Infrastructure development projects: economic and geographical aspect

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The authors consider large infrastructure projects on the territory of the Russian Federation. A sectoral and territorial analysis is being carried out, taking into account the possibilities of their prospective implementation.

Full Text

Для любого государства в настоящее время являются актуальными проблемы модернизации инфраструктуры. Ведь именно от ее развития зависит качество жизни в стране и эффективность работы остальных отраслей хозяйствования. Однако, реализация проектов, связанных с развитием инфраструктуры, является очень дорогостоящей, а период окупаемости таких проектов, как правило, очень длительный. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на заинтересованность инвесторов в таких проектах. По этой причине именно государство проявляет инициативу в осуществлении инфраструктурных проектов, выступая их организатором и контролируя ход их реализации.

Современные инфраструктурные проекты обладают большим количеством признаков, которые можно классифицировать по-разному, что придаёт проектам смешанный характер. Такие проекты отличаются от «строительства» (или иного создания объектов хозяйства) определённым набором характеристик [2-3; 7-8; 10-11].

Инфраструктурный проект задаёт способность территории к конкуренции, устойчивость её развития, и подразумевает в себе реконструкцию инфраструктурных объектов, которая будет соответствовать потребностям всех сфер хозяйства.

Инфраструктурный проект складывается из огромного количества работ органов власти и управления, различных компаний, которые требуют источников финансирования, путей сбыта и получения продукции.

В процессе управления крупным проектом должны учитываться такие его особенности, как технологическая сложность, его масштабность и уникальность, степень инновационности и сложности организации, долгосрочность, высокие риски.

Следующая особенность инфраструктурного проекта – это возможность получения инвесторами прибыли от инвестиций [4] в этот проект в течение длительного времени.

В процессе реализации крупных проектов на территории Российской Федерации необходимо учесть то, что проект должен затрагивать именно инфраструктуру выбранной территории для решения той или иной проблемы – транспорта [12], сферы жилищно- коммунальных услуг, системы здравоохранения и др.

Основной целью инфраструктурного проекта является осуществление экономически выгодного улучшения, цели которого определяются с точки зрения технических характеристик, бюджета и сроков.

Разработка инфраструктурных проектов – сложный и ресурсоемкий процесс (см. рис.1). Этапы показаны в иерархической форме, однако некоторые из этапов могут выполняться одновременно [5]. Консультации с общественностью являются важным элементом процесса получения согласия участников проекта. Недостаточное выделение средств на необходимые консультации может привести к непредвиденным задержкам в реализации проекта.

 

Рис. 1. Этапы реализации проекта [составлено авторами по источнику 5].

 

В специальной литературе инфраструктура часто рассматривается как особый капитальный актив, который используется для производства принципиально важных услуг в таких секторах, как транспорт, энергетика, водоснабжение, телекоммуникации, образование или здравоохранение [12]. Инвестиции в инфраструктуру, как и любые инвестиции, имеют краткосрочное влияние на уровень совокупного спроса и долгосрочное влияние накопленного капитала на совокупное предложение. Крупномасштабные проекты могут влиять на экономический рост в течение десятилетий или даже столетий и задавать векторы развития (как, например, строительство Транссибирской магистрали, Крымского моста, тоннеля под Ла-Маншем, ГЭС «Три ущелья» в Китае, расширение Панамского канала и др.).

Проект строительства газопровода «Сила Сибири», реализованный совсем недавно, был организован по инициативе двух крупных мировых ТНК: ПАО «Газпром» – со стороны России и CNPC (Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация) со стороны Китая (см. рис. 2). Для России это один из значимых проектов в южной части Восточной Сибири, и он будет расширен в перспективе, в виду интеграции России в систему международного географического разделения труда.

 

Рис. 2. Газопровод «Сила Сибири» в системе газопроводов азиатской России [9].

 

Проект является крупномасштабным, в перспективе экономически оправданным, охватывает территории с большой площадью, требует значительных вложений и способствует транспортному освоению азиатской части страны. Земли этой части страны пустуют и не дают «отдачи». Данные территории являются перспективными для освоения и будут содействовать пространственному развитию страны.

Анализ географии крупных российских проектов [2; 6; 9] позволил выявить, что основным драйвером развития любой территории является эффективно функционирующая транспортная инфраструктура, которая призвана обеспечить необходимые условия экономического роста и улучшить качество жизни населения [1; 11-12].

В 2020 г. структура «национального перечня» проектов существенно не изменилась. В частности, на состав, стоимость и перспективы данных проектов радикально не сказалась пандемия коронавируса и снижение цен на нефть. Однако в среднесрочной перспективе, есть вероятность, того, что будут пересмотрены инициативы серьезно пострадавших сфер (аэропортовая, туристическая, культурная), а также менее приоритетных в «поствирусной» реальности (спорт, транспортная телематика, благоустройство). А значит, перечень перспективных проектов может быть «перекроен» в сторону уменьшения числа указанных проектов и увеличения инициатив в области транспорта, здравоохранения, образования, информационных технологий и других сфер «первой необходимости» [13, c. 8].

Рисунок 3 показывает количественное значение перспективных проектов в регионах России. Откуда видно, что большее число проектов к реализации предполагается в регионах приграничных (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Приморский край, Краснодарский край, Хабаровский край и др.) и ресурсно-обеспеченных (Челябинская область, Томская область, Кемеровская область, Красноярский край, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область и др.).

 

Рис. 3. Регионы реализации и количество перспективных инфраструктурных проектов[1] на территории Российской Федерации, 2020 г. [составлено авторами по источнику 13].

 

Анализ перспективных топ-100 проектов [13, с. 64] по отраслям реализации показал, что прежде всего, можно приоритетно назвать проекты в отраслях и сферах экономики: транспорт, телекоммуникационные системы, здравоохранение, рекреация, образование, культура.

Наибольшее число перспективных проектов инфраструктурного рынка готовится в социальной сфере – 36. При этом, по инвестициям они значительно уступают транспортным проектам, в семь и более раз. Из 36 проектов – 20, являются «медицинскими» [13, с. 4]. Это можно объяснить пандемией коронавируса, но только отчасти. Так же, это повлияло на оценку того, какие проекты имеют больше шансов для запуска в ближайшие годы, и поэтому число инициатив в сфере здравоохранения возросло по сравнению с другими годами.

По той же причине сократилось число «спортивных» концессий. Из 6 перспективных проектов на 12,6 млрд руб. в настоящее время осталось два на 11,8 млрд руб., причем основные инвестиции запланированы в строительство Ледового дворца в Нижнем Новгороде за 10,9 млрд руб. [13, с. 63].

В число оставшихся – входят шесть образовательных проектов (9,9 млрд руб.), по три в сфере культуры и рекреации. Так же в сфере геронтологической инфраструктуры на начало года было четыре проекта, сейчас же их не рассматривают, в связи с другими приоритетами [13].

Имеющийся состав перечня в части проектов социальной сферы может видоизмениться под влиянием кризиса и пандемии, так региональные и федеральные власти успеют лучше оценить ситуацию и расставить приоритеты в поддержании и развитии инфраструктуры «первой необходимости».

Автодорожные и другие транспортные проекты традиционно наиболее капиталоемкие на рынке инвестиций в инфраструктуру. В данном перечне на них приходится 74,1% всех планируемых вложений. Из десяти крупнейших проектов перечня восемь суммарно на 938,1 млрд руб. – транспортные, из них пять – автодорожные, и инвестиции в них оцениваются более чем в 0,5 трлн руб. [13, с. 63].

Крупнейшие перспективные транспортные проекты с января 2020 г. не изменились. В их число по-прежнему входят развитие аэропорта Домодедово (199,7 млрд руб.), строительство широтной скоростной магистрали в Санкт-Петербурге (182,7 млрд руб.), автодороги Сатка – Миасс и ВКАД (по 100 млрд руб.) и другие [13, с. 63].

По оценкам экспертов, трудности возникнут для аэропортовых инициатив. В сумме эти проекты требуют 313,3 млрд руб. Средний потенциал запуска аэропортовых проектов оценивают в 2,6 балла из 5-ти – ниже, чем у других (например, у автодорожных – 2,8, портовых – 3,2 и т.п.) [13, с.63].

На третьем месте по числу проектов, как и ранее, коммунальная сфера, 17 инициативных проектов вошло в национальный перечень на 2020 г. Это проекты по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению, в сфере утилизации ТБО. Были добавлены муниципальные проекты в Башкирии в сфере электроэнергетики.

В национальный перечень вошло 3 проекта в сфере транспортной телематики на 90,8 млрд руб. Из них две федеральные инициативы – по созданию АСВГК и системы мониторинга транзита санкционных грузов суммарно на 84,8 млрд руб. – «цифровые», то есть в число объектов в этих потенциальных концессиях входят информационные технологии [13, с. 64]. «Цифровая» ниша – перспективная на рынке инвестиций в инфраструктуру.

Социальные проекты на концессионном и государственно-частно-партнерском рынке стали по количеству догонять и даже обгонять транспортные, хотя последние остаются наиболее дорогостоящими. Впрочем, на фоне экономического кризиса данные виды проектов меняются. А в среднесрочной перспективе их отраслевая структура может измениться еще больше за счет прироста медицинских, транспортных, образовательных, коммунальных инициатив («гигиенического минимума» для экономики) и снижения числа не приоритетных в сложившихся условиях проектов в сфере спорта, культуры, туризма, а в некоторых случаях и транспортной телематики.

Проведенный анализ показал, что рассматриваемые проекты довольно равномерно распределены по всей стране. По федеральным округам среднем рассматривается порядка 18 проектов, за исключением Южного федерального округа – четыре проектных инициативы и Северокавказского федерального округа – одна, а у двух проектов – по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля и системы мониторинга санкционных грузов – нет территориальной привязки. Но тем не менее, делая вывод по географии крупных инфраструктурных проектов страны, основными регионами их притяжения и осуществления имеющихся и подобных проектов являются наиболее экономически развитые и «активные» приграничные регионы России.

Больше всего национальные проекты инфраструктурного развития представлены в транспортной сфере, ведь транспортное обслуживание, как одна из важнейших составляющих устойчивого и сбалансированного развития территории, регулярно становится предметом всестороннего экспертного обсуждения.

Инфраструктурный проект задаёт способность территории к конкуренции, формирует устойчивость её развития, и подразумевает в себе реконструкцию инфраструктурных объектов, которая будет соответствовать потребностям всех сфер хозяйства.

В процессе управления крупным проектом должны учитываться такие его особенности, как технологическая сложность, его масштабность и уникальность, степень инновационности и сложностей организации, долгосрочность, высокие риски. Основной целью инфраструктурного проекта является осуществление экономически выгодного улучшения, цели которого определяются с точки зрения технических характеристик, бюджета и сроков.

Таким образом, национальный проект инфраструктурного развития имеет социальную значимость для государства, строго целенаправлен и имеет социально-экономическую эффективность и межотраслевую значимость для целей пространственного развития.

 

1 Число показывает количество проектов.

×

About the authors

I. A. Semina

Author for correspondence.
Email: mbikeeva@yandex.ru
Russian Federation

A. A. Zakharova

Email: mbikeeva@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Бакина Е. О., Боронин М. П. Экономический рост национальной экономики как фактор устойчивого развития страны [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2021. – №10. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/ekonomicheskij-rost-nacionalnoj- ekonomiki-kak-faktor-ustojchivogo-razvitiya-strany (дата обращения 03.03.2022).
  2. Богатырев А. В. Крупные инфраструктурные проекты в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы реализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9. – № 8А. – С. 31-39.
  3. Волгин А. В., Гараджаев Х. Б., Евдокимов М. Ю., Крылов П. М. Стратегические направления и приоритеты пространственного развития Омской агломерации [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2021. – №10. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/strategicheskie-napravleniya-i-prioritety-prostranstvennogo- razvitiya-omskoj-aglomeracii (дата обращения 03.03.2022).
  4. Инвестиции в инфраструктуру: Аналитический обзор. – М.: InfraOne Research, 2020. – 157 с.
  5. Беликова И. П. Управление проектами: учебное пособие (краткий курс лекций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/514993 (дата обращения 20.12.2021).
  6. Григорьев Н. С. Системный анализ перспектив Байкало-Амурской магистрали // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Мат-лы Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., г. Стерлитамак) в 2 ч. Ч.1 – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 8-12.
  7. Иванов В. Ю. Лучшие практики реализации инфраструктурных мегапроектов: зарубежный опыт // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2018. – №1. – С. 30-36.
  8. Кин А. А. Магистральный трубопровод «Сила Сибири»: основные положения крупномасштабного проекта // Регион: экономика и социология. – 2016. – №2. – С. 154-164.
  9. Козаченко С. С. Экономические выгоды от строительства газопровода «Сила Сибири» // E-SCIO. – 2017. – №11. – 48-55.
  10. Малицкая Е. А. Понятие инфраструктурного проекта и управление его жизненным циклом // Экономика регионов. – №3. – 2014. – Режим доступа: http://economic-journal.com/2014/07/086-1/ (дата обращения: 03.03.2022).
  11. Крылов П. М., Митигами М., Семина И. А., Сидоров В. П., Филичкина Д. А. Проблемы и перспективы территориального планирования формирующихся агломераций (на примере концепции развития Махачкалинской агломерации) // Географическая среда и живые системы. – №1. – 2021. – С. 70-92.
  12. Семина И.А. Транспортная инфраструктура в социально-экономическом и экологическом развитии региона // Проблемы региональной экологии. – 2008. – № 4. – С. 126-133.
  13. InfraOne. Национальный перечень перспективных проектов – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/20 20/nacionalnyj_perechen_perspektivnyh_proektov_2020_infraone_research.pdf (дата обращения 20.12.2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Stages of the project implementation [compiled by the authors based on source 5].

Download (125KB)
3. Fig. 2. The Power of Siberia gas pipeline in the gas pipeline system of Asian Russia [9].

Download (107KB)
4. Fig. 3. Regions of implementation and the number of promising infrastructure projects[1] in the Russian Federation, 2020 [compiled by the authors based on source 13].

Download (175KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».