Features of the national policy of the RSFSR
- Authors: Balakirev N.V.
- Issue: Vol 11, No 12 (2023)
- Section: Статьи
- Submitted: 22.11.2024
- Accepted: 22.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271063
- ID: 271063
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses the processes of conducting and implementing national policy within the RSFSR, the creation of national autonomies, their impact on the economy and industry. The development of the national question itself is also presented, starting from the October Revolution and ending with the collapse of the USSR. The role of the Russian people in the internal politics of the RSFSR is noted.
Keywords
Full Text
Национальная политика для любого государства является достаточно сложным внутриполитическим процессом, особенно с учетом больших размеров территории страны и количеством ее населения. Поэтому разумное осуществление национальной политики является для каждого полиэтничного государства важнейшим фактором его устойчивости. На протяжении мировой истории неоднократно встречались примеры, когда неразумная национальная политика становилась одной из причин развала, а то и гибели государственных образований. Отголоски подобных явлений заметны еще со времени существования Восточных деспотий периода Древнего мира и вплоть до эпохи заката больших колониальных империй в ХХ в.
Советский союз вобрал в себя практически все земли (за исключением Финляндии и Польши) Российской Империи, превратившись таким образом в огромный конгломерат различных народов и национальностей, значительно культурно отличавшихся друг от друга. РСФСР была неотъемлемой и, пожалуй, главной союзной республикой в СССР, на территории которой проживало множество различных этносов. Внутренняя национальная политика в ней прошла через несколько этапов развития, что, в конечном счете, сказывается и на современной политике Российской Федерации.
После Октябрьской революции 1917 г. для большевиков решение национального вопроса имело высокий приоритет. Его разрешение помогало продолжать разрушение устоявшегося в России эксплуатируемого классового общества. 15 ноября 1917 года одним из первых документов советской властью был подписан «Декрет прав народов России». Он гарантировал равенство всех народов России, право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства, отмена всяческих национальных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. Впоследствии большевики получают широкую поддержку, как русского народа, так и среди других различных этнических слоев населения страны [5, с. 149].
Перед созданием СССР создается федеративная структура Советской России, впоследствии перенятая и в РСФСР. Первая конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социалистического государства диктатуру пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. До 1937 года высшим органом власти считался Всероссийский съезд Советов, после Верховный совет РСФСР. Однако нужно понимать, что практически все представительные органы власти в РСФСР носили больше номинальный и подконтрольный характер. Большую роль в принятии решений играла, в первую очередь, коммунистическая партия СССР [4, с. 15].
Определенно, Конституция РСФСР напрямую повлияла на составление Конституции СССР 1924 года. Отчасти из-за этого в ней не было замечено конкретного ориентированного вектора развития для самой союзной республики, РСФСР развивалась вместе с остальными 14 союзными республиками, на основах принципов социализма и пролетарского интернационализма.
При большевиках в РСФСР стали создавать и выделять различные малые этносы в отдельные административно-территориальные единицы, национальные республики. С 1919 по 1921 года в РСФСР формируются первые автономии. Появляются Татарская АССР, Башкирская АССР, Дагестанская АССР, Крымская АССР и др. Автономиям даются широкие полномочия. Органами высшего управления в них являются республиканские Съезды Советов (Дагестан) или Верховные Советы национальных республик [5, с. 149].
Одной из целей большевиков было достижение равноправия между всеми национальностями. Целенаправленно принимались решения по развитию экономик национальных республик, широкомасштабному вовлечению народа в индустриальное развитие страны, а также в общее социально-культурное пространство советского общества. Перестала существовать национальная дискриминация. Теперь независимо от своей этнической принадлежности человек мог избираться в представительные органы власти, в 1936 году был образован Совет Национальностей СССР, где были представлены депутаты от национальных автономий РСФСР. Тем не менее, такая замена часто сказывалась на качестве самого государственного аппарата. Часто бывало, что высококвалифицированных специалистов, вытесняли намного менее опытные специалисты из национальных кадров, которые требовались на местах [5, с. 151].
При Сталине на государственную власть в стране влияла административная перестройка внутри коммунистической партии. Проводилась дальнейшая централизация органов государственной власти. Отказ от расширения полномочий и самостоятельности регионов негативно отражался на экономике страны. Происходило искусственное перераспределение ресурсов и средств из центральных регионов РСФСР для национальных окраин, с целью выравнивания их отсталого экономического уровня, по сравнению с остальными. Последствиями этого служили создание многочисленных монопроизводственных отраслей промышленности, ориентированных на производство однотипной продукции, что породило сильную зависимость одних субъектов от других, в отдельных направлениях хозяйствования. В будущем это сказалось на общей нерентабельности производства после распада СССР, которое сложно было перевести на «рельсы» конкурентоспособности.
Во времена Великой Отечественной войны героизм был продемонстрирован различными народами СССР, Героя Советского Союза получали представители различных национальностей. В эти годы в культуре страны тотально доминировали общегражданские и патриотические ценности, общее рвение в достижении победы над нацисткой Германией.
Но в те же годы существовала достаточно мрачная страница в истории, как депортация народов, обвиненных в предательстве перед государством. В массовом порядке были переселены десятки тысяч калмыков, чеченцев, крымских татар, армян, греков, азербайджанцев и др. Поволжские немцы были подвергнуты особым превентивным репрессиям, по большей части это были показательно-карательные меры устрашения. Как утверждало советское правительство, среди их представителей было «тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов». В итоге под насильственное переселение попали почти 400 тысяч немцев. Только с приходом Хрущева и начала политики «оттепели» начинается возвращение депортированных народов в родные места проживания.
В 1960-80-е гг. уровень жизни центральных и национальных окраин РСФСР стал практически идентичен. Во многих национальных республиках средний уровень образования стал значительно превышать общесоюзные показатели. Одновременно с этим сокращалась печать и преподавание родных языков и увеличением печатных изданий на русском языке. Проводилась постепенная русификация и унификация регионов [5, с. 154]. С 1980-х гг. начинает накапливаться напряженность между различными национальными субъектами СССР, основные очаги межэтнических конфликтов проявились на Северном Кавказе, а к концу десятилетия начинается борьба за расширение автономии и самостоятельности республик. Эти события послужили одной из причин начала разрушения советской государственности и последующего распада СССР.
Хотя в период СССР повсеместно проводилась национальная политика, однако в подавляющей своей части она предназначалась для коренных народов остальных советских союзных республик, а также для малых народов в РСФСР, русский народ был представлен в ее контексте достаточно опосредованно. Отчасти так получилось в связи с активной борьбой советской власти с последствиями царизма, империализмом и истреблением зачатков русского национализма, который стал проявляться в России на рубеже XIX-XX веков.
Русский народ не был представлен в главном документе страны как государствообразующий. 12 апреля 1978 г. РСФСР принимает новую Конституцию. В преамбуле указывается: «Образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов». По сути, впервые в Конституции РСФСР упоминается русский народ как что-то конкретное, включенное в общее число государствообразующих народов. До этого в главном документе страны этот момент не учитывался (или сознательно игнорировался), а вместо этого существовали формулировки, такие как «союз свободных наций» (по Конституции 1918 г.) [3, с. 23]. Впрочем, такой контекст вполне укладывался в рамках построения единого неделимого «советского народа». В редакции Конституции от 24 мая 1991 года (иногда называемой «ельцинской» редакцией) впервые вводится понятие «многонациональный народ», закрепившееся впоследствии и в современной Конституции РФ.
Но нельзя однозначно сказать, что русский народ был забыт во внутренней политике. Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то можно вспомнить политику русификации, насаждение русского языка повсеместно во всех сферах жизни (культура, литература, образование и пр.) на территории СССР. Таким образом, через этот механизм продолжалось распространение русской и впоследствии советской культурной парадигмы на население всех народов страны. Научная сфера была полностью «во власти» русского языка, вся техническая литература издавалась именно на нем [2, с. 96].
Можно также отметить небольшой по продолжительности период в советский истории, в 1920-1930-е гг., когда в СССР обращаются к опыту прошлого, державности и восприятие русского народа, как своего «старшего брата» [2, с. 93]. Впрочем, среди историков этот отрезок истории выделяется как довольно противоречивый. Как отмечает историк А. И. Вдовин, русские не могли выступать отдельным самостоятельным субъектом национальной политики, являясь лишь объектом экспериментов большевиков [1, с. 62].
В целом, в советский период в стране осуществлялись необратимые революционные процессы в развитии национальной политики. Происходит существенное повышение уровня жизни среди широких слоев этнических групп, выстраивается национальная система образования и культуры, народы РСФСР получают различный уровень (автономия, республика) государственности. Тем не менее, из-за политики «жесткой руки» существовали и негативные последствия, такие как депортации целых народов в отдаленные, труднодоступные территории страны. Стоит отметить малую вовлеченность в национальную политику русского народа. Большую роль во внутренней и национальной политике играло сохранение малых и исчезающих народов РСФСР, а не направленного на построение русского национального государства. Подобный подход заложил в себе основы современной национальной политики, на основе принципов многонациональности и федерализма.
Многие нередко по отношении к России употребляют в негативном ключе такой фразеологизм, как «тюрьма народов». С одной стороны, Россия столетиями присоединяла к себе территории и народы, многие из которых в ней жить не хотели изначально. Однако именно в этот период происходит начало объединения народов в единое развивающееся российское культурно-историческое пространство. Именно этот аспект, возможно, сыграл ключевую роль в становлении современной России, с преодолением тех трудностей, которые она пережила в своем прошлом, с ее уникальной судьбой в мировой истории.
About the authors
N. V. Balakirev
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Вдовин А. И. Русская нация в XX веке. – М.: РГ-Пресс, 2019. – 712 с.
- Каменских М. С. «Русский поворот» в национальной политике СССР начала 1930-х годов: оценки отечественной и зарубежной историографии // Вестник ПФИЦ. – 2019. –
- № 4. – С. 93–97.
- Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937): сборник документов / Акад. наук СССР, Ин-т права; под общ. ред. А. Я. Вышинского. – М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940. – 298 с.
- Ревина С. Н., Суркова О. Е., Виленский Н. М. Парламентаризм в России: проблемы истории, современности, перспектив развития // Вестник ВУиТ. – 2017. – № 1. – С. 12–19.
- Хамхоев Р. М. Национальная политика в РСФСР // Социология власти. – 2011. № 4. – С. 148–155.
Supplementary files
