Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальные для прогресса современного мира сложные проблемы воспитания и образования молодых людей, выбора ими ориентиров жизненного пути, профессий и самореализации исследуют ученые многих стран. Однако существующая специализация наук и сложившаяся система предпочтений разных научных школ служит препятствием на пути межи трансдисциплинарных исследований. Цель статьи – представить результаты анализа обширного проблемного поля самоопределения и самореализации современной российской молодежи.

Материалы и методы. Для изучения проблемы применялся анализ статистических данных и результатов социологических опросов, кластерной группировки угроз-проблем сферы самоопределения и самореализации молодежи для последующего топологического моделирования. Оно осуществлялось путем построения и анализа ориентированного (причинно-следственного) графа из угроз как нежелательных эффектов с целью выявления ключевых проблем. При построении ориентированного графа из угроз-проблем использовалась методика функционального анализа причинно-следственных цепочек, отработанная в процессе исследования множества нестандартных проблемных ситуаций в теории решения изобретательских задач.

Результаты исследования. По итогам проведенного анализа причинно-следственного мультиграфа, построенного на основе 33 угроз-проблем как неприятностей, выявлены четыре причины первого уровня: «утечка мозгов», нарушение принципа социальной справедливости в стране, отсутствие идеологического единства общества из-за запрета на государственную идеологию, низкая религиозность общества. Определены три причины второго уровня: отсутствие целостной государственной молодежной политики, неэффективность существующей модели такой политики, единый государственный экзамен как одна из ключевых причин случайного выбора профессиональной подготовки молодежи.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие комплексных исследований по проблемам самоопределения и самореализации молодежи. Материалы статьи будут полезны органам власти, отвечающим за молодежную политику, воспитание и образование подрастающего поколения, а также всему научному сообществу при исследовании взаимосвязанных проблем самоопределения и самореализации молодежи, имеющих сложный социально-экономический и психолого-педагогический характер.

Об авторах

Асат Гиниатович Абдуллин

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»

Автор, ответственный за переписку.
Email: asatabdullin50@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-0804-6148

старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор

Россия, Челябинск

Валерий Владимирович Лихолетов

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»

Email: likholetov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7131-7302

профессор кафедры экономической безопасности, доктор педагогических наук, кандидат технических наук

Россия, Челябинск

Ирина Геннадьевна Рябова

Филиал ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» в г. Нижневартовске

Email: irinadocent@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1808-7725

заведующий кафедрой гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин, кандидат философских наук, доцент

Россия, Нижневартовск

Список литературы

  1. Ильинский, И. М. Молодежь в стратегии будущего России / И. М. Ильинский. – Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 133–139.
  2. Cuervo, H. Understanding Social Justice in Rural Education / H. Cuervo. – doi: 10.1057/978-1-137-50515-6. – Palgrave Macmillan, 2016. 222 p.
  3. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52. – URL: http://voppsy.ru/issues/1994/943/943043.htm (дата обращения: 12.01.2021).
  4. Маралов, В. Г. Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности / В. Г. Маралов. – doi: 10.15507/Inted.079.019.201502.117 // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 117–125. – Рез. англ.
  5. Maturana, H. R. Autopoiesis and Cognition. The Realization of the Living / H. R. Maturana, F. J. Varela. – doi: 10.1007/978-94-009-8947-4. – Dordrecht: Springer, 1980. – 146 p.
  6. Кочетков, А. П. Идейное единство и многообразие современной России / А. П. Кочетков // Власть. – 2018. – Т. 26, № 2. – С. 38–44. – URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5663 (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  7. Краснокутский, Д. Н. Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ / Д. Н. Краснокутский // Общество и право. – 2017. – № 1 (59). – С. 196–199. – URL: https://mvd.ru/upload/site119/folder_page/003/467/465/sl-2017-159.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  8. Пиняев, А. М. Функциональный анализ изобретательских ситуаций / А. М. Пиняев. – Текст : электронный // Журнал ТРИЗ. – 1990. – Т. 1, № 1. – URL: https://www.metodolog.ru/00625/00625.html (дата обращения: 12.01.2021).
  9. Власова, В. Н. Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества / В. Н. Власова, Л. И. Щербакова, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 2. – С. 22–25. – URL: https://www.online-science.ru/data/files/ online-2018-2.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  10. Кудинов, С. И. Системная модель самореализации личности / С. И. Кудинов, А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2008. – № 1. – С. 28–36. – URL: http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/7891/7342 (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  11. Стерледева, Т. Д. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России / Т. Д. Стерледева, Р. К. Стерледев // Власть. – 2013. – Т. 21, № 8. – С. 78–82. – URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/1866 (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  12. Руткевич, Е. Д. Религия, неверие и духовность «никаких»: проблемы определения и изучения / Е. Д. Руткевич. – doi: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2 // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – Т. 6, № 3. – С. 29–48. – Рез. англ.
  13. Куничкина, Н. С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции РФ / Н. С. Куничкина. – Текст : непосредственный // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 14. – С. 8–10.
  14. Воронов, В. Н. Развитие молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России / В. Н. Воронов. – doi: 10.24411/2311-1763-2015-10046. – Текст : электронный // Наука. Общество. Оборона. – 2015. – № 2. – Рез. англ.
  15. Чекмарев, Э. В. Молодежный ресурс сохранения устойчивости политической системы современной России / Э. В. Чекмарев // Среднерусский вестник общественных наук. Серия: Политология. – 2017. – Т. 12, № 2. – С. 89–96. – URL: https://orel.ranepa.ru/upload/iblock/524/ChekmarevEV.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  16. Самохвалов, Н. А. Становление и развитие государственной молодежной политики в Российской Федерации / Н. А. Самохвалов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2018. – № 3. – С. 20–25. – URL: http://i-journal.net/jdoc/apc_20.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  17. Ахиезер, A. C. Нравственность в России и противостояние катастрофам / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. – 1997. – № 6 – С. 26–37. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/746/717/1231/004Ahiezer.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
  18. Кондратенко, Н. А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи / Н. А. Кондратенко, С. Н. Шашкова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 71–79. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-uchascheysya- molodezhi/viewer (дата обращения: 12.01.2021).
  19. Безруков, А. В. Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе / А. В. Безруков // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. – 2018. – № 4 (52). – С. 109–115. – URL: http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/bezrukov/5_bezrukov_vestnik_ngu.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  20. Петров, В. Е. Социальная история «Золотой молодежи»: проблемы социального и исторического генезиса / В. Е. Петров // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 6/2. – С. 127–133. – URL: https://www.hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/2544/2463 (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  21. Амосова, О. С. Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции / О. С. Амосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 9. – С. 9–13. – URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_9.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  22. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного российского общества / А. В. Юревич // Социологические исследования. – 2009. – № 10 – C. 70–79. – URL: https://ecsocman.hse.ru/data/419/979/1207/Urevich_8.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
  23. Абдуллаева, Р. А. Анализ влияния социальных сетей на жизнь современного общества / Р. А. Абдулаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9, ч. 3. – С. 542–546. – URL: https://applied-research.ru/pdf/2015/9-3/7369.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  24. Богаченко, Е. Д. Реализация принципов достойного труда в сфере занятости молодежи: региональный аспект / Е. Д. Богаченко. – Текст : непосредственный // Научное обозрение. – 2016. – № 7. – С. 201–211. – Рез. англ.
  25. Одегов, Ю. Г. Неустойчивая занятость как возможный фактор использования трудового потенциала молодежи России / Ю. Г. Одегов, Л. С. Бабынина. – doi: 10.14515/monitoring.2018.4.20 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2018. – № 4. – С. 386–409. – Рез. англ.
  26. Жеребин, В. М. Интернет-занятость как новая форма трудоустройства населения / В. М. Жеребин, О. А. Алексеева, Н. А. Ермакова. – Текст : непосредственный // Народонаселение. – 2016. – № 1 (71). – С. 67–78.
  27. Гунина, А. А. Современные российские рантье: особенности социального состава и образа жизни / А. А. Гунина // Социологические исследования. – 2011. – № 11. – С. 75–78. – URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-11/Gunina.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
  28. Алипулатов, И. С. Пропаганда культуры и нравственности в СМИ / И. С. Алипулатов. – doi: 10.18454/IRJ.2016.49.140 // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 7 (49), ч. 2. – С. 139–141. – Рез. англ.
  29. Бабинцева, Е. И. Снижение качества образования как следствие бюрократизации вузов / Е. И. Бабинцева, И. Г. Мураховская, Я. И. Серкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2014. – Вып. 29, № 16 (187). ‒ С. 45–48. – URL: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/2e8/N%2016%20(187)%20_%2029.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  30. Зеленкова, М. М. О проблемах молодежной политики в Российской Федерации / М. М. Зеленкова. – Текст : непосредственный // Вестник российской нации. – 2012. – № 2-3 (22-23). – С. 286–297. – Рез. англ.
  31. Зарубина, Н. Н. Молодежь в условиях аномии: кто примет ответственность за будущее России? / Н. Н. Зарубина // Общественные науки и современность. – 2016. – № 2. – С. 52–63. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2018/11/18/1251870800/52-63_Zarubina_.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  32. Cамыгин, С. И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России / С. И. Cамыгин, П. С. Самыгин. – Текст : электронный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 5. – URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/nargzbjmblql1cqehxjxjsbsyc91lvbe.pdf (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.
  33. Helve, H. A Longitudinal Perspective on Worldviews, Values and Identities / H. Helve. – doi: 10.1007/s40839-016-0021-5 // Journal of Religious Education. – 2016. – Vol. 63. – Pp. 95–115.
  34. Спиридонова, В. И. «Мягкая идеология» современности и виртуальное пространство / В. И. Спиридонова // Философские науки. – 2014. – № 1. – С. 31–41. – URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/632/585 (дата обращения: 12.01.2021). – Рез. англ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Рябова И.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».