Fairs in the russian economy of the XVIII–XIX centuries
- Authors: Maslov A.I.
- Issue: Vol 11, No 12 (2023)
- Section: Articles
- Submitted: 22.11.2024
- Accepted: 22.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271077
- ID: 271077
Cite item
Full Text
Abstract
The article presents an analysis of the role of fairs in the economic development of Russia in the XVIII – XIX centuries. The period under consideration is characterized by economic prosperity associated with the transition from feudalism to capitalism. Fairs played an important role in the process of this transition and served as a place for the exchange of goods, services, experience and new technologies. In addition, fairs were an important factor of social integration in Russia, as they were a meeting place for representatives of various regions of the country, where not only commodity, but also socio-cultural exchange took place.
Keywords
Full Text
Первое упоминание о ярмарке, как о месте розничной и оптовой торговли, датируется XIV – XV веками. В историческом контексте появление данных экономических объектов обусловлено прекращением процесса интеграции земель и, как следствие, образование единого государства. Их расположение зависело от различных местных условий и обстоятельств, особенно в свете плохих и неудобных путей сообщения в то время. Монастыри, городские посады и крупные села были популярными местами для их проведения. Часто ярмарки находились в последовательной связи по времени и географическому местоположению, что позволяло торговцам осуществлять ряд сделок, обеспечивать население разных районов товарами и получать прибыль благодаря разнице цен на товары в разных местах. Основными объектами торговых взаимоотношений выступали следующие товары: текстиль, металлы, соль, рыба, мед, кожа и др. Наиболее популярные ярмарки того времени располагались в Мологе, Макарьеве, Судоме, Городце и в других крупных центрах торговли.
С течением времени расширялись масштабы деятельности данных торговых мероприятий благодаря интенсивному развитию рыночных отношений и привлечению к обороту сельскохозяйственных производителей и городских ремесленников [5]. Стоит также отметить, что ярмарки не только способствовали развитию торговли и промышленности, но и стимулировали культурный обмен. На ярмарках торговцы и купцы не только обменивались товарами, но и знаниями, новостями, образцами искусства. Ярмарки стали местом, где можно было узнать о новых технологиях и продуктах, узнать о последних новостях и тенденциях в культуре.
В результате активного распространения ярмарок в XVIII веке создаются органы, регламентирующие ярмарочную деятельность. Петр I, признавая важность данных экономических объектов, как одну из основных организационных форм торговли, предпринял попытку регламентации соответствующих форм торговли. В данном правовом документе имелось всего три главы по регламентации торговли. Одной из них являлась статья о ярмарках. Тем самым правительство признавало важную роль этой формы организации товарооборота как на местном уровне, так и во всероссийском масштабе [2]. В исторической ретроспективе того времени, учитывая военные действия, введения таможенных пошлин на торговую деятельность, ярмарки, как интенсивно развивающая структура, показала устойчивость и довольно прогрессивно процветала в рамках сложившихся обстоятельств. Данный вывод напрашивается, исходя из статистических данных того времени. В качестве одного из примеров, можно привести наиболее распространенную на тот момент времени ярмарку, а именно Макарьевскую. В 1700 г. на ярмарке было собрано 12,6 тыс. руб. таможенных пошлин, затем в течение ряда лет имеет место определенный спад (в 1708 г. – 7,2 тыс. руб.), затем сбор пошлин несколько возрастает, до 12-13 тыс. руб. в год. В 1723-1725 гг., уже после войны, сбор достигает в среднем 14 тыс. в год [3, с. 119].
К концу XVIII века ярморочная торговля не отличалась хаотичностью, а наоборот, представляла собой стройную и организованную систему. Данное утверждение следует из доклада комиссии по коммерции от 1 июля 1781г., подготовленного специально для
императрицы Екатерины II. По мнению Комиссии, все существующие ярмарки в России делятся на «большие» и «малые», различающиеся «величиной, образом и правилами торга, на них производимого». Большие ярмарки, такие как, Макарьевская, Ирбитская и Кяхтинская, предназначаются для оптовой (на деньги или меновой) торговли. Они находятся на большом расстоянии друг от друга и проходят через промежутки времени, достаточные для переезда с одной ярмарки на другую. Поэтому большие ярмарки не конкурируют друг с другом. Малые же ярмарки, считает Комиссия, «поддерживают цветущее состояние больших», так как на них распродается в розницу то, что покупается на больших, и, кроме того, мобилизуется товар для 2 экспорта и сырье для фабрик. Количество больших и малых ярмарок находится «в определенной пропорции», так как они поддерживают друг друга. В настоящее время, по мнению Комиссии, ярмарки находятся «в цветущем состоянии» и в нужном количестве, так как вполне удовлетворяют потребностям и продавцов, и покупателей [4, с. 133].
Одновременно с развитием ярморочной сети, происходит процесс формирования единого российского рынка. Новоторговый устав 1667 года препятствовал развитию рынка, поскольку ограничивал доступ иностранных купцов к деятельности на российском рынке. Однако с приходом к власти Петра I, правительство уже было заинтересовано в торговле с иностранными продавцами. Взаимовыгодное сотрудничество привело к диверсификации товаров на внутреннем рынке. Вследствие этого в XVIII веке активно проходила популяризация рынков. Рынки стали постоянными местами торговли, которые проводились ежедневно, а не ежегодно, в отличии от ярмарок. Они были организованы в крупных городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород. На рынках продавались все те же товары, что и на ярмарках. Однако, рынки были более удобными и доступными для покупателей, а также стали местом появления новых видов торговых отношений, таких как аукционы и торговля на определенной площади.
Как следует из «Программы обозрения внутренней торговли России», составленной в 1848 г. экономистами К. И. Арсеньевым Н. А. Милютиным, Г. П. Неболсиным, В. С. Порошиным и В. С. Мейендорфом, все ярмарки «по своему коммерческому значению» делились на три категории. К первой относились ярмарки, на которых производился обширный оптовый и розничный торг товарами, привозимыми из дальних и ближайших мест, для сбыта во всем государстве. К второй категории относились ярмарки, где производились большей частью розничная продажа товаров, доставленных с главнейших ярмарок, для сбыта в пределах губернии. К третьей категории принадлежат ярмарки, на которых продаются исключительно крестьянские изделия и продукты из окрестных мест. Важнейшее значение для внутренней торговли имеют ярмарки первого разряда». В «Программе» подчеркивалось: «... но как вообще все второстепенные ярмарки находятся в тесной связи с главнейшими, то предварительно нужно составить, сколь возможно, полное описание ярмарок первого разряда, которые могли бы раскрыть их связь с другими менее значительными» [4, с. 133-134].
Все российские ярмарки по преобладанию определенных групп товаров в XVIII – первой половине XIX в. делились на четыре группы: сельскохозяйственные, мануфактурные, промысловые и универсальные. Такое деление ярмарок, несмотря на некоторую его условность, отражало товарную специализацию производившейся на них торговли. Группы ярмарок распределялись в целом по России следующим образом (подсчитано по данным табл. 1).
Таблица
Доля российских ярмарок по товарной специализации (1790-х гг. и 1860-х гг.)∗
Специализация | Годы | |
1790-е | 1860-е | |
Сельскохозяйственные | 23% | 3 % |
Мануфактурные | 19% | 6 % |
Промысловые | 2 % | 1 % |
Универсальные | 56 % | 90 % |
∗Статистика Российской империи. XL. Сборник сведений по России. 1896. СПб., 1897, с. 232—235.
Судя по данным таблицы, в XVIII в. в России функционировали, главным образом, универсальные ярмарки, которые объединяли в себе сельскохозяйственные, мануфактурные и промысловые товары. Причем к концу века их доля только увеличивалась, стала практически абсолютной. В рассматриваемый период сохранялись и узкоспециализированные ярмарки – мануфактурные, обеспечивающие население промышленными товарами.
С процветанием капитализма в Российской империи в девятнадцатом столетии, а также с нарастанием производства на мануфактурах, что повлияло на рост внутренней и международной торговли, происходит быстрое развитие ярмарочной деятельности. Значительную роль стали обретать такие пункты проведения ярмарок как Одесса, Новороссийск, Нижний Новгород. В то же время сама география проведения ярмарок расширялась. К концу первой половины XIX в. в России их насчитывалось свыше 5,5 тыс., большинство из которых приходилось на уезды и сельские местности (около 5,2 тыс.) [5]. Причем данные свидетельствуют не только о расширении сети ярмарочной торговли, но и об укреплении связей между ярмарками с дальнейшей специализацией по торговле кожей, пушниной, скотом и т.д.
В процентном соотношении, доля ярмарочной деятельности во внутренней торговле страны варьировалась от 47% до 59%, что лишний раз подтверждает тезис о том, что данная организационная форма не утратила свою актуальность в первой половине XIX века. Однако, капиталистическая экспансия, развитие транспортных путей, расширение сфер сбыта розничной и оптовой торговли, активный рост промышленных предприятий – все это, в конечном счете, привело к переносу ярмарочной торговли на второй план. Доля ярмарок в общей торговле уменьшилась и стала составлять всего 7-10 процентов. Производители стали продавать свои товары напрямую, минуя посредников, а также начали формировать собственные сети дистрибуции.
Кроме того, рынки и ярмарки были подвержены проблемам, таким как недостаток инфраструктуры, нехватка площадей и наличие организационных вопросов. Эти проблемы могли снизить привлекательность рынков и ярмарок для покупателей и продавцов, что в свою очередь могло негативно повлиять на экономику.
Нельзя отрицать важность ярмарок в экономике России в начале XIX столетия. Они продолжали соединять различные регионы и стимулировать торговлю между ними, что способствовало экономическому развитию. Парадоксальным является то, что данные формы организации непосредственно способствовали развитию капитализма, стимулируя при этом экономический рост. С появлением капитализма произошли серьезные изменения в производственных отношениях и структуре экономики, которые в свою очередь привели к увеличению роли конкуренции, ценовой борьбы, развитию новых форм торговли. Эти изменения создали новые возможности для более эффективной торговли и обмена, что в свою очередь ускорило процесс снижения востребованности ярмарок и в дальнейшем их упадок. В итоге, капитализм, с одной стороны, использовал ярмарки в качестве стимулятора развития торговли, а, с другой стороны, стал причиной постепенного отхода от них в пользу новых форм внутренней торговли.
С отменой частной собственности в Советском Союзе в 1917 году и последующим переходом к плановой экономике ярмарки утратили свой исторический контекст и значение. Вместо того, чтобы быть местом свободной торговли и обмена, они стали средством реализации государственных планов и задач. В связи с этим, характер и организация ярмарочной деятельности в Советском Союзе существенно отличались от традиционной ярмарочной торговли. Организация ярмарок и ярмарочных площадей была поручена органам государственной власти на местах, таким как советы народных депутатов и исполнительные комитеты. Основная цель: обеспечение доступности товаров и продуктов для населения, а также в повышении доходов государства. В соответствии с государственным планом, на них должны были продаваться товары первой необходимости, сельскохозяйственной и промышленной продукции [1].
Таким образом, ярмарки были основным местом торговли в России в XVIII – XIX вв. стимулировали социально-экономическое развитие государства. Ярмарки объединяли регионы обширного государства, способствовали развитию промышленного производство, росту городов, социально-культурному обмену. С развитием капиталистических отношений ярмарки продолжали оставаться важным звеном торговли в России, но постепенно утрачивали свое экономическое значение, уступая более передовой форме – рынкам.
About the authors
A. I. Maslov
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Зайончковский П. А. Ярмарки в России и СССР / Большая советская энциклопедия. – Т. 30. – М., 1978. – 553 с.
- Захаров В. Н. Внутренняя торговля в России при Петре I // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2020. – № 4. – С. 91–101.
- Кафенгауз Б. Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII века (По материалам внутренних таможен). – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 355 с.
- Миронов Б. Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. - Л.: Наука, 1981. - 259 с.
- Корнеева Ю. В. Городские ярмарки Симбирской губернии во второй половине XIX века // Новый исторический вестник. – 2017. – № 1 (51). – С. 31–39.
- Московцев В. В., Лукьянова Ю. П. Эволюция ярмарок в России: социально экономический аспект // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 2. – С. 63–65.
Supplementary files






