Педагогический потенциал стартапов «цифровой» АРТ-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров
- Авторы: Махмутова М.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 162-166
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261582
- ID: 261582
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.
Стартапы - одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Педагогический потенциал стартапов в вузе – это профессиональный ресурс компетенций коллектива преподавателей, выполняющих роль трекеров, и ресурс творческих идей студентов, реализуемый в конкретной работе над проектом, направленным на решение экономических, социальных проблем людей, вопросов социализации человека.
Стратегия развития системы образования России определяет "лицо" каждого образовательного учреждения. Сегодня Казанский государственный институт культуры – это высшее учебное заведение Министерства культуры Российской Федерации, объединяющий классические традиции культуры, науки, образования и искусства и новейшие образовательные технологии в эпоху цифровизации всех сфер деятельности человека в России.
Материалы и методы
Правительство Российской Федерации постановило (приказ от 17 июня 2022 г. № 1101, г. Москва) предоставить субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы" в целях создания и поддержания пространства коллективной работы "Предпринимательские точки кипения" на территории образовательных организаций высшего образования в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" [5].
АНО «Платформа НТИ» ежегодно с 2022 по 2030 год включительно организовывает 150 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов и вовлечения в технологическое предпринимательство в образовательных организациях высшего образования. Охват каждой акселерационной программы составил не менее 300 человек в 2022 году и не менее 700 человек к 2030 году [5].
В ходе исследования применены теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация литературы по научному обоснованию проектной деятельности. Также было проведено изучение проектов акселерационной программы "Цифровая арт-терапия" и работ трекеров-преподавателей кафедры изобразительного искусства и дизайна Казанского государственного института культуры.
Литературный обзор
Анализ научной литературы показал, что существующие исследования вопросов развития российского высшего образования на современном этапе недостаточно раскрывают особенности выявления педагогического потенциала вузов в организации проектной деятельности учащейся молодежи.
Изучение понятия "стартап", обоснование его основных этапов можно найти в работах таких зарубежных авторов, как Стив Бланк (автор концепции бережливого стартапа), Пол Грэм (соучредитель влиятельного стартап-акселератора и стартового капитала Y Combinator), Эрик Рис (пионер движения «Бережливый стартап», известный блогер в сфере бизнеса в области высоких технологий), Дэвид Семел Роуз (основатель NewYorkAngels, группы инвестиций в технологии на ранней стадии) и др. [6].
Начиная с XX века, арт-терапия (art therapy) понималась в науке как "психологическая поддержка" средствами искусства людей с эмоциональными, психическими и физическими заболеваниями в процессе занятий творчеством (Андриан Хилл). Психолог, педагог, художник, писательница Маргарет Наумбург в Америке издала научный труд «Динамически-ориентированная арт-терапия», в котором обосновала методику психодинамического подхода, когда искусство выводит на передний план неосознанные чувства и переживания, при котором не терапевт, а сам человек пытается визуализировать свои проблемы.
Впервые в отечественной науке термин «арт-терапия» в научное цитирование был введен учеными-практиками А.И. Копытиным и Е.Е. Свистовской как результат обобщения основных принципов и рабочих приемов использования арт-терапии с детьми и подростками [3]. Арт-терапия учеными объяснялась как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска».
Результаты исследования
Основу художественной практики арт-терапии составляет междисциплинарный подход, объединяющий знания по психологии, медицине, педагогике, культурологии, согласно ему человек, занимаясь изобразительной, прикладной творческой деятельностью, гармонизирует свое эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье [2].
Среди существующих характеристик педагогического процесса наибольшее внимание в данном исследовании уделяется изучению педагогического потенциала проектной деятельности в высших образовательных учреждениях.
Это предполагает создание профессионально ориентированной и целесообразной системы педагогической помощи в организации работы студентов над проектами, полноценное включение в этот процесс всего арсенала средств и возможностей педагогического коллектива, которыми располагает кафедра изобразительного искусства и дизайна в целях формирования личности нового формата. Педагогический потенциал образовательного учреждения в традиционном понимании - это педагогические ресурсы, возможности педагогов, а также педагогические технологии, способные оказывать целенаправленное педагогическое влияние на обучающихся в процессе подготовки их по специальности [7].
Уровни педагогического потенциала стартапера:
индивидуальный (понимание своих возможностей);
групповой (осознание себя частью команды проекта);
интегрированный (принятие помощи наставника).
Основными инструментами развития педагогического потенциала стартапов по цифровой арт-терапии являются:
а) внедрение методов проектного обучения;
б) выявление социально значимых запросов современного общества;
в) исследование специфики арт-терапии и освоение арт-терапевтических технологий;
г) разработка образовательных программ и внедрение в арт-проекты;
Для повышения педагогического потенциала стартапа используются следующие методы: метод создания инновационных технологий; метод активизации социально значимых дел; метод стимулирования межличностного взаимодействия в команде; метод моделирования; метод проектов. Каждый метод, способы и приемы могут применяться и видоизменяться в зависимости от вида проекта, рода ведущей деятельности, возраста, социального опыта команды, его лидера и решаемых задач, социально-значимой цели в обществе [7].
Важнейшие показатели педагогического потенциала у преподавателя- трекера для организации работы студентов над стартапами следующие:
- -наличие педагогической составляющей профессии;
- -способность оказывать на лидера и команду стартапа педагогическое воздействие;
- -способность передавать педагогический опыт от генерации идеи до ее реализации в проект;
- -способность развивать у них стремление к новым знаниям, умениям, к формированию специальных компетенций, необходимых в проектной деятельности.
Обсуждение
Победив в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» с акселерационной программой "Цифровая арт-терапия», коллектив преподавателей и студентов Казанского государственного института культуры в период с 1 октября по 12 декабря 2022 года разрабатывал стартапы в таких тематических направлениях, как художественные ремесла, музыкальная терапия, мультимедийные искусства, хореографическое искусство, библиотерапия[4]. Особенность вовлечения студентов в проектную деятельность на площадке акселератора состояла в том, что студенческие инициативы должны были включать арт - терапевтические технологии в разработке инновационных продуктов. В рамках акселератора были созданы условия внедрения цифровых технологий арт-терапии для создания технологических продуктов (в форме стартапов), позволяющих снизить потери от социально-значимых заболеваний [5]. Например, стартап проекта «BrainArt» (трекер Валеева Т.В.) был направлен на целевую аудиторию людей, перенесших различные заболевания, связанные с сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системой. Студенты группы 32063 (специализации «Театрально-декорационная живопись») предложили разработать мобильное приложение, охватывающее проблематику реабилитации после различных заболеваний. Комплекс предложенных студентами арт-терапевтических средств должен положительно влиять на восстановление внимания, памяти, речи, опорно-двигательного аппарата человека. Лидеры проекта «Музейный атлас» Павлова Азалия (31946 группа, профиль «Музейный дизайн и выставочная деятельность») и Дериволкова Влада (32167 группа, профиль «Цифровые технологии в музейной индустрии») создали для инвалидов-колясочников, которые испытывают серьезные затруднения в перемещении, арт-терапевтическую доступную виртуальную среду в виде квест-игры по музею Естественной истории Республики Татарстан. Многие музеи имеют оборудование для людей с ограниченными возможностями. Однако отдаленность музеев от места проживания, передвижение на общественном и личном транспорте доставляют физическую и психологическую нагрузку на человека. Поэтому мобильное приложение для телефона, наполненное полезной информацией по истории Республики Татарстан, имеет эмоциональный положительный эффект благодаря специфике игры, удобному интерфейсу, а также сопровождению музыкой, которая уменьшает сенсорную перегрузку. Обратим внимание на стартап «Цвета жизни» от команды (31862 группа, профиль «Монументально-декоративное искусство») под руководством трекера А.Е. Цыбисова. В проекте студенты предложили разработать компьютерную дидактическую ролевую игру «Цвета жизни», которая будет направлена на улучшение психо-эмоционального состояния ребенка с помощью цветотерапии и музыкотерапии, опираясь на исследование Дона Кента “Влияние музыки на человеческое тело и разум” [5].
Важно, что в процессе рождения идей стартапов студенты изучают проблемы стремительно меняющегося мира, в котором социально-значимые заболевания порой становятся проблемами только самих людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Механизмы вовлечения студентов в проектную деятельность позволяют учащейся в вузе молодежи не только вникать в проблемы современного общества, но стать лидерами в процессах популяризации здорового образа жизни.
Заключение
Таким образом, работы, посвященные изучению механизма создания стартапов, как и работы по отдельным вопросам управления проектами не рассматривают существующие проблемы дефицита знаний, умений и навыков у студентов в процессе проектной деятельности, а также не носят системного характера по вопросам обучения созданию стартапов. Зарубежные источники могут являться лишь ориентирами для понимания специфики такой деятельности, поскольку не учитывают особенности российской экономики. Существующие программы в творческих вузах страны не ориентированы на компетенции, позволяющие выпускнику творческой профессии построить свой бизнес по окончанию вуза. «Обновляющейся российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность» [8]. В связи с этим возможность активно включиться в работу гранта со своим стартапом, с бизнес-моделью творческого проекта позволяет в процессе проектной деятельности вместе с преподавателем вуза (наставником-трекером) дорабатывать и адаптировать его под особенности своей деятельности в сфере культуры.
Об авторах
Мадина Мухаметовна Махмутова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Kazan@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Ахмадиева Р. Ш., Минниханов Ш. Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. №. 4. С. 7-11.
- Дядык Н.Г., Долгова В.И. Формирование конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза средствами арт-терапии в условиях информационной агрессивности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 4 (170). С. 242-263.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип, изд. М.: Когито-Центр, 2014.197 с.
- Официальный сайт kazgik.ru. Режим доступа : kazgik.ru (дата обращения : 10.01.2023).
- Официальный сайт projects.2035.university. Режим доступа : 2035.university. (дата обращения : 10.01.2023).
- Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов. The FourStepto the Epiphany. Москва : Альпина Паблишер, 2014. 368 с.
- Формирование инновационного потенциала коллектива учреждений профессионального образования как условие эффективной образовательной деятельности / cост. Л. В. Лыщик ; ГУО «Минский областной институт развития образования. Минск, 2017. 48 с.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.
Дополнительные файлы
