Том 12, № 1 (2023)
Статьи
Школьная повседневность старшеклассников в университетском лицее и гимназии: опыт сравнительного исследования
Аннотация



Научно-проектный кампус университета как эффективная среда развития студента-инноватора
Аннотация



Межличностное отвержение как особый вариант отношений в онтологической константе Я – Другой
Аннотация



Субъективное благополучие в связи с различными формами активности студенческой молодежи
Аннотация
Социальная активность является сферой социализации личности студентов и их самореализации. Исследование взаимосвязи приверженности различным формам социальной активности и характеристик субъективного благополучия позволит выяснить наиболее общие параметры согласованности активности и направленности личности студентов. Цель: провести анализ взаимосвязи характеристик субъективного благополучия и форм социальной активности. Предполагается, что разные формы активности имеют потенциал удовлетворения психологических потребностей студентов и установления баланса между желаемым и действительным. Участники. 215 студентов университетов России в возрасте 17–27 лет; средний возраст М = 20,2; SD = 2.44 (42.3% – мужчины). Методы (инструменты): анкета для выявления основных демографических характеристик и приверженности различным формам активности, которые объединены в четыре вида – гражданско-политическую, протестно-субкультурную, духовно-образовательную, досуговую. Для определения характеристик субъективного благополучия использованы: The Basic Needs Satisfaction in General Scale (M. M. Johnston, S. Finney); Шкала субъективного счастья (С. Любомирски и Х. Леппер); Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер); методика социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман). Результаты. Когнитивный компонент субъективного благополучия студентов сопряжен с их стремлением к гражданскому и политическому участию, добровольчеству, развитию своего потенциала, а также к образованию. Эмоциональный компонент позитивно связан с реализацией духовного поиска, образовательной активностью, саморазвитием и негативно – с протестными формами активности и участием в субкультурных движениях. Установлено: досуговые формы активности связаны с удовлетворением базовых потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими; протестно-субкультурные формы активности не способствуют в полной мере удовлетворению потребности в автономии и компетентности; приверженность студентов гражданско-политической и духовно-образовательной активности сопряжена с удовлетворением потребности в компетентности. Основные выводы. Наиболее психологически напряженные формы социальной активности студентов – протестные и участие в субкультурных движениях – связаны с фрустрацией базовых потребностей, социальной фрустрацией.



Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа
Аннотация



Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников
Аннотация



Образовательный запрос поколения Альфа
Аннотация



Включенность подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром как фактор духовного развития личности
Аннотация



Преемственность традиций воспитания в духовных учебных заведениях
Аннотация



Памяти Владимира Ивановича Страхова: к 90-летию со дня рождения
Аннотация



Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола
Аннотация



Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации (итоги научного форума)
Аннотация


