстановление ювелирного рынка будет зависеть от темпов восстановления доходов населения и от того, насколько успешным будет период возвращения экономики к докризисным показателям.

×

About the authors

D. V. Gromov

Author for correspondence.
Email: mbikeeva@yandex.ru
Russian Federation

O. U. Peretochenkova

Email: mbikeeva@yandex.ru
Russian Federation

E. V. Rakitina

Email: mbikeeva@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. История ювелирного искусства в России // Evora: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.evora.ru/articles (дата обращения 02.02.2022).
  2. Логинова Н. Н., Переточенкова О. У. О демографической ситуации в регионах России // European Social Science Journal. – 2018. – № 11. – С. 40-48.
  3. Резник А. С., Семина И. А. Тенденции развития третичного сектора национальной экономики в период пандемии // E-Scio. – № 10 (61). – 2021. – С. 531-537.
  4. Статистика от Федеральной пробирной палаты РФ // Гильдия ювелиров России: официальный сайт. – 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://agjr.ru/press- center/news/2021/4/statistika-ot-federalnoj-probirnoj-palaty-rf (дата обращения 02.02.2022)
  5. Семина И. А. Транспортная инфраструктура в социально-экономическом и экологическом развитии региона // Проблемы региональной экологии. – №4. – 2008. – С. 126-133.
  6. Торговля в России. 2020 // Росстат. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения 02.02.2022)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Types of activities in the Russian jewelry industry for 2020 [compiled from source 6].

Download (128KB)
3. Fig. 2. The structure of exports of gold products for 2020 [compiled according to source 4].

Download (87KB)
4. Fig. 3. The structure of silver products exports for 2020 [compiled according to source 4].

Download (65KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».