Управление процессом обучения английскому языку как иностранному: восприятие в Китае и России
- Авторы: Чичерина Н.В.1, Лю Ф.2, Образцова О.Ю.2
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»
- ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 185-205
- Раздел: Международный опыт интеграции образования
- Статья получена: 31.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/294511
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.185-205
- ID: 294511
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Управление учебным процессом является одной из самых важных областей изучения иностранного языка. Быстрый рост интернационализации образования требует сравнения управления учебным процессом в разных странах. Однако сравнительное исследование по этой проблематике в китайских и российских вузах изучено недостаточно. Целью данной работы является анализ восприятия управления учебным процессом в Китае и России при преподавании английского языка как иностранного.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе сравнительно-сопоставительного анализа, описательного, статистического и других методов. Для изучения проблемы было организовано анкетирование, в котором приняли участие 129 человек. Анкета по 5-балльной шкале Лайкерта используется как в китайских, так и в российских университетах, к данным интервала были применены три квартиля и U-критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. В результате кросс-культурного анализа сходств и различий в восприятии пунктов анкеты авторы установили, что в целом восприятие управления учебным процессом у китайских и российских респондентов имеет больше сходств, чем различий. Понимание различий в восприятии китайскими и российскими респондентами в университетах помогает преподавателям и студентам оправдать ожидания друг друга, а также стимулирует новые или измененные стратегии управления работой в классе. Кроме того, сформулирован ряд практических рекомендаций преподавателям для более эффективного управления учебным процессом в Китае и России.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теории и практики обучения иностранным языкам. Перспективность дальнейшего исследования связана с выяснением причин различий и сходств в восприятии и практике управления учебным процессом в культурах Китая и России.
Об авторах
Н. В. Чичерина
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»
Email: nchicherina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-1040-9120
заместитель директора, профессор, доктор педагогических наук
Россия, Санкт-ПетербургФ. Лю
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: real.fengliu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1497-0724
Scopus Author ID: 57208142910
аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики
Россия, АрхангельскО. Ю. Образцова
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова»
Email: o.obrazcova@narfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8457-5746
преподаватель Высшей школы психологии, педагогики и физического культуры
Россия, АрхангельскСписок литературы
- Tan, O. S. Flourishing Creativity: Education in an Age of Wonder / O. S. Tan. – DOI 10.1007/ s12564-015-9377-6 // Asia Pacific Education Review. – 2015. – Vol. 16. – Pp. 161–166. – URL: https:// link.springer.com/article/10.1007/s12564-015-9377-6 (дата обращения: 05.05.2019).
- Using E-Learning Tools to Enhance Students-Mathematicians’ Сompetences in the Сontext of International Academic Mobility Programmes / A. P. Snegurenko, S. A. Sosnovsky, S. V. Novikova [et al.]. – doi: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.008-022 // Интеграцияобразования.– 2019.– Т. 23, № 1.– С. 8–22.– URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/19-1/01.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
- Alvarez, I. University Teacher Roles and Competencies in Online Learning Environments: ATheoretical Analysis of Teaching and Learning Practices / I. Alvarez, T. Guasch, A. Espasa. – doi: 10.1080/02619760802624104 // European Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 32, issue 3. – Pp. 321–336. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02619760802624104 (дата обращения: 05.05.2019).
- Teachers’ Practical Knowledge about Classroom Management in Multicultural Classrooms / J. V. Tartwijk, P. D. Brok, I. Veldman, T. Wubbels. – doi: 10.1016/j.tate.2008.09.005 // Teaching and Teacher Education. – 2009. – Vol. 25, issue 3. – Pp. 453–460. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0742051X08001637?via%3Dihub (дата обращения: 05.05.2019).
- Boshuizen, H. P. A. Teaching as Regulation and Dealing with Complexity / H. P. A. Boshuizen. – doi: 10.1007/s11251-016-9377-x // Instructional Science. – 2016. – Vol. 44. – Pp. 311–314. – URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11251-016-9377-x.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
- Doyle, W. Learning the Classroom Environment: An Ecological Analysis / W. Doyle. – doi: 10.1177/002248717702800616 // Journal of Teacher Education. – 1977. – Vol. 28, issue 6. – Pp. 51–55. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/002248717702800616 (дата обращения: 05.05.2019).
- Aslan, N. Teacher Images in Spain and Turkey: A Cross-Cultural Study / N. Aslan. – DOI 10.1007/ s12564-016-9423-z // Asia Pacific Education Review. – 2016. – Vol. 17. – Pp. 253–266. – URL: https:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs12564-016-9423-z (дата обращения: 05.05.2019).
- King, J. Talk, Silence, and Anxiety During One-To-One Tutorials: A Cross-Cultural Comparative Study of Japan and UK Undergraduates’ Tolerance of Silence / J. King, A. Aono. – DOI 10.1007/ s12564-017-9503-8 // Asia Pacific Education Review. – 2017. – Vol. 18. – Pp. 489–499. – URL: https:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs12564-017-9503-8 (дата обращения: 05.05.2019).
- Zhang, Q. Teacher Misbehaviors as Learning Demotivators in College Classrooms: A Cross-Cultural Investigation in China, Germany, Japan, and the United States / Q. Zhang. – doi: 10.1080/03634520601110104 // Communication Education. – 2007. – Vol. 56, issue 2. – Pp. 209–227. – URL: https://www.tandfonline.com/ doi/abs/10.1080/03634520601110104 (дата обращения: 05.05.2019).
- Медяник, Е. И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в. / Е. И. Медяник // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2016. – Т. 16, № 1. – С. 54–64. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-proekty-v-oblasti-obrazovaniya-kak-innovatsionnaya-formasotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-xxi-v (дата обращения: 13.02.2019). – Рез. англ.
- Гревцева, Г. Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования / Г. Я. Гревцева. – doi: 10.14529/ped170204 // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2017. – Т. 9, № 2. – С. 43–52. – URL: https://vestnik.susu.ru/ped/article/view/6324/5352 (дата обращения: 13.02.2019). – Рез. англ.
- Grant, L. W. A Cross-Cultural Comparative Study of Teacher Effectiveness: Analyses of Award-Winning Teachers in the United States and China / L. W. Grant, J. H. Stronge, X. X. Xu. – doi: 10.1007/s11092013-9170-1 // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2013. – Vol. 25. – Pp. 251–276. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11092-013-9170-1 (дата обращения: 13.02.2019).
- Lin, Y. A Study of Establishing Effective Climate – a Comparative Description of School Climate and Classroom Climate in the UK and China / Y. Lin // Overseas English. – 2012. – Issue 23. – Pp. 275–279. – URL: http://caod.oriprobe.com/articles/38220674/A_Study_of_Establishing_Effective_ School_Climate%E2%80%94%E2%80%94.htm (дата обращения: 13.02.2019).
- Aldridge, J. M. A Cross-Cultural Study of Classroom Learning Environments in Australia and Taiwan / J. M. Aldridge, B. J. Fraser. – doi: 10.1023/A:1026599727439 // Learning Environments Research. – 2000. – Vol. 3. – Pp. 101–134. – URL: https://link.springer.com/article/10.1023%2FA%3A1026599727439 (дата обращения: 13.02.2019).
- Martin, N. K. Construct Validation of the Behavior and Instructional Management Scale / N. K. Martin, D. A. Sass. – doi: 10.1016/j.tate.2009.12.001 // Teaching and Teacher Education. – 2010. – Vol. 26, issue 5. – Pp. 1124–1135. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X09002625?via%3Dihub (дата обращения: 13.02.2019).
- Evertson, C. M. Classroom Management as a Field of Inquiry / C. M. Evertson, C. S. Weinstein. – doi: 10.4324/9780203874783.ch1 // Handbook of Classroom Management: Research, Practice, and Contemporary Issues. – Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 2006. – Pp. 3–16. – URL: https://www. routledgehandbooks.com/doi/10.4324/9780203874783 (дата обращения: 13.02.2019).
- Bru, E. Students’ Perception of Class Management and Reports of their Own Misbehavior / E. Bru, P. Stephens, T. Torsheim. – doi: 10.1016/S0022-4405(02)00104-8 // Journal of School Psychology. – 2002. – Vol. 40, issue 4. – Pp. 287–307. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440502001048?via%3Dihub (дата обращения: 13.02.2019).
- Beltrán, E. V. Roles of Teachers – a Case Study Based on: Diary of a Language Teacher (Joachim Appel 1995) / E. V. Beltrán. – Universitat Jaume I, 2000. – Available at: http://repositori.uji.es/xmlui/handle/10234/79891 (дата обращения: 13.02.2019).
- Bear, G. G. Preventive and Classroom Management-based Strategies / G. G. Bear // Handbook of Classroom Management Edmund ; T. Emmer, Edward J. Sabornie (ed.). 2nd ed. New York : Routledge, 2015. – Pp. 15–39. – URL: https://www.taylorfrancis.com/books/e/9780203074114/chapters/10.4324/9780203074114-8 (дата обращения: 13.02.2019).
- Williams, P. E. Roles and Competences for Distance Education Programs in Higher Institutions / P. E. Williams. – doi: 10.1207/S15389286AJDE1701_4 // The American Journal of Distance Education. – 2003. – Vol. 17, issue 1. – Pp. 45–57. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/S15389286AJDE1701_4 (дата обращения: 13.02.2019).
- An Interpersonal Perspective on Classroom Management in Secondary Classrooms in the Netherlands / T. Wubbels, M. Brekelmans, P. den Brok, J. van Tartwijk // Handbook of Classroom Management: Research, Practice, and Contemporary Issues ; C. M. Evertson, C. S. Weinstein (ed.). – Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 2006. – Pp. 1161–1191. – URL: https://psycnet.apa.org/record/2006-01816-045 (дата обращения: 13.02.2019).
- Marzano, R. J. The Key to Classroom Management / R. J.Marzano, J. S. Marzano. Educational Leadership. – 2003. – Vol. 61, no. 1. – Pp. 6–13. – URL: http://www.ascd.org/publications/educational- leadership/sept03/vol61/num01/The-Key-to-Classroom-Management.aspx (дата обращения: 13.02.2019).
- The Classroom as a Stage and the Teacher’s Role / T. Pettersson, M. B. Postholm, A. Flem, S. Gudmundsdottir. – doi: 10.1016/j.tate.2004.06.004 // Teaching and Teacher Education. – 2004. – Vol. 20, issue 6. – Pp. 589–605. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X04000630?via%3Dihub (дата обращения: 13.02.2019).
- Fowler, J. Classroom Management: What ELT Students Expect / J. Fowler, O. Ş rapli. – doi: 10.1016/j.sbspro.2010.07.017 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol. 3. – Pp. 94–97. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042810013911?via%3Dihub (дата обращения: 13.02.2019).
- Li, Y. Quality Assurance in Chinese Higher Education / Y. Li. – doi: 10.2304/rcie.2010.5.1.58 // Research in Comparative & International Education. – 2010. – Vol. 5, issue 1. – Pp. 58–76. – URL: https:// journals.sagepub.com/doi/10.2304/rcie.2010.5.1.58 (дата обращения: 13.02.2019).
- Kwitonda, J. C. Foundational Aspects of Classroom Relations: Associations between Teachers’ Immediacy Behaviours, Classroom Democracy, Class Identification and Learning / J. C. Kwitonda. – doi: 10.1007/s10984-017-9231-3 // Learning Environments Research. – 2017. – Vol. 20. – Pp. 383–401. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10984-017-9231-3 (дата обращения: 13.02.2019).
Дополнительные файлы
