A value-based role-playing game as a method of prospective teacher’s moral culture development

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper substantiates the importance of prospective teacher’s moral culture development. The author argues the values realized in the value-orientational activity of the teacher as moral guidelines that indicate the path of spiritual renewal of society. The author shows the relationship between the value-orientational activity of the teacher and his or her moral culture. It is stated that a value-based role-playing game is an effective method of prospective teacher’s moral culture development. The author finds similarities and differences between a value-based role-playing game and an ethical dialogue. The paper also contains the differences between spontaneous classroom pedagogical situations with value content and specially prepared and played out value-based role-playing games according to a specially prepared scenario. There are some examples of spontaneous and specially prepared value-based role-playing games in this paper. The author substantiates the importance of value-based role-playing games for prospective teacher understanding of his or her purpose in life in general and in prospective professional activities in particular, as well as in the search for moral life and pedagogical guidelines. The author provides evidence that in the process of participation in value-based role-playing games prospective teachers, mastering the knowledge about the moral guidelines of the value-orientational activity of the teacher, extract new ideas, which are subsequently transformed into principles that become the foundations of ethical and pedagogical activity. The purpose of a value-based role-playing game as a method of prospective teacher’s moral culture development is revealed: a value-based role-playing game allows to organize the interaction of students with values that clarify the meaning of pedagogical activity, life and the teacher’s purpose in life.

About the authors

Irina M. Shadrina

Murmansk Arctic State University

Author for correspondence.
Email: irina.shadrina.1960@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, associate professor, acting rector

Russian Federation, Murmansk

References

  1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  2. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  3. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  4. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  5. Шадрина И.М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя: автореф. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 47 с.
  6. Анюшенкова О.Н. ролевые игры в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 8–11.
  7. Деревянко А.А., Свистунов А.С. Применение метода ролевой игры в процессе обучения грамматике английского языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6–3 (96). С. 46–49.
  8. Левина Е.А., Лазутова Л.А. Использование ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8–1 (86). С. 207–210.
  9. Демина С.С. Ролевые игры и метод анализа конкретных ситуаций на практических занятиях по истории со студентами вуза // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 59–66.
  10. Еремин Р.В. Использование сюжетно-ролевой игры в физической подготовке курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 5–9.
  11. Майорова Т.Е., Савчина М.Д. Формирование культуры сотрудничества у студентов вуза посредством ролевой игры // Психология обучения. 2018. № 10. С. 104–113.
  12. Мурзубраимова Д.У., Акматов К.К. Значение использования ситуационно-ролевых игр в подготовке будущего учителя // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 213–217.
  13. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
  14. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. 205 с.
  15. Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 208 с.
  16. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практики проведения. М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005. 360 с.
  17. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
  18. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  19. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
  20. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
  21. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.
  22. Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. 848 с.
  23. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.
  24. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГУ, 1996. 190 с.
  25. Сухобская Г.С. Взрослый человек в современной образовательной ситуации // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т. Т. III. Кн. 1. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 16–80.
  26. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  27. Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 1. С. 43–48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Shadrina I.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».