Том 12, № 1 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Школьная повседневность старшеклассников в университетском лицее и гимназии: опыт сравнительного исследования

Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью уменьшения дефицита в изучении влияния организационных форм школьной жизнедеятельности на восприятие учащимися различных аспектов школьной повседневности. Сделан акцент на том, что предметом исследования являются не объективные факты школьной повседневности, а их представленность в сознании, мнениях, оценках старшеклассников. Представлена модель школьной повседневности как предмета исследования, основанная на анализе разных подходов к анализу повседневности (социально-антропологического, социально-психологического, социально-педагогического). Цель: выявление влияния внешних форм организации школьной жизнедеятельности на особенности повседневности старших школьников. Гипотеза: формы организации школьной жизнедеятельности, а также специфика состава образовательных организаций находят отражение в значимости тем внеурочного общения, «привязанности» к инструментам функционирования в интернет-сфере, распространенности в среде десятиклассников интернет-сленга и нецензурной лексики. Участники: учащиеся 10-х классов (N = 143) гимназии (n = 75) и лицея (n = 68) (г. Ульяновск) в возрасте 16–17 лет. Методы (инструменты): методика «Круги» Т. Коттла для определения характеристик восприятия школьного времени; «Тест цветовых отношений» (А. М. Эткинд, Н. М. Платонова) для фиксации параметров социофизического пространства школьной повседневности; анкета для выявления основных демографических характеристик и характеристик персонализированного вещного «мира» школьной повседневности. Результаты: установлено влияние прошлого школьного опыта десятиклассников на личную ценность «школьного прошлого, настоящего и будущего»; показано, что восприятие физического пространства образовательной организации зависит от его «присвоенности» и психологической безопасности использования; приведены данные о различиях в содержании и стиле внеурочного общения обследованных старшеклассников в зависимости от особенностей образовательных организаций; показана связь отношения десятиклассников к норме «школьной внешности» и к использованию гаджетов со степенью регламентированности «школьного поведения» в данной образовательной организации. Основные выводы: 1) форма организации школьной жизнедеятельности выступает как фактор, влияющий на некоторые характеристики повседневности старших школьников; 2) подчеркивается практический смысл дальнейшего исследования заявленной проблематики.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):4-16
pages 4-16 views

Научно-проектный кампус университета как эффективная среда развития студента-инноватора

Дианова Ю.А., Сергеева С.В.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью трансформации воспитательной среды современного университета, выступающей одним из условий эффективного развития студента-инноватора, мотивированного на осуществление научных исследований и разработок, способного на поиск оригинальных идей, инновационных решений, реализацию проектов. Цель: раскрыть сущность понятия «научно-проектный кампус», определить структуру готовности студентов к инновационной деятельности в условиях научно-проектного кампуса, выявить возможности научно-проектного кампуса университета как эффективной среды развития студента-инноватора на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический универстет» (ПензГТУ). Показано, что эффективной воспитательной средой, способной обеспечить систему возможностей для креативности, изобретательства и личностного саморазвития студента-инноватора в современном университете, выступает научно-проектный кампус. Раскрыта сущность понятия «научно-проектный кампус» с позиции средового подхода. Представлена структура готовности студента к инновационной деятельности в условиях научно-проектного кампуса, состоящая из четырех функциональных блоков. Личностно-мотивационный блок включает личностные и профессиональные качества студента, определяющие его отношение к инновациям, носящим профориентированный характер. Блок осмысления содержит представление о целях и содержании инновационной деятельности. Блок реализации включает качества, обеспечивающие творческое воплощение инновационного проекта на практике, а блок рефлексии отражает качества, связанные с оценкой студентом собственной инновационной деятельности. Выявлены и охарактеризованы на примере практики ПензГТУ организационные, содержательные и технологические возможности кампуса для развития студента-инноватора. Организационные возможности включают ресурсный потенциал и структурированность среды. Содержательные возможности представлены программным обеспечением инновационной деятельности студентов в условиях научно-проектного кампуса университета. В качестве технологических возможностей среды выступают диагностика, прогнозирование, проектирование, продуцирование результата, предполагающее изменение среды и личности согласно поставленным целям. Сделан вывод о потенциале научно-проектного кампуса для организации и осуществления научно-прикладных исследований и генерации проектов, студенческих коллабораций, профориентации студентов-инноваторов новой формации.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):17-23
pages 17-23 views

Межличностное отвержение как особый вариант отношений в онтологической константе Я – Другой

Рягузова Е.В.

Аннотация

Статья посвящена межличностному отвержению, обусловленному разрывом отношений в диаде Я – Другой. Научный интерес сфокусирован только на остракизме, который связан с практиками игнорирования и исключения представителя своей группы из общей коммуникативной и ролевой командной сети в качестве ответной меры или группового наказания. Предложен треугольник субъектов межличностного отвержения – тот, кто отвергает, тот, кого отвергают, и тот, кто является свидетелем остракизм-события. В соответствии с этой идеей рассмотрена стадиальная теории остракизма К. Уильямса, акцентирующая внимание на фрустрации потребностей человека, подвергшегося остракизму, и возможных последствиях отвержения. Представлена универсальная модель Л. Ричман и М. Лири, основанная на формировании различных мотивационных треков в зависимости от субъективной интерпретации негативного межличностного события и объясняющая непосредственные и долгосрочные последствия этого негативного опыта. Проанализирована адаптивная теория исключения Г. Фридмана, К. Уильямса, Дж. Бира, в центре внимания которой находится интерактивная природа социальной эксклюзии, предполагающая изучение обеих взаимодействующих сторон – тех, кто исключает, и тех, кого исключают. Описана теория С. Рудерт и Р. Грайфенедера, ориентированная на третью сторону ситуации отвержения, т. е. на наблюдателя, от действия или бездействия которого зависят последствия межличностного отвержения. Прикладной аспект исследуемой проблемы состоит в возможности применения результатов теоретической рефлексии в образовательном процессе, а также разработки превентивных мер предупреждения асоциального поведения и программ психотерапевтического вмешательства и психологической поддержки субъектов отвержения.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):24-33
pages 24-33 views

Субъективное благополучие в связи с различными формами активности студенческой молодежи

Шамионов Р.М.

Аннотация

Социальная активность является сферой социализации личности студентов и их самореализации. Исследование взаимосвязи приверженности различным формам социальной активности и характеристик субъективного благополучия позволит выяснить наиболее общие параметры согласованности активности и направленности личности студентов. Цель: провести анализ взаимосвязи характеристик субъективного благополучия и форм социальной активности. Предполагается, что разные формы активности имеют потенциал удовлетворения психологических потребностей студентов и установления баланса между желаемым и действительным. Участники. 215 студентов университетов России в возрасте 17–27 лет; средний возраст М = 20,2; SD = 2.44 (42.3% – мужчины). Методы (инструменты): анкета для выявления основных демографических характеристик и приверженности различным формам активности, которые объединены в четыре вида – гражданско-политическую, протестно-субкультурную, духовно-образовательную, досуговую. Для определения характеристик субъективного благополучия использованы: The Basic Needs Satisfaction in General Scale (M. M. Johnston, S. Finney); Шкала субъективного счастья (С. Любомирски и Х. Леппер); Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер); методика социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман). Результаты. Когнитивный компонент субъективного благополучия студентов сопряжен с их стремлением к гражданскому и политическому участию, добровольчеству, развитию своего потенциала, а также к образованию. Эмоциональный компонент позитивно связан с реализацией духовного поиска, образовательной активностью, саморазвитием и негативно – с протестными формами активности и участием в субкультурных движениях. Установлено: досуговые формы активности связаны с удовлетворением базовых потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими; протестно-субкультурные формы активности не способствуют в полной мере удовлетворению потребности в автономии и компетентности; приверженность студентов гражданско-политической и духовно-образовательной активности сопряжена с удовлетворением потребности в компетентности. Основные выводы. Наиболее психологически напряженные формы социальной активности студентов – протестные и участие в субкультурных движениях – связаны с фрустрацией базовых потребностей, социальной фрустрацией.

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):34-39
pages 34-39 views

Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа

Кашапов М.М., Сурина Н.В.

Аннотация

Впервые ресурсность мышления понимается как интеллектуальная способность субъекта использовать любой импульс в конструктивном ключе. Актуальность исследования заключается в решении проблемы, каким образом ресурсность мышления способствует осознаванию и задействованию максимально возможного количества внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленной задачи в условиях социализации и профессионализации субъекта. Цель: исследование особенностей ресурсности мышления профессионалов социономического типа. Гипотеза: существуют различия в особенностях формирования и проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Исследование выполнено на выборке педагогических (n = 110) и медицинских (n = 106) работников (г. Ярославль). Педагогические работники: средний стаж работы по профессии 10,1 года, общий стаж работы – 15,3 года. Медицинские работники: средний стаж работы по профессии 13,3 года, общий стаж работы – 17,3 года. Методики: для фиксации компонентов ресурсности мышления применена методика диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) (И. В. Серафимович, Е. А. Медведева, Н. В. Сурина); для диагностики личностныххарактеристик использовались 5-факторный опросник осознанности (Ruth A. Bear, T. G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney) (адаптация Н. М. Юмартовой, Н. В. Гришиной), методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова), методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко). Установлено, что все компоненты ресурсности профессионального мышления и ее общий уровень характеризуются средним показателем развития. Показано, каким образом педагоги и медики, обладая определенными личностными и когнитивными характеристиками, обеспечивают эффективное решение актуальных задач профессиональной деятельности с помощью осознания, привлечения и эффективного использования внешних и внутренних ресурсов. Предложенное нами определение ресурсности мышления, как показали результаты проведенного исследования, в равной степени относится к ресурсности мышления как педагогов, так и врачей.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):40-48
pages 40-48 views

Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников

Матяш Н.В., Павлова Т.А., Поздняков Г.В.

Аннотация

Актуальность исследования механизмов психологической защиты обусловлена их значимостью в развитии саморегуляции личности, важностью для практики обучения и воспитания старшеклассников и студентов. Цель: выявить и сопоставить особенности психологической защиты и доминирующих стратегий в общении старшеклассников и студентов-первокурсников. Теоретический анализ проблемы показал ее недостаточную изученность. Гипотеза: психологическая защита у старшеклассников и студентов имеет сходный характер, поскольку их можно отнести к одной возрастной группе. Выборка: старшеклассники общеобразовательных школ (n = 50, возраст 16–17 лет, из них 30 юношей и 20 девушек) и студенты первого курса вуза (n = 100, возраст 17–19 лет, из них 65 юношей и 35 девушек), г. Брянск. Применялись методики «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте) и «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В. В. Бойко). Полученные результаты свидетельствуют, что проявление разных типов психологической защиты и их доминирующих стратегий в общении у двух групп испытуемых имеет схожий характер. Статистически значимых различий между показателями (по t-критерию Стьюдента) также не найдено, что подчеркивает принадлежность испытуемых к одному психологическому возрасту – юношескому. Установлено, что центром психологической защиты у старшеклассников являются механизмы регрессии и замещения, устудентов – замещения. Показано также, что в юношеском возрасте преобладают такие стратегии психологической защиты, как миролюбие и избегание. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи неконструктивных стратегий защиты в общении и незрелых, неадаптивных видов психологической защиты у старшеклассников и студентов. Полученные результаты способствуют более полному пониманию закономерностей саморегуляции поведения старших школьников и студентов-первокурсников, могут быть использованы в консультативной и психокоррекционной работе психолога, а также в практике обучения и воспитания старшеклассников и студентов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):49-57
pages 49-57 views

Образовательный запрос поколения Альфа

Данилова Л.Н.

Аннотация

Актуальность исследования объясняется потребностями современной науки и практики в понимании нынешнего поколения детей. В настоящее время распространяется мнение, что вслед за поколением Z, считавшимся современным, примерно с 2010 г. рождаются дети уже нового поколения, несколько отличающегося от него по условиям жизнедеятельности и общим характеристикам. Мы развиваем дискуссию по теме поколения Альфа, чтобы проблематизировать вопрос его образования, поскольку подавляющая часть этой когорты уже включена в систему дошкольного и начального образования. Цель: выявить современные вызовы в отношении системы образования, возникающие под влиянием особенностей нового поколения. В силу этого одной из задач исследования являлось определение таких психолого-педагогических особенностей Альфа. В основу методологической базы лег поколенческий подход к изучению поведения и обучения детей. В результате сделан вывод, что поколения Альфа и Z отличаются в силу большего влияния на культуру современных технологий: Альфа – первое поколение, уже с рождения живущее в цифровой среде, которое учится взаимодействовать с цифровыми устройствами в раннем возрасте (часто до развития речи). Установлено, что это условие определяет специфику детей Альфа как поколения. Теоретико-эмпирическим путем выявлено, что для него типичны креативность, любознательность, стремление к лидерству, активность и интерес к социальной повестке, а также ряд настораживающих характеристик – излишняя самоуверенность, повышенная возбудимость, неприятие правил. Показано, что эти особенности и жизнь в цифровой среде объясняют запрос Альфа к образованию. Раскрыты проблемы на пути разрешения возникших вызовов (философские, материально-финансовые, кадровые, методические). 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):58-67
pages 58-67 views

Включенность подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром как фактор духовного развития личности

Давыдова Л.Н., Сатарова Л.А.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью решения научно-педагогической проблемы, связанной с изучением духовности, формирования на ее основе поведения подростков путем включения их в процесс овладения поведенческими паттернами. Обоснован замысел исследования, который состоит в понимании механизмов работы высших законов бытия, когда не только понимание, но и выстраивание жизни в соответствии с ними и законами добра приводит к осознанию того, что задуманное осуществляется естественным путем и это свидетельствует о гармоничном взаимодействии с окружающим миром. Отмечено, что духовность и нравственность не тождественны, но схожесть их определяется направленностью на формирование и регуляцию отношений с окружающим миром «изнутри». Цель: определение педагогических средств, способствующих активизации развития у подростков сознания, основанного на духовности. Гипотеза: если подвести подростков к пониманию основ организующей силы законов мироздания, вооружить их соответствующими поведенческими паттернами, то в результате накопленного опыта они смогут гармонично взаимодействовать с окружающим миром, достигая при этом максимальных успехов в повседневной жизни. Выборка: школьник и подростки (N = 52) в возрасте 14–15 лет (г. Астрахань). Методики: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика «Незаконченное предложение», уточняющая беседа, направленная на выявление особенностей понимания духовно-нравственных ценностей подростков и их отношений с окружающим миром. Результаты: на основании качественных изменений, произошедших в результате педагогического эксперимента, подтверждены значимость включенности подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром и его необходимость как фактора духовного развития личности. Вывод: использование тренинга «Искусство социального общения» способствовало активизации включенности подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):68-76
pages 68-76 views

Преемственность традиций воспитания в духовных учебных заведениях

Филиппов А.Н.

Аннотация

Актуальность исследования определяется востребованностью традиций православной педагогики, которая даже в период официального запрета религии и церкви в советском государстве не только являлась хранителем нравственности и духовности, но и оказывала влияние на подходы к организации воспитательной работы в общеобразовательной школе. Цель: выявить преемственность традиций воспитательной работы в духовных учебных заведениях. На основе сопоставления ряда исследований воспитательных традиций в раннехристианской школе выделены характерные черты воспитания – обучение в разновозрастных группах, индивидуальный характер обучения, герменевтический подход к обучению, неотделимость от повседневной жизни, связь с семьей, воспитывающий характер обучения. Приведены примеры по каждой из отмеченных характеристик. Упоминается подвижническая деятельность С. А. Рачинского, открывшего ряд школ, которые работали в соответствии с традициями православной педагогики. Высказано предположение, что одним из основных факторов преемственности традиций воспитания в христианских учебных заведениях с момента появления первых христианских школ и до настоящего времени является универсальность и неизменность главной цели православного воспитания – научить человека, как достичь доступного ему совершенства. Показано, что преемственность воспитательных традиций в духовных образовательных заведениях обеспечивается также каноническим учением о трехсоставной природе человека: тело, душа и дух. Определено, что достижение цели православной педагогики возможно при целенаправленном совершенствовании всех составляющих человека. Развитие тела связано с заботой о физическом и ментальном здоровье и основывается на правилах богоугодной жизни. Развитие души человека предполагает заботу о его личностно-эмоциональной сфере и включает такие понятия, как любовь, красота, труд, чувство прекрасного. Развитие духа связано с постоянной тренировкой воли, характера. Сделан вывод, что педагогический опыт духовных учебных заведений уместен в современных условиях, поскольку основывается на духовных традициях русского народа, исторически связанных с Православием.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):77-83
pages 77-83 views

Памяти Владимира Ивановича Страхова: к 90-летию со дня рождения

Голованова А.А.

Аннотация

Посвящено 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, замечательного, яркого человека Владимира Ивановича Страхова (1932–2021). Его профессиональная жизнь неразрывно была связана с Саратовским государственным педагогическим институтом имени К. Федина и Саратовским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского. Поле научных интересов В. И. Страхова составляли вопросы психологии внимания, педагогической психологии, психологии спорта, литературного, музыкального и иных видов творчества. Он был верным хранителем, продолжателем, выразителем традиций своего отца – известного отечественного ученого, основателя саратовской психологической школы Ивана Владимировича Страхова. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):84-86
pages 84-86 views

Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола

Вагапова А.Р., Кленова М.А.

Аннотация

Представлена информация о прошедшем 9 июня 2022 г. заседании круглого стола «Формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения». Участники обсудили широкий спектр теоретико-методологических, философских, правовых, организационно-управленческих, медико-профилактических, психологопедагогических и иных практических вопросов организации и совершенствования системы формирования у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, профилактики суицидального и аутоагрессивного поведения. В представленных докладах нашли отражение вопросы научно-методического обеспечения профилактики деструктивного поведения молодежи, психологопедагогического сопровождения, подготовки кадров для обеспечения совершенствования форм и методов предупреждения суицидального и аутоагрессивного поведения.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):87-92
pages 87-92 views

Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации (итоги научного форума)

Селиванова Ю.В., Скворцова В.О.

Аннотация

Представлена информация о прошедшей 14–15 октября 2022 г. международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации». Конференция продолжает традицию ежегодных научно-практических конференций, посвященных проблемам дефектологического образования, формированию единого научного, образовательного и информационного пространства в области коррекционной педагогики и психологии, обеспечению комплексного медико-социально-психолого-педагогического подхода к сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(1):93-98
pages 93-98 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».