South Tyrol as a special political and administrative unit of Italy

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines in retrospective the formation of South Tyrol as a special political and administrative unit of Italy. The periodization of South Tyrol's acquisition of the status of a special political and administrative unit of Italy has been carried out. The main historical determinants of the emergence, the central value-semantic postulates and legislative provisions for resolving the South Tyrol conflict are identified.

Full Text

Унитарное государство формально представляет собой единое образование, подразделяющееся на политико-административные единицы, которые в свою очередь не обладают политической самостоятельностью. Тем не менее, в составе многих унитарных государств присутствуют автономии – политические субъекты, обладающие самостоятельностью или имеющие особые привилегии, в отличие от остальных политико- территориальных единиц. Зачастую автономии стремятся достичь полной независимости, причем данные тенденции сохраняются и в настоящее время: Шотландия в составе Великобритании, Каталония в составе Испании, и др. Причины, приводящие к возникновению автономии и, как следствие, сепаратизму в унитарном государстве, имеют этническую и лингвистическую природу. Так, этнос может как исторически проживать на территории другого государства, так и быть присоединенным другим государством в ходе военного конфликта или вследствие дипломатических соглашений, становясь этническим меньшинством. Инициатива государства в таком случае должна быть направлена на устранение возможных противоречий путем предоставления этническому меньшинству статуса автономии – прежде всего, это политическая и культурная самостоятельность.

Италия, де-юре являясь унитарным государством, имеет в своем составе пять регионов, наделенных особыми полномочиями: Валле-д’Аоста, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия. Особый интерес представляет автономная область Трентино-Альто-Адидже, включающая в себя автономную провинцию Больцано – Южный Тироль, которая в свою очередь обладает большими, нежели область, политическими и экономическими полномочиями. Кроме того, титульная этногруппа Южного Тироля – преимущественно немецкоязычные южные тирольцы (более 60 %). Другие значимые этногруппы – италоязычные и ладины [5]. Этнические немцы, составляющие большинство населения Южного Тироля, который территориально принадлежал Австрии (а позднее – Австро-Венгрии) с XV века, после окончания Первой мировой войны и пересмотра границ оказались этническим меньшинством в составе Италии [7]. Данное событие знаменует собой появление сепаратистских настроений в Южном Тироле, сохраняющихся и в настоящее время.

Ценностно-смысловым ядром исследования, таким образом, выступает анализ этнополитического конфликта и, как следствие, связанного с ним сепаратизма в Южном Тироле, а также возможностей их эффективного разрешения. В качестве почти эталонного образца достижения политического консенсуса в подобном конфликте, имеющем глубокую историческую этнолингвистическую природу, в историографических исследованиях принято считать Южный Тироль [2; 9]. Специфика Южного Тироля как политико-территориальной единицы  Италии  была  рассмотрена  такими  отечественными  исследователями,  как Г. Н. Андреева [1], А. З. Богатырев [2], М. Ю. Сорвина [3; 4], К. А. Сулимов [5], В. Я. Швейцер [6], М. М. Шумилов [7]. При этом среди зарубежных исследователей стоит выделить Г. Паллавера [8], и К. Ператонера [9].

Для понимания детерминант южнотирольского конфликта целесообразно обратиться к ретроспективе его возникновения: предпосылкам, способствовавшим его развитию и дальнейшему разрешению, и, в конечном итоге, обретению Южным Тиролем статуса особой политико-административной единицы Италии. Политико-исторический анализ требует освещения и выделения нескольких ключевых этапов:

1) 1919-1946 гг.: возникновение и становление южнотирольского конфликта.

В 1919 году в соответствии с условиями Сен-Жерменского договора Южный Тироль вошел в состав Италии, несмотря на протесты местного населения, состоящего из 230 тысяч человек  [7].  Именно  с  этого  периода,  как  отмечается,  берут  свое  начало  истоки южнотирольского сепаратизма [2]. С приходом к власти Б. Муссолини и установлением фашистского режима в Италии в 1922 г. в Южном Тироле начинается итальянизация нового региона: официально был запрещен немецкий язык; закрывались немецкие школы; часть южнотирольцев была депортирована в Австрию; в Южный Тироль стали активно переселять итальянских переселенцев. Итальянизация продолжалась до 1944 года [6].

Таким образом, насильственная ассимиляция Италией Южного Тироля привела к притеснению титульной нации нового региона, выражавшемуся преимущественно в запрете немецкого языка, поскольку с запретом последнего следует также отмена истории и культуры проживающего этноса. Нельзя не отметить и искусственное заселение Южного Тироля италоязычным населением. Все эти факторы закономерно способствовали оформлению этнополитического конфликта, выражавшегося в сепаратистских настроениях и имеющего долгосрочные перспективы.

2) 1946–1972 гг.: развитие конфликта и первые попытки его урегулирования.

Окончание Второй Мировой войны знаменовало собой новую веху в южнотирольском вопросе: в 1946 году Австрия и Италия заключают так называемое Парижское соглашение («соглашение Груббера – де Гаспери»), гарантировавшее немецкоязычному населению Южного Тироля право на «сохранение культурной идентичности и обычаев» [1]. Южному Тиролю была предоставлена автономия с особыми условиями, которая была юридически закреплена в Конституции Италии 1947 года и получила новое название – автономная провинция Трентино-Альто-Адидже.

Однако, несмотря на формирование основ для административно-территориального устройства Южного Тироля, итальянизация продолжилась: в 1948 году к Южному Тиролю была присоединена провинция Тренто, вследствие чего немецкоязычное население региона оказалось в меньшинстве и, вопреки предоставленным правам, осталось без внимания со стороны итальянских властей. Это спровоцировало недовольство со стороны южнотирольцев, требовавших освобождения региона, что вылилось в серию террористических актов 1950–1960-х годов. Наиболее известным из них стал теракт 12 июля 1961 года, более известный как «Огненная ночь», когда было нарушено электроснабжение вследствие серии взрывов [2]. Действия сепаратистов привлекли внимание со стороны Австрии и ООН, благодаря чему начался диалог между итальянским и австрийским правительствами, закончившийся расширением прав южнотирольцев на уровне местного самоуправления в 1962 году, повышением статуса немецкого языка в 1969 году и принятием в январе 1972 года статута автономной области Трентино-Альто-Адидже в составе автономных провинций Тренто и Больцано (Южный Тироль), которым предоставлялись «особые формы и условия автономии» [1; 7].

Таким образом, первые попытки юридического урегулирования южнотирольского конфликта в послевоенное время не имели ничего реального эффекта и потому привели к радикальным действиям со стороны недовольного населения. Южный Тироль смог привлечь к себе внимание мировой общественности, не без помощи которой сумел добиться существенного расширения прав и полномочий, главным из которых на данном этапе являлось предоставление статуса автономии.

3) 1972–1992 гг.: постепенное разрешение конфликта.

С момента принятия статута 1972 года, который является одним из основных документов, образующих правовые основы автономии, законодательством Южного Тироля установлено несколько стратегических положений, призванных гарантировать прежде всего политическую автономию и интересы немецкоязычного населения региона [1]:

  1. поддержка культурных и языковых прав, равенство немецкого и итальянского языков («языковой паритет»), а также территориальная автономия региона (Парижское соглашение 1946 года);
  2. обязательство уважительного отношения к языковым меньшинствам и защита их интересов посредством таких мер, как финансирование образовательных учреждений, в которых осуществляется обучение языкам меньшинств, и т.п.;
  3. охрана местных этнических и языковых меньшинств, включая меры, обеспечивающие стимулирование культурного, экономического и социального развития региона и адресную поддержку немецкоязычного населения;
  4. функционирование двух парламентов, один из которых состоит из коренного населения Южного Тироля (Ландтаг);
  5. право законодательной инициативы и деятельности в соответствии с принципами, изложенными в законах государства.

Обновленная система власти, таким образом, отличалась значительной политической автономией для Южного Тироля. Однако, как и на предыдущих этапах, немецкоязычное население в общественно-политической жизни продолжало оставаться в меньшинстве: так, в 1975 году представители немецкоязычного населения Южного Тироля занимали лишь 14 % из 6000 должностей в муниципальных учреждениях, а языковой паритет в государственных структурах был достигнут лишь в 1989 году [7]. Тем не менее, южнотирольский вопрос на указанном этапе явно обрел тенденцию к разрешению.

4) 1992–2008 гг.: официальное завершение конфликта и придание ему латентного характера.

В 1992 году Австрия заявила о прекращении противоречий с Италией по вопросу Южного Тироля [2]. Конфликт, таким образом, был официально разрешен, однако фактически продолжил свое существование в латентной форме и в последующие годы.

Существенный вклад в развитие южнотирольской автономии внесла конституционная реформа 2001 года, которая определила компетенции Итальянской республики и ее политико-административных единиц, а также закрепила принцип автономии, причем защита этнического меньшинства автономии вошла в число национальных интересов Италии. Кроме того, реформа расширила полномочия Южного Тироля путем реализации принципа «динамичной автономии» [1]. В 2006 году в преамбулу Конституции Австрии было добавлено положение об особой роли Австрии, которая официально признавалась гарантом и защитником Южного Тироля.

Рубеж XX–XXI веков ознаменовал собой официальное урегулирование южнотирольского конфликта, который, впрочем, обрел латентную форму, сведя к минимуму риски сепаратистских волнений. Важную роль в этом сыграла сама Италия, которая разрешила противоречия с австрийской стороной и провела конституционную реформу, закрепившую и повысившую уровень южнотирольской автономии.

5) 2008 г. – настоящее время: южнотирольский вопрос на современном этапе.

В 2008 году победа правоцентристской коалиции на парламентских выборах в Италии спровоцировала внутриполитическую борьбу в Южном Тироле между относительно умеренными автономистами в лице ведущей партии Южного Тироля – Народной партии (НПЮТ) – и радикальными сепаратистами из партии Южнотирольской свободы (ЮТС) [7]. Встал вопрос о самоопределении Южного Тироля: представители НПЮТ не требовали выхода области из состава Италии, в то время как ЮТС стояла на позиции воссоединения с Австрией путем проведения референдума.

В 2010-х годах начался новый виток сепаратистских настроений в Южном Тироле, в том числе, не без помощи Австрии: в 2012 году профессором Петером Пернталером был создан проект конституции «Свободного государства “Южный Тироль”» [4]. Проект, как отмечает М. Ю. Сорвина, привел к «политическому пробуждению региона» [3]. Осенью 2013 года ЮТС предприняла попытку проведения плебисцита по вопросу самоопределения южнотирольцев, который был отклонен. Несмотря на это, на неофициально проведенном референдуме 54 % опрошенных высказались за независимость от Итальянской республики [2]. Однако, на наш взгляд, данный результат не отражает реальной политической обстановки в регионе ввиду нелегитимности и нерепрезентативности самого референдума.

Позиции НПЮТ ослабли за счет очередного миграционного кризиса 2015 года, заключавшегося в попытке итальянских властей разместить в Южном Тироле мигрантов из  Азии и Африки. Это позволило радикалам заявить об очередной попытке итальянизации региона [7].

Актуальной в настоящее время является инициатива предоставления населению Южного Тироля двойного гражданства – Италии и Австрии. В 2017 году в правительственной программе Австрии была отмечена возможность получения южнотирольцами двойного гражданства в рамках евроинтеграции. Предполагалось, что к 2020 году будут выработаны механизмы получения австрийского паспорта. Кроме того, спортсменам из Южного Тироля предоставлялась возможность представлять сборную Австрии. Инициатива, однако, встретила критику со стороны итальянских властей и не была реализована.

Тем не менее, тенденция к снижению напряженности в регионе продолжается: 1 января 2020 года был сформирован совместный кабинет министров Австрии, в правительственной программе которого отмечалось развитие автономии Южного Тироля посредством тесного взаимодействия Австрийской и Итальянской республик, что было встречено поддержкой политических сил Южного Тироля [7].

Таким образом, вопреки событиям конца 2000-х – начала 2010-х годов, серьезно повлиявшим на политическую обстановку в Южном Тироле, сегодня ситуация в автономной области характеризуется как относительно благополучная, несмотря на сохранение объективных предпосылок к активизации и интенсификации конфликта: относительной нестабильности внутриполитической ситуации, лоббирования идеологии «правых партий», ослабления евроатлантической солидарности и т.п. Однако обозначенные факторы не отменяют успешности разработанной модели урегулирования противоречий в Южном Тироле, основанной на разделении этноязыковых групп и взаимодействии этнических меньшинств региона с итальянскими властями. Важно отметить и роль Австрии в разрешении южнотирольского конфликта: начиная с 2017 года, республика в рамках общеевропейской интеграции активно вовлечена в дальнейшее развитие Южного Тироля.

Следовательно, в настоящее время Южный Тироль можно назвать одним из самых успешных и эффективных образцов решения этнополитического конфликта посредством предоставления территориальной автономии с широким перечнем полномочий. Между автономией, состоящей из трех основных этнических и языковых групп, и Итальянской республикой выстроена комплексная система сдержек, противовесов и преференций. Особенность и базис данной системы - разделение населения Южного Тироля на основе самоидентификации в ходе регулярных переписей населения на этноязыковые сообщества, прежде всего, итало- и немецкоязычное. Это разделение, как отмечается, является основанием для системы квот на публичной службе, раздельных систем школьного обучения, принятия некоторых решений в парламенте провинции и прочего [1; 2].

Модель регулирования южнотирольского конфликта представляет большой интерес. Однако необходимо понимать, что прямое проецирование и транслирование принципов этой модели на сценарии других межэтнических конфликтов, разворачиваемых сегодня в мире – например, на Ближнем Востоке – является некорректным. Несмотря на общие признаки, простое калькирование модели в целях разрешения трудноразрешимых противоречий не представляется возможным ввиду того, что культурно-исторические особенности региона, благодаря которым и закладывается почва для потенциального этнополитического конфликта, не будут учтены. В самом Южном Тироле, вопреки существенному прогрессу в контексте нивелирования конфликта, сохранился ряд нерешенных вопросов, которые в условиях политической нестабильности способны привести к новому всплеску сепаратизма и национализма. Поэтому, определяя основные детерминанты сохранения стабильности в Южном Тироле, следует опираться как на конституционно-правовые основы автономии, так и на динамику развития взаимоотношений в южнотирольском обществе в среднесрочной перспективе.

×

About the authors

Samat R. Arslanov

National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: srarslanov@mail.ru

Студент второго года обучения направления подготовки «Политология» Историко-социологического института

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

References

  1. Андреева Г. Н. Конституционно-правовые основы автономии Южного Тироля (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. Реферативный журнал. – 2017. – № 4. – С. 56–64.
  2. Богатырев А. З., Даова М. Х. Южнотирольская модель автономии как паттерн урегулирования конфликтов этнических меньшинств // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 12. – С. 156–159.
  3. Сорвина М. Ю. Политические силы Южного Тироля и его автономия // Сепаратизм в политической жизни современной Европы / под ред. П. Е. Канделя. – М.: Институт Европы РАН, 2015. – С. 59–68.
  4. Сорвина М. Ю. Современная мирная инициатива по урегулированию межэтнической проблемы Южного Тироля // Проблемы толерантности: история и современность. Материалы международной научной конференции, г. Череповец 16– 18 апреля 2015 г. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2015. – С. 83–85.
  5. Сулимов К. А. Автономная провинция Больцано (Южный Тироль) [Электронный ресурс] // Проект Российского научного фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнациональных отношениях: региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств». Режим доступа: http://identityworld.ru/maps_aera/profile/south_tyrol.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
  6. Швейцер В. Я. Южный Тироль: тлеющий очаг сепаратизма в Европе // Научно- аналитический вестник Института Европы РАН. – 2018. – № 2. – С. 43–46.
  7. Шумилов М. М., Шмидт О. И. Южнотирольский вопрос как фактор межгосударственных отношений Италии и Австрии // Управленческое консультирование. – 2020. – № 6. – С. 64–81.
  8. Pallaver G. South Tyrol’s changing political system: from dissociative on the road to associative conflict resolution // Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. – 2014. – Vol. 42. – Is. 3. – P. 376–398.
  9. Perathoner Ch. Die Südtirol-Autonomie als internationales Referenzmodell? Die internationale Absicherung und die Verallgemeinerungsfähigkeit der Südtiroler Errungenschaften // Europa ethnica. Zeitschrift für Minderheitenfragen. – 2015. – N. 3–4. – S. 94–109.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».