Образовательный запрос поколения Альфа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования объясняется потребностями современной науки и практики в понимании нынешнего поколения детей. В настоящее время распространяется мнение, что вслед за поколением Z, считавшимся современным, примерно с 2010 г. рождаются дети уже нового поколения, несколько отличающегося от него по условиям жизнедеятельности и общим характеристикам. Мы развиваем дискуссию по теме поколения Альфа, чтобы проблематизировать вопрос его образования, поскольку подавляющая часть этой когорты уже включена в систему дошкольного и начального образования. Цель: выявить современные вызовы в отношении системы образования, возникающие под влиянием особенностей нового поколения. В силу этого одной из задач исследования являлось определение таких психолого-педагогических особенностей Альфа. В основу методологической базы лег поколенческий подход к изучению поведения и обучения детей. В результате сделан вывод, что поколения Альфа и Z отличаются в силу большего влияния на культуру современных технологий: Альфа – первое поколение, уже с рождения живущее в цифровой среде, которое учится взаимодействовать с цифровыми устройствами в раннем возрасте (часто до развития речи). Установлено, что это условие определяет специфику детей Альфа как поколения. Теоретико-эмпирическим путем выявлено, что для него типичны креативность, любознательность, стремление к лидерству, активность и интерес к социальной повестке, а также ряд настораживающих характеристик – излишняя самоуверенность, повышенная возбудимость, неприятие правил. Показано, что эти особенности и жизнь в цифровой среде объясняют запрос Альфа к образованию. Раскрыты проблемы на пути разрешения возникших вызовов (философские, материально-финансовые, кадровые, методические). 

Об авторах

Лариса Николаевна Данилова

Ярославский государственный педагогический университет

ул. Республиканская, д. 108

Список литературы

  1. Strauss W., Howe N. Gen erations. New York : Harper Perennial, 1991. 318 p.
  2. Mannheim K. Das Problem der Generationen // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. 1928. Jg. 7, H. 2. S. 157–185.
  3. Becker H. Dynamics of Cohort and Generations Research. Amsterdam : Thesis Publishers, 1992. 656 p.
  4. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования (Социс). 2018. № 3. С. 15–33. 10.7868/S0132162518030029' target='_blank'>https://doi: 10.7868/S0132162518030029
  5. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М. : Sуnergy Book, 2020. 192 с.
  6. Drugaş М. Screenagers or “Screamagers”? Current perspectives on Generation Alpha // Psychological thought. 2022. Vol. 15, no. 1. Р. 1–11. 10.37708/psyct.v15i1.732' target='_blank'>https://doi: 10.37708/psyct.v15i1.732
  7. McCrindle M., Fell A. Generation Alpha. London : Headline Publishing Group, 2021. 352 р.
  8. Sladek S., Grabinger A. Gen Z: The fi rst generation of the 21st Century has arrived! Minnesota : XYZ University, 2018. 16 р.
  9. Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies // Consumer Packaged Goods. 2018. Vol. 1, no. 1. Р. 1–10.
  10. Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z Generations at workplaces // Journal of Competitiveness. 2016. Vol. 8, no. 3. P. 90–106. https://doi.org/0.7441/joc.2016.03.06
  11. Feiertag J., Berge Z. L. Training Generation N: how educators should approach the Net Generation // Education+Training. 2008. Vol. 50, no. 6. Р. 457–464. https://doi.org/10.1108/00400910810901782
  12. Woodman D. Generational change and intergenerational relationships in the context of the asset economy // Distinktion: Journal of Social Theory. 2022. Vol. 23, no. 1. Р. 55–69. https://doi.org/10.1080/1600910X.2020.1752275
  13. Turk V. Understanding Generation Alpha. London : Hotwire Consulting, 2017. 21 р.
  14. % детей начинают пользоваться гаджетами ещё в дошкольном возрасте. Hi-Tech.Mail.Ru. 2015. 18 июня. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/ (дата обращения: 15.09.2022)
  15. The future's bright: The future's Gen Alpha. Beano Studios, 2019, Jun 20. URL: https://beanobrain.com (дата обращения: 15.09.2022).
  16. Bonchiș E. Generation Alpha. A great challenge for parents and teachers // Parenting from A to Z. 83 Challenging Themes for Today’s Parents / ed. G. Pânișoară. Iași : Polirom, 2022. Р. 125–131.
  17. Generation ALPHA: Preparing for the future consumer. Wunderman Thompson Commerce, 2019. 24 р. URL: https://gertkoot.files.wordpress.com/2019/10/wtcgeneration-alpha-2019.pdf (дата обращения: 14.09.2022).
  18. Jha A. K. Understanding Generation Alpha // OSF Preprints. 2020. June 20. Р. 1–12. 10.31219/osf.io/d2e8g' target='_blank'>https://doi: 10.31219/osf.io/d2e8g
  19. Gen Alpha: Generation Infi nite // Cassandra. 2022. July 11. URL: https://cassandra.co/ (дата обращения: 17.09.2022)
  20. Putri W. T. A., Umah R. Y. H. The improving of higherorder thinking skills as information fi lter for Alpha Generation // Al-Bidayah: Jurnal Pendidikan Dasar Islam. 2020. Vol. 12, no. 1. Р. 125–138. https://doi.org/10.14421/al-bidayah.v12i1.341
  21. Gomes Carneir C., De Velo Bezerra F., Oste G., Cremonezi G., Reis T. A., Graziano G. O. Study on the Alpha Generation and the refl ections of its behavior in the organizational environment // Quest Journals. Journal of Research in Humanities and Social Science. 2018. Vol. 5, no. 6. Р. 9–19.
  22. Carter C. M. The complete guide to Generation Alpha. The children of Millennials // Forbes. 2016. Vol. 21. December. Р. 74‒76.
  23. Apaydin Ç., Kaya F. An analysis of the preschool teachers’ views on Alpha Generation // European Journal of Education Studies. 2020. Vol. 6, no. 11. Р. 123–141. https://doi.org/10.46827/ejes.v0i0.2815
  24. Barkowitz D. 13 Things to know about the Alpha Generation // Adage. 2016. January 28. URL: https://adage.com/article/digitalnext/13-things-alpha-generation/302366 (дата обращения: 02.05.2022)
  25. Фомичева Е. Е. Виртуальные лабораторные работы в дистанционном обучении физике // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 64–69. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-64-69
  26. Rusman N. S., Ismail H. N., Syed Jaafar S. M. R. Demand of preschool education by Alpha generation on edutainment leisure in the city // International Journal of Built Environment and Sustainability. 2019. Vol. 6, no. 1-2. P. 121–128. https://doi.org/10.11113/ijbes.v6.n1-2.391

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».