The role of st. John's cathedral of Saransk In preserving historical memory and spiritual values
- Authors: Shchuriakova E.S.
- Issue: Vol 11, No 12 (2023)
- Section: Articles
- Submitted: 22.11.2024
- Accepted: 22.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271083
- ID: 271083
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses the main aspects of the history and development of the oldest architectural monument in the city of Saransk – St. John's Cathedral. The author analyzes the historical data about the heritage object and characterizes its cultural, historical, and educational role in the life of the community.
Keywords
Full Text
Одной из главных задач Российского государства на современном этапе развития является сохранение культурно-исторического наследия страны, в том числе и восстановление религиозных корней, религиозного начала русской культуры. В настоящее время среди подрастающего поколения наблюдается духовный кризис, созданный под влиянием ценностей западных стран. Отсюда же происходит и необходимость патриотического воспитания, направленного на взращивание достойного молодого поколения, бережно хранящего и ценящего культурно-историческое наследие своей Родины.
Кафедральный собор во имя апостола Господня Иоанна Богослова был построен в 1693 г. на месте деревянной церкви 1600 г. как приходский храм в Стрелецкой слободе Саранска, а позже, в 1710 - 80 гг., дополнен приделами. Эта церковь обязана своим появлением строительному буму, имевшему место в последнем десятилетии XVII века. До 1991 г. собор был единственным действующим храмом на весь город и близлежащие села Лямбирского, Ромодановского, Кочкуровского, Старошайговского районов [2, с. 224].
Следует отметить, что бытует мнение о более старом происхождении собора. Это предположение небезосновательно, и можно было бы перенести дату основания Саранска на 100 лет назад, если бы доказательство этого не было бы утеряно временем. То доказательство – антиминс – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Во время реконструкции Иоанно-Богословского храма в 1873 г. священнослужители обратили внимание на то, что крышка престола двойная. Когда ее вскрыли, обнаружили тот самый антиминс, датированный 1600 годом. Надпись на нем гласила, что благословляется освящение церкви в селе Ивановское, на месте которого, предположительно, сейчас находится современный город Саранск. Возможно, данная реликвия использовалась в старой деревянной церкви, рядом с которой позднее построили новый кирпичный храм. Но этот храм был снесен, а антиминс – потерян в советские годы. Таким образом, остается много недоказуемого и нелогичного в предположении о более древнем происхождении Иоанно-Богословской церкви, а, следовательно, и существования села. Тем более в росписях сторож и иных письменных актах нельзя найти упоминания о наличии села Ивановского на границе с Диким полем.
Нынешнее именование Иоанно-Богословского храма собором не случайно: это великая, поистине соборная святыня Саранска. Даже в настоящее время его посещает огромное количество людей разной возрастной категории, которые чтят историю своей Родины и верны Господу Богу.
Важно знать, что церковь Иоанна Богослова является не только древнейшим сооружением региона, но и на протяжении веков была и осталась подлинной сокровищницей, сберегавшей и сберегающей до сих пор ценнейшие разновременные предметы, являющиеся ярчайшими «документами» разных исторических эпох. Наследию данного храма крупно повезло – оно нашло свое место в музее, и, таким образом, сохранилось для потомков, в то время как имущество сотен и тысяч других храмов в годы воинствующего атеизма было безвозвратно уничтожено [5, с. 401].
Эта впечатляющая церковь перенесла тяжелые времена «воинствующего безбожия», когда верующие характеризовались как «наиболее отсталая часть населения». Считалось, что одним из серьезнейших препятствий на пути скорого построения коммунистического общества в Советском Союзе является религиозное сознание части населения [3, с. 106]. В результате, церковь была на грани закрытия из-за «ветхого» состояния, но прихожане не могли смириться с данным решением. Агафья Трофимовна Ефимова, председатель церковного совета Богословской церкви, направила свое письмо-апелляцию в Москву, в котором опровергалось мнение о «ветхом» состоянии здания и его срочном закрытии. И это правда: церковь стоит доныне и простоит, быть может, еще века [1, с. 131]. Благодаря совместным усилиям верующих XX века одна из самых главных реликвий может быть запечатлена сегодня взором абсолютно каждого человека. Спасенная от уничтожения Иоанно-Богословская церковь оказалась единственным памятником XVII века города Саранск, дошедшим до нас в том виде, каком ее видели многие поколения наших предков.
В стиле церкви выражено пятиглавие того типа, которое стало укореняться в никоновские времена, когда патриарх-реформатор пытался восстановить в церковной службе греческое изначальное влияние, а в архитектуре – византийский оттенок. Более того, в конструкции здания ярко выражено «нарышкинское барокко». Очевидно, как и большинство саранских церквей, Иоанно-Богословская строилась по проектам московских зодчих, испытавших воздействие никоновских реформ и влияния западного искусства. Несомненно, церковь смотрелась превосходно на фоне деревянных изб, неприметных огородов и садов [1, с. 132]. Сейчас она кажется совсем маленькой, нереальной, даже случайной рядом с девятиэтажным домом и зданием ТРЦ «РИО». Ей не хватает воздуха, и это огорчает.
Удивительным является тот факт, что иконостас в данную каменную церковь был заказан ни больше ни меньше, но в самой лучшей в России придворной царской мастерской – Оружейной палате. Эта палата была первой государственной художественной школой, которая подготовила квалифицированных мастеров. В данной школе письма на иконах присутствуют все признаки «живоподобия», но при сохранении традиционных иконописных приемов они соединяют в своем творчестве старую художественную систему византийско-русской иконописи и отдельные приемы европейской живописи. Творчество мастеров Оружейной палаты – это совершенно особый сплав русской иконописи с «фрязью», т. е. западноевропейским церковным искусством XVII в. Одновременной иконой конца XVII столетия, происходящей из той же Иоанно-Богословской стрелецкой церкви города Саранска, является икона Иоанна Богослова «в молчании».
XX в. стал эпохой кардинального обновления внутренних интерьеров Иоанно- Богословского собора. Как известно, уже в 40-е гг. вновь возвращенный прихожанам храм полностью отреставрировали и заново расписали. Роспись внутренних интерьеров собора выполнена по большей части в классической, «академической» традиции.
Сегодняшнее внутреннее убранство собора создано по большей части в середине 80-х гг. XX столетия. Именно тогда ценой немалых усилий руководители епархии сумели привлечь городские власти Саранска к организации в храме масштабных ремонтных и восстановительных работ. На данный момент в соборе размещены три престола. Главный из них, центральный, освящен во имя Иоанна Богослова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а левый – во имя святителя Николая Чудотворца.
Затруднительно отыскать в городе еще хотя бы одно здание, которое могло бы соперничать с Иоанно-Богословской церковью в эстетическом воздействии на человека. Многие жители уже привыкли к ней, кажется, настолько, что уже перестали обращать на нее внимание. А стоит хотя бы изредка приходить к ней для того, чтобы полюбоваться на красоту архитектуры, зайти внутрь, постаравшись не потревожить верующих, и полюбоваться на иконостас, живопись, паникадила, священнические облачения, – чтобы на всю жизнь впитать восхищение и почтение к предкам, высоким художникам, даже имени своего не оставившим на творениях рук своих [1, с. 134].
В том и заключается благотворное влияние старины: она обращает человека к человеку. Неверно говорить, что старое – для старых. Старое нужно прежде всего для молодых, без этого они никогда не сумеют найти достойное место в новом [1, с. 135].
Культурно-историческое просвещение – это способ воздействия на умы людей, основанный на историческом опыте просветительства в России и учитывающий современные реалии. Целью культурно-исторического просвещения является поднятие интереса населения РФ к народным ценностям, истории своей Родины, традициям и культурам. Просветительская деятельность в России традиционно имеет гуманистическую, патриотическую и инновационную направленность. Миссия просветительской деятельности – распространение актуальных знаний в целях наиболее полной самореализации личности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего цивилизационного процесса.
В свою очередь, религиозное просвещение является неотъемлемой частью жизни каждого человека, уважающего культуру и историю своей Родины. Религиозное просвещение – это приобщение к истории, культуре и нравственным основам какой-либо религии. Религиозная культура закладывала основы общественных идеалов и ценностей, давала веру в жизнь, помогала человеку преодолевать неудачи, кризисы, конфликтные ситуации. Поиски ориентиров в определении жизненных смыслов побуждают обращение к традиционным религиозным ценностям, к духовному опыту религиозного мировосприятия. В истории человечества религия занимала и до сих пор продолжает занимать важное место. Два начала – духовное и патриотическое – неразрывно связаны с чувством религиозным. Отсюда патриотизм немыслим вне сакрального. Следственно, та душа воспримет патриотизм, для которой есть нечто священное, которая живым опытом прошла испытание через объективное и безусловное достоинство этого священного и познала его в святынях своего народа [4, с. 12].
На современном этапе Иоанно-Богословский кафедральный собор играет немалую роль в воспитании, образовании и просвещении жителей Республики Мордовия. Так, например, при Иоанно-Богословском соборе функционирует православный молодежный клуб святого апостола Иоанна Богослова. В него могут вступить люди в возрасте от 15 до 35 лет и углубиться в православную веру: познакомиться с Евангелием и другими книгами Нового Завета, церковным уставом, христианскими праздниками, богослужебными традициями и житиями святых. Также участникам клуба предоставляются ответы на интересующие вопросы о религии, возможности просмотра православных фильмов с последующим обсуждением, паломнические поездки и прогулки на природе.
По данным, публикуемым на официальных страницах Собора в социальных сетях, было установлено, что при Иоанно-Богословском соборе действует детская Воскресная школа, где подрастающее поколение углубляется в духовно-просветительскую тематику: Закон Божий, Ветхий Завет, Новый Завет, основы христианской нравственности, история христианской церкви, хоровое и церковное пение, церковно-славянский язык и др.
Помимо этого, администрация Иоанно-Богословского собора является организатором и участником многочисленных благотворительных акций, среди которых наибольшую известность получили следующие.
«Дети вместо цветов» – каждый год дети несут на торжественную линейку в школу большие букеты для своих любимых преподавателей. Век цветов короток, очень часто их гораздо больше, чем можно уместить в вазы и ведра. Акция нацелена на то, чтобы подарить классному руководителю один красивый букет от всего класса, а сэкономленные на покупке остальных цветов деньги пожертвовать на лечение и реабилитацию детей с инвалидностью – подопечных собора.
«Поможем собрать ребенка в школу» – благодаря участникам этой акции подготовиться к новому учебному году смогут многодетные и малоимущие семьи прихода и Воскресной школы. Русская Православная Церковь всегда способствовала развитию образования, испокон веков стремясь распространять среди населения грамотность и покровительствуя наукам. Важность образования для всех верующих подчеркивает и наличие в православии великих святых-покровителей учащихся – таких, как святой преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святая мученица Татиана.
Стоит отметить и тот факт, что в собор приезжают паломники со всей Мордовии и других регионов России. Нахождение здесь святынь способствует активному развитию паломничества. Как отмечает Саранская епархия, Иоанно-Богословский собор славится своими реликвиями, среди них наиболее почитается старинная Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, Иоанно-Богословский собор организовывает различные встречи и экскурсии для паломников не только в пределах своей территории, но и по другим местам культурно-исторического значения, такие как: могилы Иоанна Саранского и блаженного Николая и Тамары и источник Казанской Божией Матери.
Исходя из анализа деятельности Иоанно-Богословского кафедрального собора в сфере культурно-исторического, религиозного просвещения и патриотического воспитания выявлено, что с течением времени собор не теряет значимости и несмотря на статус «самого старого собора Саранска» активно принимает участие в общественной жизни населения Республики Мордовия. В этом небольшом по размеру здании таится свой собственный мир, состоящий из чистой любви прихожан и охраняющий духовные ценности. Этот собор – сердце мордовской земли, нашей Родины. И даже звон его колоколов, проникающий глубоко в душу, подобен биению человеческого сердца. Поэтому, нельзя подвергнуть сомнению тот очевидный факт, что данный объект культурно-исторического наследия на протяжении долгих лет занимает одну из ключевых ролей в сохранении исторической памяти и духовных ценностей всего населения города Саранск.
About the authors
E. S. Shchuriakova
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье. – Саранск: Мордов. кн. издательство, 1991. – 256 с.
- Бахмустов С. Б. Храмы Мордовии: справочник. – Саранск: Издатель Константин Шапкарин, Дом народных ремесел, 2015. – 320 с.
- Белкин А. И. Русская Православная Церковь в Мордовии в 20-х – середине 60-х годов ХХ века: монография. – Омск: Амфора, 2017. – 144 с.
- Сулейманов Т. Ф., Кашапов У. А. Религиозный характер русского патриотизма // Инклюзия в образовании. – 2021. – Т. 6, № 1(21). – С. 6–21.
- Фролов Д. В. Стрелецкая Иоанно-Богословская церковь 1693 г. в г. Саранске и ее историческое, духовное, культурное и художественное наследие XVII столетия // Novogardia. – 2020. – № 1(5). – С. 382–403.
Supplementary files






