The pedagogical potential of digital ART therapy startups in the process of project activities of design students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of cases of pedagogical potential of startups in digital art therapy in the process of project activities of design students. The authors present the forms and content of the pedagogical process at the Department of Fine Arts and development as a multi-level project approach in mastering new competencies, mastering all spheres of human activity in the context of digitalization.

Startups are one of the most interesting areas of project activity among representatives of advanced young people. The creation of organizational and pedagogical conditions at the university is especially important for students, and they will be effective only if young people participate in the work of grant platforms, such as the Digital Art Therapy Accelerator. In this regard, promising specialists are actively developing the qualities of a leader in working on projects that are likely to become the most diverse in professional activities in the field of culture in the future.

Full Text

Введение

Педагогический потенциал стартапов в вузе – это профессиональный ресурс компетенций коллектива преподавателей, выполняющих роль трекеров, и ресурс творческих идей студентов, реализуемый в конкретной работе над проектом, направленным на решение экономических, социальных проблем людей, вопросов социализации человека.

Стратегия развития системы образования России определяет "лицо" каждого образовательного учреждения. Сегодня Казанский государственный институт культуры – это высшее учебное заведение Министерства культуры Российской Федерации, объединяющий классические традиции культуры, науки, образования и искусства и новейшие образовательные технологии в эпоху цифровизации всех сфер деятельности человека в России.

Материалы и методы

Правительство Российской Федерации постановило (приказ от 17 июня 2022 г. № 1101, г. Москва) предоставить субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы" в целях создания и поддержания пространства коллективной работы "Предпринимательские точки кипения" на территории образовательных организаций высшего образования в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" [5].

АНО «Платформа НТИ» ежегодно с 2022 по 2030 год включительно организовывает 150 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов и вовлечения в технологическое предпринимательство в образовательных организациях высшего образования. Охват каждой акселерационной программы составил не менее 300 человек в 2022 году и не менее 700 человек к 2030 году [5].

В ходе исследования применены теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация литературы по научному обоснованию проектной деятельности. Также было проведено изучение проектов акселерационной программы "Цифровая арт-терапия" и работ трекеров-преподавателей кафедры изобразительного искусства и дизайна Казанского государственного института культуры.

Литературный обзор

Анализ научной литературы показал, что существующие исследования вопросов развития российского высшего образования на современном этапе недостаточно раскрывают особенности выявления педагогического потенциала вузов в организации проектной деятельности учащейся молодежи.

Изучение понятия "стартап", обоснование его основных этапов можно найти в работах таких зарубежных авторов, как Стив Бланк (автор концепции бережливого стартапа), Пол Грэм (соучредитель влиятельного стартап-акселератора и стартового капитала Y Combinator), Эрик Рис (пионер движения «Бережливый стартап», известный блогер в сфере бизнеса в области высоких технологий), Дэвид Семел Роуз (основатель NewYorkAngels, группы инвестиций в технологии на ранней стадии) и др. [6].

Начиная с XX века, арт-терапия (art therapy) понималась в науке как "психологическая поддержка" средствами искусства людей с эмоциональными, психическими и физическими заболеваниями в процессе занятий творчеством (Андриан Хилл). Психолог, педагог, художник, писательница Маргарет Наумбург в Америке издала научный труд «Динамически-ориентированная арт-терапия», в котором обосновала методику психодинамического подхода, когда искусство выводит на передний план неосознанные чувства и переживания, при котором не терапевт, а сам человек пытается визуализировать свои проблемы.

Впервые в отечественной науке термин «арт-терапия» в научное цитирование был введен учеными-практиками А.И. Копытиным и Е.Е. Свистовской как результат обобщения основных принципов и рабочих приемов использования арт-терапии с детьми и подростками [3]. Арт-терапия учеными объяснялась как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска».

Результаты исследования

Основу художественной практики арт-терапии составляет междисциплинарный подход, объединяющий знания по психологии, медицине, педагогике, культурологии, согласно ему человек, занимаясь изобразительной, прикладной творческой деятельностью, гармонизирует свое эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье [2].

Среди существующих характеристик педагогического процесса наибольшее внимание в данном исследовании уделяется изучению педагогического потенциала проектной деятельности в высших образовательных учреждениях.

Это предполагает создание профессионально ориентированной и целесообразной системы педагогической помощи в организации работы студентов над проектами, полноценное включение в этот процесс всего арсенала средств и возможностей педагогического коллектива, которыми располагает кафедра изобразительного искусства и дизайна в целях формирования личности нового формата. Педагогический потенциал образовательного учреждения в традиционном понимании - это педагогические ресурсы, возможности педагогов, а также педагогические технологии, способные оказывать целенаправленное педагогическое влияние на обучающихся в процессе подготовки их по специальности [7].

Уровни педагогического потенциала стартапера:

индивидуальный (понимание своих возможностей);

групповой (осознание себя частью команды проекта);

интегрированный (принятие помощи наставника).

Основными инструментами развития педагогического потенциала стартапов по цифровой арт-терапии являются:

а) внедрение методов проектного обучения;

б) выявление социально значимых запросов современного общества;

в) исследование специфики арт-терапии и освоение арт-терапевтических технологий;

г) разработка образовательных программ и внедрение в арт-проекты;

Для повышения педагогического потенциала стартапа используются следующие методы: метод создания инновационных технологий; метод активизации социально значимых дел; метод стимулирования межличностного взаимодействия в команде; метод моделирования; метод проектов. Каждый метод, способы и приемы могут применяться и видоизменяться в зависимости от вида проекта, рода ведущей деятельности, возраста, социального опыта команды, его лидера и решаемых задач, социально-значимой цели в обществе [7].

Важнейшие показатели педагогического потенциала у преподавателя- трекера для организации работы студентов над стартапами следующие:

  • -наличие педагогической составляющей профессии;
  • -способность оказывать на лидера и команду стартапа педагогическое воздействие;
  • -способность передавать педагогический опыт от генерации идеи до ее реализации в проект;
  • -способность развивать у них стремление к новым знаниям, умениям, к формированию специальных компетенций, необходимых в проектной деятельности.

Обсуждение

Победив в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» с акселерационной программой "Цифровая арт-терапия», коллектив преподавателей и студентов Казанского государственного института культуры в период с 1 октября по 12 декабря 2022 года разрабатывал стартапы в таких тематических направлениях, как художественные ремесла, музыкальная терапия, мультимедийные искусства, хореографическое искусство, библиотерапия[4]. Особенность вовлечения студентов в проектную деятельность на площадке акселератора состояла в том, что студенческие инициативы должны были включать арт - терапевтические технологии в разработке инновационных продуктов. В рамках акселератора были созданы условия внедрения цифровых технологий арт-терапии для создания технологических продуктов (в форме стартапов), позволяющих снизить потери от социально-значимых заболеваний [5]. Например, стартап проекта «BrainArt» (трекер Валеева Т.В.) был направлен на целевую аудиторию людей, перенесших различные заболевания, связанные с сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системой. Студенты группы 32063 (специализации «Театрально-декорационная живопись») предложили разработать мобильное приложение, охватывающее проблематику реабилитации после различных заболеваний. Комплекс предложенных студентами арт-терапевтических средств должен положительно влиять на восстановление внимания, памяти, речи, опорно-двигательного аппарата человека. Лидеры проекта «Музейный атлас» Павлова Азалия (31946 группа, профиль «Музейный дизайн и выставочная деятельность») и Дериволкова Влада (32167 группа, профиль «Цифровые технологии в музейной индустрии») создали для инвалидов-колясочников, которые испытывают серьезные затруднения в перемещении, арт-терапевтическую доступную виртуальную среду в виде квест-игры по музею Естественной истории Республики Татарстан. Многие музеи имеют оборудование для людей с ограниченными возможностями. Однако отдаленность музеев от места проживания, передвижение на общественном и личном транспорте доставляют физическую и психологическую нагрузку на человека. Поэтому мобильное приложение для телефона, наполненное полезной информацией по истории Республики Татарстан, имеет эмоциональный положительный эффект благодаря специфике игры, удобному интерфейсу, а также сопровождению музыкой, которая уменьшает сенсорную перегрузку. Обратим внимание на стартап «Цвета жизни» от команды (31862 группа, профиль «Монументально-декоративное искусство») под руководством трекера А.Е. Цыбисова. В проекте студенты предложили разработать компьютерную дидактическую ролевую игру «Цвета жизни», которая будет направлена на улучшение психо-эмоционального состояния ребенка с помощью цветотерапии и музыкотерапии, опираясь на исследование Дона Кента “Влияние музыки на человеческое тело и разум” [5].

Важно, что в процессе рождения идей стартапов студенты изучают проблемы стремительно меняющегося мира, в котором социально-значимые заболевания порой становятся проблемами только самих людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Механизмы вовлечения студентов в проектную деятельность позволяют учащейся в вузе молодежи не только вникать в проблемы современного общества, но стать лидерами в процессах популяризации здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, работы, посвященные изучению механизма создания стартапов, как и работы по отдельным вопросам управления проектами не рассматривают существующие проблемы дефицита знаний, умений и навыков у студентов в процессе проектной деятельности, а также не носят системного характера по вопросам обучения созданию стартапов. Зарубежные источники могут являться лишь ориентирами для понимания специфики такой деятельности, поскольку не учитывают особенности российской экономики. Существующие программы в творческих вузах страны  не ориентированы на компетенции, позволяющие выпускнику творческой профессии построить свой бизнес по окончанию вуза. «Обновляющейся российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность» [8]. В связи с этим возможность активно включиться в работу гранта со своим стартапом, с бизнес-моделью творческого проекта позволяет в процессе проектной деятельности вместе с преподавателем вуза (наставником-трекером) дорабатывать и адаптировать его под особенности своей деятельности в сфере культуры.

×

About the authors

Madina M. Makhmutova

Kazan State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: Kazan@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Russian Federation, Kazan

References

  1. Ahmadieva R. Sh., Minnihanov Sh. R. Cifrovaja transformacija i kreativnaja jekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskih vuzov // Vestnik NCBZhD. 2022. №. 4. S. 7-11.
  2. Djadyk N.G., Dolgova V.I. Formirovanie konstruktivnyh koping-strategij u studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami art-terapii v uslovijah informacionnoj agressivnosti // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2022. - № 4 (170). S. 242-263.
  3. Kopytin A.I., Svistovskaja E.E. Art-terapija detej i podrostkov. 2-e stereotip, izd. M.: Kogito-Centr, 2014.197 s.
  4. Oficial'nyj sajt kazgik.ru. Rezhim dostupa : kazgik.ru (data obrashhenija : 10.01.2023).
  5. Oficial'nyj sajt projects.2035.university. Rezhim dostupa : 2035.university. (data obrashhenija : 10.01.2023).
  6. Stiv Blank. Chetyre shaga k ozareniju. Strategii sozdanija uspeshnyh startapov. The FourStepto the Epiphany. Moskva : Al'pina Pablisher, 2014. 368 s.
  7. Formirovanie innovacionnogo potenciala kollektiva uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija kak uslovie jeffektivnoj obrazovatel'noj dejatel'nosti / cost. L. V. Lyshhik ; GUO «Minskij oblastnoj institut razvitija obrazovanija. Minsk, 2017. 48 s.
  8. Jakovleva N.F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014. 144 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».