Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Эмоциональная сфера личности формируются под влиянием системы общественных отношений, которая имеет свою специфику в вузах мегаполиса. Современные условия располагают ограниченным объемом данных о развитии эмоционально-личностной сферы и возможных рисках социально-психологических дезадаптаций студентов-медиков, обучающихся в вузах крупных городов. Цель статьи изучение эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса на примере их конфликтности, тревожности, невротизации.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 105 студентов-медиков различных курсов медицинских факультетов, проживающих и обучающихся в мегаполисе. Использовался комплекс диагностических методик. Для сбора данных применялся метод поперечных срезов. Обработка полученных результатов проходила с помощью программы SPSS.

Результаты исследования. Обнаружены значимые различия в оценках невротизации у студентов разных курсов, а также в оценках стресса между студентами первого и последних курсов. На основании кластерного анализа оценок стресса, тревожности и невротизации авторы предлагают рассматривать возможную психологическую типологию студентов-медиков, что позволит эффективнее организовать учебный процесс: 1 тип – адаптированные, 2 тип – имеющие риски развития дезадаптаций, 3 тип – склонные к дезадаптации. Отсутствие прямой связи конфликтности студентов младших и средних курсов с показателями тревожности, стресса и невротизации можно объяснить тем, что студенты, переживающие сильный стресс, используют стратегию избегания взаимодействия, возможно, из-за страха возникновения конфликтов. Уровень конфликтности девушек выше, чем у юношей.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие психолого-педагогических знаний, способствующих улучшению системы подготовки в медицинском вузе. Преподавателям и администрации важно учитывать полученные результаты при взаимодействии со студентами всех курсов. Опровергается предположение о сочетании всех социальных дезадаптаций по определенному пути, что указывает на необходимость продолжить исследование.

Об авторах

Кира Геннадьевна Сердакова

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: kiraserdakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0149-5848

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии

Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Валерия Игоревна Шелест

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: shelest.valeriya.i@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0382-5780

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии, доцент кафедры общей психологии

Россия, 119991,. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Наталия Алексеевна Крылова

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: nat.seliverstova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6679-6385

кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней

Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Ольга Владимировна Смирникова

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: smirnikova_o_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-8517-8048

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии

Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Илья Игоревич Херсонский

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: khersonskiy_i_i@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2318-8475

ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии

Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

Валерия Фёдоровна Шубина

Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ

Email: borisvaleria@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5843-802X

медицинский психолог

Россия, 107076, Российская Федерация, ул. Потешная, д. 3

Список литературы

  1. Devi H. M., Purborini N., Chang H. J. Mediating Effect of Resilience on Association Among Stress, Depression, and Anxiety in Indonesian Nursing Students // Journal of Professional Nursing. 2021. Vol. 37, issue 4. P. 706–713. https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2021.04.004
  2. A Comparative Analysis of Changes in the Learning Motivation of Russian and Foreign Medical Students during the COVID-19 Pandemic / K. G. Serdakova [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11, no. 1. P. 171–180. Available at: https://pesquisa.bvsalud.org/global-literature-on-novel-coronavirus-2019-ncov/resource/pt/covidwho-1791682 (дата обращения: 10.08.2022).
  3. Нуритдинов Ш. Б. Развитие культуры общения в студенческой среде // Academic Research in Educational Sciences. 2022. Vol. 3, issue 6. P. 233–246. URL: https://www.ares.uz/storage/app/uploads/public/62a/392/b66/62a392b66915c192958983.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
  4. Корнилова Т. В. Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии // Национальный психологический журнал 2022. № 1. C. 94–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-intellekta-i-affe-kta-v-mnozhestvennoy-regulyatsii-empatii/viewer (дата обращения: 10.08.2022).
  5. How Do Swiss Medical Schools Prepare Their Students to Become Good Communicators in Their Future Professional Careers: A Questionnaire and Interview Study Involving Medical Graduates, Teachers and Curriculum Coordinators / N. J. Perron [et al.] // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18, issue 1. Article no. 285. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1376-y
  6. Investigating the Effects of Interprofessional Communication Education for Medical Students / S. J. Kim [et al.] // Korean Journal of Medical Education. 2019. Vol. 31, issue 2. P. 135–145. https://doi.org/10.3946/kjme.2019.125
  7. Проявления психоэмоционального стресса у студентов-медиков в зависимости от успеваемости в период сессии / А. Ю. Туровая [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5, ч. 1. С. 145–146. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5307 (дата обращения: 10.08.2022).
  8. Раевская Е. А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывности образования // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4 (28). http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5148
  9. The Effects of Emotional Stress on Learning and Memory Cognitive Functions: An EEG Review Study in Education / O. AlShorman [et al.] // Conference: 2020 Sixth International Conference on e-Learning (econf). Sakheer, Bahrain, 2020. P. 177–182. https://doi.org/10.1109/econf51404.2020.9385468
  10. Dormitory Density and Helping Behavior / L. Bickman [et al.] // Environment and Behavior. 1973. Vol 5, issue 4. P. 465–490. https://doi.org/10.1177/001391657300500406
  11. Valins S., Baum A. Residential Group Size, Social Interaction, and Crowding // Environment and Behavior. 1973. Vol. 5, issue 4. P. 421–439. https://doi.org/10.1177/001391657300500404
  12. Клюева Т. Н. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях вариантного образования // Прикладная психология. 2000. № 6. С. 54–67.
  13. Symptoms of Depression and Anxiety in Indonesian Medical Students: Association with Coping Strategy and Resilience / A. S. Ramadianto [et al.] // BMC Psychiatry. 2022. Vol. 22. Article no. 92. https://doi.org/10.1186/s12888-022-03745-1
  14. Тарасова Р. Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5, ч. 1. С. 96–97. URL: https://eduherald.ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 10.08.2022).
  15. The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students / Y. P. Zinchenko [et al.] // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 291–302. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00610-1
  16. Дмитриева К. П. Изучение уровня невротизации и психопатизации условно здоровых граждан // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 4. С. 26–29. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=906 (дата обращения: 10.08.2022).
  17. Черева Т. Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 2. С. 79–83. URL: https://www.sibscript.ru/jour/article/view/4087 (дата обращения: 10.08.2022).
  18. Эмоциональный интеллект и уровень профессиональной подготовки обучающихся, ориентированных на подготовку по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» / В. А. Решетников // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2019. Т. 11, № 3. С. 121–144. URL: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/12369/pdf (дата обращения: 10.08.2022).
  19. Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков / Н. Н. Маслова [и др.] // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 2. С. 92–95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pokazateley-vyrazhennosti-trevozhnosti-i-depressii-u-studentov-medikov/viewer (дата обращения: 10.08.2022).
  20. Забара Л. И., Лебедева Ю. В., Шабанова Н. А. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 185–194. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_22
  21. Мингалеева Г. Ф., Бильданова В. Р. Выраженность конфликтности у студентов педвуза // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7, ч. 2. С. 214–215. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32276 (дата обращения: 10.08.2022).
  22. The Burden of Depression and Anxiety among Medical Students in South Africa: A Cross-Sectional Survey at the University of Cape Town / S. Van der Walt [et al.] // South African Medical Journal. 2019. Vol. 110, no. 1. P. 69–76. https://doi.org/10.7196/samj.2019.v110i1.14151
  23. Бянкина Л. В., Чумичев А. В. Исследование поведения в конфликтных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 8. С. 349–352. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p349-353
  24. Коротаева А. Э., Овсяникова А. В. Невротические состояния студентов старших курсов в зависимости от их успеваемости // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6. P. 113–114. URL: https://research-journal.org/archive/6-37-2015-july/nevroticheskie-sostoyaniya-studentov-starshix-kursov-v-zavisimosti-ot-ix-uspevaemosti (дата обращения: 10.08.2022).
  25. Толмачев Д. А., Дударев В. М., Балобанова А. С. Сравнительная характеристика уровня невротизации у студентов медицинского вуза в различные учебные периоды // Синергия наук. 2017. № 17. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article1171 (дата обращения: 10.08.2022).
  26. Овчарова Р. В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7, ч. 2. С. 138–142. doi: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.061

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сердакова К.Г., Шелест В.И., Крылова Н.А., Смирникова О.В., Херсонский И.И., Шубина В.Ф., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».