Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса
- Авторы: Сердакова К.Г.1, Шелест В.И.1,2, Крылова Н.А.1, Смирникова О.В.1, Херсонский И.И.1, Шубина В.Ф.3
-
Учреждения:
- Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 245-261
- Раздел: Психология образования
- Статья получена: 26.05.2025
- Статья опубликована: 05.10.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/293614
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261
- ID: 293614
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Эмоциональная сфера личности формируются под влиянием системы общественных отношений, которая имеет свою специфику в вузах мегаполиса. Современные условия располагают ограниченным объемом данных о развитии эмоционально-личностной сферы и возможных рисках социально-психологических дезадаптаций студентов-медиков, обучающихся в вузах крупных городов. Цель статьи – изучение эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса на примере их конфликтности, тревожности, невротизации.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 105 студентов-медиков различных курсов медицинских факультетов, проживающих и обучающихся в мегаполисе. Использовался комплекс диагностических методик. Для сбора данных применялся метод поперечных срезов. Обработка полученных результатов проходила с помощью программы SPSS.
Результаты исследования. Обнаружены значимые различия в оценках невротизации у студентов разных курсов, а также в оценках стресса между студентами первого и последних курсов. На основании кластерного анализа оценок стресса, тревожности и невротизации авторы предлагают рассматривать возможную психологическую типологию студентов-медиков, что позволит эффективнее организовать учебный процесс: 1 тип – адаптированные, 2 тип – имеющие риски развития дезадаптаций, 3 тип – склонные к дезадаптации. Отсутствие прямой связи конфликтности студентов младших и средних курсов с показателями тревожности, стресса и невротизации можно объяснить тем, что студенты, переживающие сильный стресс, используют стратегию избегания взаимодействия, возможно, из-за страха возникновения конфликтов. Уровень конфликтности девушек выше, чем у юношей.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие психолого-педагогических знаний, способствующих улучшению системы подготовки в медицинском вузе. Преподавателям и администрации важно учитывать полученные результаты при взаимодействии со студентами всех курсов. Опровергается предположение о сочетании всех социальных дезадаптаций по определенному пути, что указывает на необходимость продолжить исследование.
Ключевые слова
Об авторах
Кира Геннадьевна Сердакова
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: kiraserdakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0149-5848
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии
Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Валерия Игоревна Шелест
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: shelest.valeriya.i@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0382-5780
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии, доцент кафедры общей психологии
Россия, 119991,. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82Наталия Алексеевна Крылова
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: nat.seliverstova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6679-6385
кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней
Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Ольга Владимировна Смирникова
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: smirnikova_o_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-8517-8048
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии
Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Илья Игоревич Херсонский
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: khersonskiy_i_i@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2318-8475
ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии
Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2Валерия Фёдоровна Шубина
Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ
Email: borisvaleria@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5843-802X
медицинский психолог
Россия, 107076, Российская Федерация, ул. Потешная, д. 3Список литературы
- Devi H. M., Purborini N., Chang H. J. Mediating Effect of Resilience on Association Among Stress, Depression, and Anxiety in Indonesian Nursing Students // Journal of Professional Nursing. 2021. Vol. 37, issue 4. P. 706–713. https://doi.org/10.1016/j.profnurs.2021.04.004
- A Comparative Analysis of Changes in the Learning Motivation of Russian and Foreign Medical Students during the COVID-19 Pandemic / K. G. Serdakova [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11, no. 1. P. 171–180. Available at: https://pesquisa.bvsalud.org/global-literature-on-novel-coronavirus-2019-ncov/resource/pt/covidwho-1791682 (дата обращения: 10.08.2022).
- Нуритдинов Ш. Б. Развитие культуры общения в студенческой среде // Academic Research in Educational Sciences. 2022. Vol. 3, issue 6. P. 233–246. URL: https://www.ares.uz/storage/app/uploads/public/62a/392/b66/62a392b66915c192958983.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
- Корнилова Т. В. Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии // Национальный психологический журнал 2022. № 1. C. 94–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-intellekta-i-affe-kta-v-mnozhestvennoy-regulyatsii-empatii/viewer (дата обращения: 10.08.2022).
- How Do Swiss Medical Schools Prepare Their Students to Become Good Communicators in Their Future Professional Careers: A Questionnaire and Interview Study Involving Medical Graduates, Teachers and Curriculum Coordinators / N. J. Perron [et al.] // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18, issue 1. Article no. 285. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1376-y
- Investigating the Effects of Interprofessional Communication Education for Medical Students / S. J. Kim [et al.] // Korean Journal of Medical Education. 2019. Vol. 31, issue 2. P. 135–145. https://doi.org/10.3946/kjme.2019.125
- Проявления психоэмоционального стресса у студентов-медиков в зависимости от успеваемости в период сессии / А. Ю. Туровая [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5, ч. 1. С. 145–146. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5307 (дата обращения: 10.08.2022).
- Раевская Е. А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывности образования // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4 (28). http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5148
- The Effects of Emotional Stress on Learning and Memory Cognitive Functions: An EEG Review Study in Education / O. AlShorman [et al.] // Conference: 2020 Sixth International Conference on e-Learning (econf). Sakheer, Bahrain, 2020. P. 177–182. https://doi.org/10.1109/econf51404.2020.9385468
- Dormitory Density and Helping Behavior / L. Bickman [et al.] // Environment and Behavior. 1973. Vol 5, issue 4. P. 465–490. https://doi.org/10.1177/001391657300500406
- Valins S., Baum A. Residential Group Size, Social Interaction, and Crowding // Environment and Behavior. 1973. Vol. 5, issue 4. P. 421–439. https://doi.org/10.1177/001391657300500404
- Клюева Т. Н. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях вариантного образования // Прикладная психология. 2000. № 6. С. 54–67.
- Symptoms of Depression and Anxiety in Indonesian Medical Students: Association with Coping Strategy and Resilience / A. S. Ramadianto [et al.] // BMC Psychiatry. 2022. Vol. 22. Article no. 92. https://doi.org/10.1186/s12888-022-03745-1
- Тарасова Р. Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5, ч. 1. С. 96–97. URL: https://eduherald.ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 10.08.2022).
- The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students / Y. P. Zinchenko [et al.] // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 291–302. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00610-1
- Дмитриева К. П. Изучение уровня невротизации и психопатизации условно здоровых граждан // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 4. С. 26–29. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=906 (дата обращения: 10.08.2022).
- Черева Т. Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 2. С. 79–83. URL: https://www.sibscript.ru/jour/article/view/4087 (дата обращения: 10.08.2022).
- Эмоциональный интеллект и уровень профессиональной подготовки обучающихся, ориентированных на подготовку по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» / В. А. Решетников // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2019. Т. 11, № 3. С. 121–144. URL: http://journal-s.org/index.php/vmno/article/view/12369/pdf (дата обращения: 10.08.2022).
- Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков / Н. Н. Маслова [и др.] // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 2. С. 92–95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pokazateley-vyrazhennosti-trevozhnosti-i-depressii-u-studentov-medikov/viewer (дата обращения: 10.08.2022).
- Забара Л. И., Лебедева Ю. В., Шабанова Н. А. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 185–194. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_22
- Мингалеева Г. Ф., Бильданова В. Р. Выраженность конфликтности у студентов педвуза // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7, ч. 2. С. 214–215. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32276 (дата обращения: 10.08.2022).
- The Burden of Depression and Anxiety among Medical Students in South Africa: A Cross-Sectional Survey at the University of Cape Town / S. Van der Walt [et al.] // South African Medical Journal. 2019. Vol. 110, no. 1. P. 69–76. https://doi.org/10.7196/samj.2019.v110i1.14151
- Бянкина Л. В., Чумичев А. В. Исследование поведения в конфликтных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 8. С. 349–352. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p349-353
- Коротаева А. Э., Овсяникова А. В. Невротические состояния студентов старших курсов в зависимости от их успеваемости // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6. P. 113–114. URL: https://research-journal.org/archive/6-37-2015-july/nevroticheskie-sostoyaniya-studentov-starshix-kursov-v-zavisimosti-ot-ix-uspevaemosti (дата обращения: 10.08.2022).
- Толмачев Д. А., Дударев В. М., Балобанова А. С. Сравнительная характеристика уровня невротизации у студентов медицинского вуза в различные учебные периоды // Синергия наук. 2017. № 17. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article1171 (дата обращения: 10.08.2022).
- Овчарова Р. В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7, ч. 2. С. 138–142. doi: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.061
Дополнительные файлы
