Ценностная ролевая игра как метод формирования нравственной культуры будущего учителя
- Авторы: Шадрина И.М.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 9, № 3 (2020)
- Страницы: 304-308
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/50659
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093311
- ID: 50659
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье обосновывается важность формирования нравственной культуры студента – будущего учителя; аргументируется значение ценностей, реализуемых в ценностно-ориентационной деятельности учителя, как моральных ориентиров, указывающих на путь духовного обновления общества; показывается взаимосвязь ценностно-ориентационной деятельности педагога и его нравственной культуры; утверждается, что эффективным методом формирования нравственной культуры будущих учителей является ценностная ролевая игра; показывается общее и различное ценностной ролевой игры и этического диалога; обосновываются различия спонтанных, осуществляемых в спонтанно возникающей на занятии педагогической ситуации с ярко выраженным ценностным содержанием, и специально подготовленных, разыгрываемых по специально подготовленному сценарию, ценностных ролевых игр; приводятся примеры спонтанных и специально подготовленных ценностных ролевых игр; обосновывается значение ценностных ролевых игр в осмыслении студентом – будущим учителем своего назначения в жизни и особенно в предстоящей профессиональной деятельности, а также в поиске моральных жизненных и педагогических ориентиров; приводятся доказательства того, что в процессе участия в ценностных ролевых играх будущие учителя, овладевая знанием о моральных ориентирах ценностно-ориентационной деятельности педагога, извлекают из этого знания новые для них идеи, преобразуемые впоследствии в принципы, становящиеся основаниями этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа; раскрывается назначение ценностной ролевой игры как метода формирования нравственной культуры студента – будущего учителя: ценностная ролевая игра позволяет организовывать взаимодействия студентов с ценностями, проясняющими смысл педагогической деятельности, жизни, назначение учителя в жизни.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Михайловна Шадрина
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.shadrina.1960@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, временно исполняющий обязанности ректора
Россия, МурманскСписок литературы
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
- Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
- Шадрина И.М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя: автореф. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 47 с.
- Анюшенкова О.Н. ролевые игры в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 8–11.
- Деревянко А.А., Свистунов А.С. Применение метода ролевой игры в процессе обучения грамматике английского языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6–3 (96). С. 46–49.
- Левина Е.А., Лазутова Л.А. Использование ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8–1 (86). С. 207–210.
- Демина С.С. Ролевые игры и метод анализа конкретных ситуаций на практических занятиях по истории со студентами вуза // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 59–66.
- Еремин Р.В. Использование сюжетно-ролевой игры в физической подготовке курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 5–9.
- Майорова Т.Е., Савчина М.Д. Формирование культуры сотрудничества у студентов вуза посредством ролевой игры // Психология обучения. 2018. № 10. С. 104–113.
- Мурзубраимова Д.У., Акматов К.К. Значение использования ситуационно-ролевых игр в подготовке будущего учителя // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 213–217.
- Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. 205 с.
- Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 208 с.
- Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практики проведения. М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005. 360 с.
- Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
- Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
- Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.
- Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. 848 с.
- Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГУ, 1996. 190 с.
- Сухобская Г.С. Взрослый человек в современной образовательной ситуации // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т. Т. III. Кн. 1. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 16–80.
- Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
- Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 1. С. 43–48.
Дополнительные файлы
