On studying the development of ethnic identity among students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the phenomenon of ethnic identity in the framework of the concept and the empirical study experience. Particular attention is paid to the peculiarities of the development of ethnic identity among youth students. The results of recent studies by domestic scientists, including the effectiveness of psychological training as a way to develop positive ethnic identity among students, are discussed.

Full Text

В современной психологической науке проблема этнической идентичности является актуальной темой для проведения не только прикладных, но и теоретических исследований. Особенный интерес у ученых представляет изучение вопроса формирования и развития этнической идентичности у подрастающего поколения – детей и подростков, школьников и студентов. На ранних этапах социализации человека происходит становление его личностных качеств, индивид включается во все сферы социальной жизни, самореализуется в семейных отношениях и приобретает чувство профессиональной компетенции. Формирующаяся личность занята процессом самоопределения, включая и связи с этносом, ведь этническая идентичность составляет важную часть самосознания. Сохранение и развитие у молодого поколения позитивной этнической идентичности является ключевым звеном в сохранении языкового и культурного многообразия народов современной России.

Проблемами идентичности, связанной с этническими признаками, занимались исследователи У. Джеймс, Э. Эриксон, Д. Марсиа, Э. Фромм, А. Тэджфел, С. Московичи, В. Вундт. Из отечественных исследователей данную проблему исследовали Б. Ф. Поршнев, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Шпет, Л. Н. Гумилев, А. В. Соколовский, Г. У. Солдатова, Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, О. И. Дреев.

Этническая идентичность является частью социальной идентичности и реализуется через когнитивно-эмоциональное тождество индивида с этнической группой. С давних пор этнос как одна из первородных социальных групп в истории человечества обеспечивала индивиду не только физическую защиту и выживаемость, но играла и ценностную, психологическую функцию – она служила ориентиром, создавая четкие поведенческие установки в самых разных жизненно значимых вопросах: рождения и смерти, войны и мира, выбора брачного партнера, общения с инкультурными «чужими» и т. д. К. Леви-Стросс, анализируя потребность еще древнего индивида в идентификации с группой себе подобных и одновременно в дифференциации от членов других групп, приходит к выводу о витальной функции этнической и социальной идентичности в целом для человека [5, с. 20–22].

Представители социально-исторического подхода к изучению развития этнической идентичности и этноса придерживаются примордиалистской точки зрения. Это сугубо этнологическая традиция исследований объясняет возникновение этносов как изначальную характеристику человеческого общества, возникшую во времена появление на Земле первых племенных образований.

Неофрейдист Э. Фромм, исследуя причины возникновения значимых видов социальной идентичности, в том числе этнической, отмечает: «Человек не может быть без какого-то сотрудничества с другими. В любом мыслимом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудится и производить средства жизни... Необходимость в помощи особенно ощутимо в раннем детстве. Младенец не в состоянии самостоятельно выполнять важнейшие жизненные функции, поэтому связь с другими людьми для него вопрос жизни и смерти. Оказаться в одиночестве – это серьезнейшая угроза самому существованию ребенка. Однако есть еще одна причина, по которой принадлежность к общности становится столь насущно необходимой: это субъективное самосознание» [8, c. 35].

Особо значение в контексте исследуемой нами проблемы занимают вопросы подходов и методик как практических инструментов развития позитивной этнической идентичности у молодежи и юношества, накопленного в этой связи эмпирического опыта. Рассмотрим ряд исследований последнего времени.

А. А. Сидельникова провела исследование, направленное на диагностику и коррекцию уровня этнической идентичности у студентов вузов Донецкой Народной Республики [6]. В число заявленных задач формирующего эксперимента автор включила следующие пункты: 1) формирование толерантного отношения к членам своей и чужой этногруппы; 2) создание благоприятных условий для межкультурного диалога; 3) формирование позитивного восприятия на особенности культур другой этнической группы; 4) развитие умений и навыков доброжелательного взаимодействия с представителями других народов, налаживание взаимопонимания и взаимоуважения. А. А. Сидельникова в ходе исследования показала возможность роста уровня выраженности этнической идентичности у испытуемых студентов вузов ДНР на 10-12 % средствами психологического тренинга [6, с. 140–141].

В недавнем исследовании, посвященном особенностям этнической идентичности учеников школ и студентов вузов г. Курска, И. С. Сухоруков обнаружил низкие показатели развития этнокультурной идентичности [7]. Как отмечает автор исследования, почти у трети опрошенных представителей молодого поколения этническая идентичность отсутствовала как таковая и лишь менее половины испытуемых демонстрировали норму ее развития. И. С. Сухоруков делает вывод, что в основном у юношества и молодежи преобладает несформированный тип этнической идентичности. Беспокойство автора вызывают показанные в исследовании высокие уровни нетерпимости представителей юношества к другим этносам, которые имеют тенденцию к нарастанию и проявлению экстремистских, ксенофобских и националистических настроений во всей молодежной среде [7].

Т. М. Карманова и И. А. Медведева в своем исследовании изучали различия показателей этнической идентичности и этнической толерантности у студентов из поли- и моноэтнических семей [3]. Исследование показало: уровень этнической толерантности у студентов из полиэтнических семей выше, чем у студентов из моноэтнических семей. Также было выявлено преобладание аффективного компонента в структуре этнической идентичности студентов обеих групп и заметную выраженность когнитивного компонента у студентов из полиэтнических семей. Норма как тип этнической идентичности оказалась преобладающей у всех студентов, но на втором месте – «Этноэгоизм» и «Этнонигилизм» у испытуемых из моно- и полиэтническх семей соответственно [3].

Сходные выводы были получены В. Р. Бильдановой, Г. К. Бисеровой и Г. Р. Шагивалеевой в исследовании этнической идентичности молодежи. Авторы замечают, что наиболее присущая студентам норма развития этнической идентичности, при которой наблюдается положительное отношение не только к своему, но и к другим этносам, является важнейшим фактором гармоничного существования современного человека в поликультурной среде [1].

В работе Е. М. Калмыковой, посвящённой этнопсихологическим особенностям самоактуализации студентов Бурятского автономного округа, автор рекомендует включать во внеучебную деятельность студентов психологический тренинг, направленный на развитие позитивной этнической идентичности [2]. Данный тип тренинга содержит программу упражнений, игр, целью которых является формирование у личности адекватных установок самоидентификации и толерантного отношения к представителям различных этнических групп. Автор на примере трех сотен студентов-бурят доказывает эффективность психологического тренинга как метода профилактики и коррекции негативной этноидентификации. Более того, уровень самоактуализации личности оказывается тесно взаимосвязанным с уровнем проявления этнической идентичности. В результате использования этнопсихологического тренинга воспитательная работа, как пишет Е. М. Калмыкова, становится более адресной и продуктивной как в моноэтнических, так и в полиэтнических молодежных группах [2, c. 59].

Особого внимания заслуживают исследования, в которых обнаруживаются нетипичные для современной молодежи гиперидентичные тенденции этнического самовосприятия. Так, Д. Ю. Крупнов с соавторами, изучая особенности развития этнической идентичности юго-осетинской молодежи, обнаруживают у испытуемых повышенный уровень выраженности чувства принадлежности к своей этнической группе (гиперидентичность); значимости этнической принадлежности (нормальная значимость); оценки взаимоотношений большинства и меньшинства (этническое большинство (коренное население) должно доминировать) [4]. Как отмечают авторы исследования, подавляющее большинство исследованной молодежи Южной Осетии интересуются историей и культурой своего народа; думают, что национальная гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства; оскорбляются, если слышат что-либо оскорбительное в адрес своего народа; испытывают глубокое чувство личной гордости, когда слышат что-либо о выдающемся достижении своего народа; считают, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность; считают, что представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке. Данные показатели вдвое превышают аналогичные у молодежи Северной Осетии. Закономерно, что весьма противоречивая политическая ситуация в регионе стала одной из причин роста этнического статуса в самовосприятии молодежи Южной Осетии [4].

Исходя из проанализированных выше исследований, можно сделать вывод о том, что эмпирические исследования процесса развития позитивной этнической идентичности у юношества и молодежи весьма востребованы в современной отечественной науке. В рамках исследований разрабатываются и апробируются программы психолого-педагогической коррекции этнической идентичности, которые показывают свою эффективность и могут сыграть ключевую роль в воспитании у молодежи адекватного восприятия своей и других этнических групп.

×

About the authors

S. I. Balyaev

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

P. V. Volosatov

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 141–145.
  2. Калмыкова Е.М. Этническая идентичность и самоактуализация личности студентов // Психология в вузе. – 2008. – № 1. – С. 57–68.
  3. Карманова Т. М., Медведева И. А. Особенности этнической идентичности и этнической толерантности студентов из моно- и полиэтнических семей // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5. – С. 145–147.
  4. Крупнов Д. Ю., Хабаева Л. М., Абаева И. В., Сиукаева Е. Г., Супрунова Н. М. Особенности развития этнической идентичности молодежи Южной Осетии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15170 (дата обращения 09.09.2023).
  5. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: АСТ, 2011. – 544 с.
  6. Сидельникова А. А. Условия и способы формирования позитивной этнической идентичности у студенческой молодежи Донецкого региона // Гуманитарный вестник. – 2017. – № 5. – С. 137–143.
  7. Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016 – Т. 2 – №4. – Режим доступа: http://rrpedagogy.ru/journal/article/907/ (дата обращения 23.06.2023).
  8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2022. – 288 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».