Conflict of interests of employees of internal affairs bodies and measures to eliminate it
- Authors: Slugina I.S., Maslovskaya M.V.
- Issue: Vol 11, No 1 (2023)
- Section: Статьи
- Submitted: 20.10.2024
- Accepted: 20.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266954
- ID: 266954
Cite item
Full Text
Abstract
In this article, the authors analyze the concept and causes of conflicts of interest in the activities of employees of internal affairs bodies. As a counteraction to this negative corruption phenomenon, the authors propose various preventive measures and amendments to the current legislation that contribute to improving the effectiveness of anti-corruption measures in law enforcement agencies.
Full Text
В настоящее время многочисленные коррупционные проявления в России вызывают особую тревогу. Следует отметить, что современная российская политика в области противодействия коррупции предусматривает разнообразные меры, принимаемые как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменения. В то же время, несмотря на постоянное усиление мер по борьбе с коррупцией, данное антисоциальное явление, пронизывая все органы власти и управления, продолжает оставаться одной из угроз национальной безопасности России.
Нормативно-правовой основой в сфере борьбы с коррупционными проявлениями является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. Несмотря на свою необходимость и значимость как базового нормативного акта в сфере борьбы с коррупцией, указанный закон не в полной мере регулирует меры противодействия коррупции, в том числе в правоохранительных органах, например, в органах внутренних дел (далее – ОВД), что не способствует уменьшению коррупционных проявлений в деятельности сотрудников указанных правоохранительных структур.
По мнению отдельных авторов, типичным мотивом совершения коррупционных действий сотрудниками полиции является деформация их профессионального правосознания, выражающаяся в стремлении получить незаконное вознаграждение за счет совершения противоправных действий. С подобными психологическими установками фактически любая рабочая ситуация может стать коррупционно опасной [4, с. 79].
Можно утверждать, что антикоррупционное поведение – это совокупность сознательных действий по предотвращению и преодолению коррупционно опасных ситуаций [5, с. 103].
Одним из составляющих элементов сферы противодействия коррупции является такое понятие, как конфликт интересов. Указанное понятие распространяет свое действие на все органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и на правоохранительные органы.
Впервые в законодательство, регулирующее условия прохождения службы в органах внутренних дел, понятие «конфликт интересов» было введено ст. 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. В настоящее время данное понятие определено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Перед сотрудником, вступившим в конфликт интересов, всегда стоит выбор между общественными интересами и своими личными, который требует своего обязательного разрешения.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [3].
Сотрудник ОВД принимает самостоятельные решения и осуществляет выбор тех или иных действий, используемых им в реализации своей профессиональной деятельности.
В случае, если сотрудником ОВД допущены отступления от антикоррупционных стандартов, в результате чего возник конфликт интересов, то подлежат применению установленные государством антикоррупционные меры по устранению конфликта интересов и его последствий. Перечень таких мер может предусматриваться в законодательных актах, регламентирующих прохождение службы в ОВД. Следует отметить, что конфликт интересов вызывается, как правило, умышленными действиями лица, вступившего в данный конфликт и действовавшего с целью реализации личной заинтересованности и получения собственной выгоды.
Мерами по недопущению возникновения конфликта интересов в профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются действия по исключению взаимодействия с гражданами и юридическими лицами, если их интересы пересекаются с должностными обязанностями сотрудника ОВД. В этом случае, при возникновении указанного конфликта интересов, сотруднику ОВД следует воздержаться от реализации конкретных личных интересов при осуществлении своей профессиональной деятельности.
В случае, если в процессе осуществления своей профессиональной деятельности у сотрудника правоохранительных органов возникнет какая-либо личная заинтересованность, то он должен поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя. Такое уведомление подается в письменном виде. Это делается с целью предотвращения возможного конфликта интересов данного сотрудника.
Руководитель, после того, как получит соответствующие сведения от подчиненного сотрудника, обязан предпринять необходимые антикоррупционные меры с целью предотвращения конфликта интересов, например, на период разрешения конфликта интересов отстранить сотрудника от исполнения его профессиональных обязанностей.
Следует подчеркнуть, что такое сообщение непосредственному руководителю сотрудник ОВД должен подать до возникновения конфликта интересов.
Таким образом, и сам сотрудник ОВД, и его непосредственный руководитель должны совместно предпринимать необходимые действия по недопущению конфликта интересов.
Если сотрудник правоохранительных органов в случае возникновения конфликта интересов проигнорировал антикоррупционные стандарты и не предпринял меры, направленные на устранение данного конфликта, к нему может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия. Данная мера дисциплинарного взыскания будет также применена в отношении непосредственного руководителя или его заместителя.
Рассматривая деятельность руководителя ОВД в решении задачи предотвращения конфликта интересов, следует отметить, что ему принадлежит главенствующая роль в предотвращении конфликта интересов его подчиненных или в его урегулировании, так как руководитель наделен соответствующими полномочиями по принятию властного управленческого решения, в том числе по данному вопросу.
К перечню мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов в ОВД следует отнести:
- раскрытие конфликта интересов при назначении сотрудника на службу;
- для осуществления сотрудником ОВД иной оплачиваемой деятельности требуется получать разрешение комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на осуществление данной деятельности;
- реализация в отношении сотрудников различных стимулирующих мер;
- осуществление надлежащего контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных для сотрудников правоохранительных органов;
- установление этических норм поведения сотрудников ОВД в соответствии с осуществляемыми функциями в структурных подразделениях;
- соблюдение требований по трудоустройству сотрудников, прекративших службу в ОВД;
- проведение обучения сотрудников ОВД антикоррупционным стандартам, основы которых закреплены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Конфликт интересов является одним из условий возникновения коррупции в рядах сотрудников ОВД. В связи с этим мерам предупреждения конфликта интересов должно уделяться наибольшее внимание.
Анализ изучения практики борьбы с коррупцией в системе ОВД показывает, что в целях дальнейшего совершенствования мер по профилактике и предотвращению конфликта интересов сотрудников указанных органов необходимо разработать новые, эффективные средства, отвечающие современным реалиям проявления коррупции и борьбы с ней.
Так, необходимо внести изменения в закон «О противодействии коррупции», установив в нем возможность применения, наряду с перечисленными в законе конкретными мерами, и иных мер урегулирования конфликта интересов, сделав таким образом перечень данных мер открытым, что будет способствовать более эффективной профилактике конфликта интересов на службе в правоохранительных органах.
В качестве таких мер можно предложить наделение комиссий по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов полномочиями по оценке соответствия поведения сотрудников ОВД этическим правилам. Также комиссиям следует предложить на своих совещаниях периодически анализировать эффективность применения конкретных антикоррупционных мер в структурных подразделениях ОВД.
Следует уделять больше внимания планированию и проведению в ОВД различных профилактических мероприятий, направленных на противодействие возникновения конфликтов интересов и их устранения. Указанные мероприятия можно проводить в форме различных бесед, лекций, круглых столов, диалогов, в том числе с использованием интернет- ресурсов. На таких мероприятиях следует изучать и анализировать типовые ситуации возникновения конфликта интересов, рассматривать конкретные дела о привлечении сотрудников ОВД, нарушивших антикоррупционные стандарты, к разным мерам ответственности.
Таким образом, с целью предупреждения конфликта интересов сотрудников ОВД необходимо формировать продуманную антикоррупционную политику, направленную на уменьшение коррупционных рисков в системе ОВД. Также следует повышать профессиональное правосознание сотрудников указанных органов.
About the authors
I. S. Slugina
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
M. V. Maslovskaya
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №52 (ч. I). – Ст. 6228.
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. №39 (ч. I). – Ст. 7020.
- О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 // Российская газета. – 2010. – 7 июля.
- Суколенко Е. А. Актуальные аспекты формирования антикоррупционного поведения курсантов и слушателей в образовательном процессе вузов МВД России // Философия права. – 2022. – № 1. – С. 79–83.
- Митин А. Н. Проблемы формирования антикоррупционного поведения // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – № 6. – С. 103–109.
Supplementary files
