Ценностная ролевая игра как метод формирования нравственной культуры будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье обосновывается важность формирования нравственной культуры студента – будущего учителя; аргументируется значение ценностей, реализуемых в ценностно-ориентационной деятельности учителя, как моральных ориентиров, указывающих на путь духовного обновления общества; показывается взаимосвязь ценностно-ориентационной деятельности педагога и его нравственной культуры; утверждается, что эффективным методом формирования нравственной культуры будущих учителей является ценностная ролевая игра; показывается общее и различное ценностной ролевой игры и этического диалога; обосновываются различия спонтанных, осуществляемых в спонтанно возникающей на занятии педагогической ситуации с ярко выраженным ценностным содержанием, и специально подготовленных, разыгрываемых по специально подготовленному сценарию, ценностных ролевых игр; приводятся примеры спонтанных и специально подготовленных ценностных ролевых игр; обосновывается значение ценностных ролевых игр в осмыслении студентом – будущим учителем своего назначения в жизни и особенно в предстоящей профессиональной деятельности, а также в поиске моральных жизненных и педагогических ориентиров; приводятся доказательства того, что в процессе участия в ценностных ролевых играх будущие учителя, овладевая знанием о моральных ориентирах ценностно-ориентационной деятельности педагога, извлекают из этого знания новые для них идеи, преобразуемые впоследствии в принципы, становящиеся основаниями этико-педагогической деятельности как деятельности ценностно-ориентационного типа; раскрывается назначение ценностной ролевой игры как метода формирования нравственной культуры студента – будущего учителя: ценностная ролевая игра позволяет организовывать взаимодействия студентов с ценностями, проясняющими смысл педагогической деятельности, жизни, назначение учителя в жизни.

Об авторах

Ирина Михайловна Шадрина

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.shadrina.1960@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, временно исполняющий обязанности ректора

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  2. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  3. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  4. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  5. Шадрина И.М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя: автореф. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 47 с.
  6. Анюшенкова О.Н. ролевые игры в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 8–11.
  7. Деревянко А.А., Свистунов А.С. Применение метода ролевой игры в процессе обучения грамматике английского языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6–3 (96). С. 46–49.
  8. Левина Е.А., Лазутова Л.А. Использование ролевой игры в качестве практико-ориентированного задания при обучении иностранному языку в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8–1 (86). С. 207–210.
  9. Демина С.С. Ролевые игры и метод анализа конкретных ситуаций на практических занятиях по истории со студентами вуза // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 27 (46). С. 59–66.
  10. Еремин Р.В. Использование сюжетно-ролевой игры в физической подготовке курсантов вузов МВД // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 5–9.
  11. Майорова Т.Е., Савчина М.Д. Формирование культуры сотрудничества у студентов вуза посредством ролевой игры // Психология обучения. 2018. № 10. С. 104–113.
  12. Мурзубраимова Д.У., Акматов К.К. Значение использования ситуационно-ролевых игр в подготовке будущего учителя // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 213–217.
  13. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
  14. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. 205 с.
  15. Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 208 с.
  16. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практики проведения. М.: Дашков и К°: МАН ИПТ, 2005. 360 с.
  17. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
  18. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
  19. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
  20. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
  21. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.
  22. Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В. Балязин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. 848 с.
  23. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.
  24. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГУ, 1996. 190 с.
  25. Сухобская Г.С. Взрослый человек в современной образовательной ситуации // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т. Т. III. Кн. 1. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. СПб.: ИОВ РАО, 2000. С. 16–80.
  26. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
  27. Шадрина И.М. Сущность, назначение и содержание этико-педагогического подхода к формированию нравственной культуры будущего учителя // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 1. С. 43–48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шадрина И.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».