Features of autobiographical memory in children from dysfunctional families
- Authors: Burova M.E., Nikishov S.N.
- Issue: Vol 11, No 14 (2023)
- Section: Статьи
- Submitted: 23.11.2024
- Accepted: 23.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271203
- ID: 271203
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines the phenomenon of autobiographical memory as a special mnemic subsystem. The authors present the results of an empirical study of the features of autobiographical memory in children from dysfunctional families.
Full Text
В настоящее время феномен автобиографической памяти интересует многих исследователей, которые изучают его характеристики и особенности его функционирования как специфической мнемической подсистемы, а также стараются обнаружить взаимосвязь с теми или иными внешними переменными.
Несмотря на столь очевидную актуальность сегодня, ранее данный феномен изучался либо в русле житейских пониманий и представлений, либо в контексте общих исследований памяти. Лишь с конца XIX века началось становление научного подхода к изучению автобиографической памяти. Это было связанно с выделением Анри Бергсоном двух принципиально отличных видов памяти – «ретроспективной» и «повторяющейся», а также с установлением Уильямом Джеймсом связи между личностью и ее памятью. Развитие психоаналитического подхода также стимулировало необходимость более подробного изучения данного феномена. Начало 80-х гг. XX века обозначило период многочисленных эмпирических исследований в области автобиографической памяти, а также различных монографий, рассматривавших ее в качестве самостоятельного объекта исследования.
На сегодняшний день в качестве понятия автобиографической памяти в отечественной психологии широко используется определение, предложенное В. В. Нурковой: «автобиографическая память – это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности, как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта» [4, с. 27].
Все множество функций автобиографической памяти можно свести к выделению трех основных групп. Первая группа представлена интерсубъективными функциями, которые связаны с жизнью человека в социуме. Вторая группа включает в себя интрасубъективные функции, относящиеся к регулятивному воздействию субъекта на самого себя. И третья группа содержит экзистенциальные функции, связанные с переживанием и пониманием личностью своей исключительности.
При рассмотрении феномена автобиографической памяти в зарубежной психологии используется преимущественно монопараметрический (D. Berntsen, D. C. Rubin, S. Bluck, M. A. Conway) и функциональный (U. Neisser, D. Pillemer) подходы. Первый предполагает нахождение статистических связей между особенностями организации или содержания воспоминаний и некоторыми внешними параметрами, а второй – поиск осмысленных индивидуальных отличий автобиографической памяти и всестороннее изучение ее функций рассматривается возникновение автобиографической памяти в онтогенезе, ее культурно специфические формы и развитие в социальном взаимодействии [5].
Тенденции к нахождению взаимосвязей феномена автобиографической памяти с различными внешними переменными наиболее явно прослеживаются в изучении возрастных особенностей его развития и функционирования.
В данном исследовании представлены особенности автобиографической памяти у детей из дисфункциональных семей.
Под «дисфункциональными» в современной психологии и психотерапии понимаются те семьи, в которых социальная ситуация развития препятствует личностному росту детей. В этих семьях на регулярной основе происходят конфликты, зачастую присутствуют неисполнение родительских обязанностей и насилие над детьми. Им противопоставлены функциональные семьи – здоровые семьи, которые не только признают, но и конструктивно решают внешние и внутренние проблемы, хорошо справляются с репродуктивными, социальными и прочими семейными функциями.
Для выполнения цели данного исследования была выбрана методика «Свободного воспроизведения событий». Данная методика была проведена на двух группах, первая из которых – дети из функциональных семей, а вторая – дети из дисфункциональных семей. Такое распределение позволило провести сравнительный анализ полученных от двух групп данных и сформулировать определенные выводы. В ходе проведения методики «Свободного воспроизведения событий», испытуемых, во-первых, просили вспомнить и записать 30 наиболее запомнившихся событий их жизни, во-вторых, испытуемым необходимо было вспомнить и указать их возраст на тот момент, когда произошло каждое из актуализированных ими событий. Затем им предлагалось распределить все события на положительные, отрицательные и нейтральные, причем оценка должна даваться и с точки настоящего времени, и с точки зрения прошлого [2]. После проведения методики был проведен подсчет и сравнительный анализ событий по уже выделенным классификационным признакам, а также по сферам жизни, которые затрагивались в приведенных испытуемыми событиях.
В исследовании приняли участие 62 человека, из которых 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек) – это подростки из функциональных семей и 12 человек (9 мальчиков и 3 девочки) из социальных приютов. Возраст испытуемых составил от 10 до 15 лет.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
- Испытуемые первой группы – дети, находящиеся в функциональных семьях, – не испытали проблем с воспроизведением заданного методикой числа событий, в то время как испытуемые второй группы – дети из дисфункциональных семей, – в большинстве своем смогли актуализировать лишь треть от необходимого количества.
Также стоит отметить, что воспроизведенные ими события являются не единичными эпизодами, а обобщенными: «гулял», «пошел в школу», «покупал еду» и т.д. Подобные результаты мы склонны объяснять актуализацией феномена обеднения прошлого, который проявляется в значительном уменьшении воспроизводимых событии при нахождении в «трудной ситуации», а также в бедности событийной тематики, делающей события не индивидуальными, а скорее стандартными и шаблонными эпизодами любой биографии [3].
- В ходе обработки и анализа результатов было установлено, что «пик воспоминаний» для испытуемых обеих групп приходится на подростковый возраст, поскольку большая часть событий, актуализированных ими, относится к этому периоду – 42,8 % в первой группе и 69,17 % во второй группе соответственно. На наш взгляд, этот факт свидетельствует о том, что данный период жизни имеет для обеих групп наибольшую значимость, поскольку является для многих из них актуальным в данный момент времени.
- Анализ событий по признаку субъективной значимости выявил, что испытуемые обеих групп воспроизводят в основном эмоционально окрашенные события – 100 % в первой группе испытуемых и 95,83 % во второй группе соответственно. Также воспроизведенные события в обеих группах имеют в большинстве своем положительную окраску. В первой группе было получено 85,4 % положительных событий и 14,6 % отрицательных. Во второй группе – 76,66% положительных событий и 19,17% отрицательных событий. Здесь находит подтверждение точка зрения З. Фрейда, согласно которой человек запоминает, а, следовательно, и воспроизводит, преимущественно приятное и положительно для него окрашенное. Отрицательные же события, неприятные и болезненные для нас воспоминания деформируются под влиянием механизмов психологической защиты личности, ограждающих наше сознание от этих неприятных и травмирующих переживаний [6]. Но так же здесь можно и отметить, что воспроизведенные испытуемыми события подвергаются «цензуре» не только со стороны бессознательного, но и со стороны сознания. Это проявляется в том, что прежде чем зафиксировать то или иное актуализированное ими событие, испытуемые подвергают его сознательному контролю на основе его уместности, на основе желания готовности самих испытуемых предоставлять эту информацию исследователю.
- Что касается различий в оценке событий (с точки зрения настоящего и с точки зрения прошлого), то у испытуемых в первой группе они составили 11,6 %, а наибольшие изменения в оценке коснулись раннего дошкольного возраста – 36,1 %. Во второй группе испытуемых динамика автобиографической памяти составила 17,5 %. Наибольшие изменения здесь коснулись младшего школьного возраста – 36,67 %. Таким образом, обе группы испытуемых переоценили преимущественно события более ранних, по сравнению с актуальным, возрастов.
- Анализ воспроизведенных событий по затрагиваемым в них сферам жизни показал, что наиболее значимыми сферами жизни для детей из функциональных семей являются сфера межличностных отношений (19,6 %), сфера досуга (13,3 %) и семейная сфера (11,9 %). Для детей из дисфункциональных семей наиболее значимыми сферами тоже представляются сфера досуга (34,17 %) и сфера межличностных отношений (12,5 %), а также материально- экономическая сфера (8,33 %). События же, касающиеся семьи, составляют всего 5,83 %. Это говорит о том, что досуг и межличностные отношения для обеих групп детей являются наиболее важными и значимыми для них, однако семейная сфера для детей из дисфункциональных семей по полученным результатам является менее значимой.
Таким образом, выявленные различия позволяют заключить о наличии влияния социальной обстановки в семье на особенности проявления и функционирования автобиографической памяти детей. Это находит отражение, в первую очередь, в феномене обеднения прошлого, проявляющегося в снижении общего количества воспроизводимых событий своего прошлого и в бедности событийной тематики, а во-вторых, в снижении важности семейной сферы в качестве источника значимых воспоминаний и актуализируемых событий. Исходя из этого, мы считаем очень важным дальнейшее изучение не только возрастных особенностей автобиографической памяти, но и тех особенностей, которые обусловлены социальной средой.
About the authors
M. E. Burova
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
S. N. Nikishov
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Зобова А. А., Никишов С. Н. Особенности автобиографической памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2021. – № 16. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-avtobiograficheskoj-pamyati-u-detej- mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 16.06.2023).
- Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. Личностные особенности функционирования автобиографической памяти // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – № 4(44). – С. 484–494.
- Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 93–102.
- Нуркова В. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. – 1996. – № 2. – С. 16–29.
- Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. – М., 2009. – 50 с.
- Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М.: Государственное изд-во, 1925. – 199 с.
Supplementary files
