Эмоционально-смысловой подход в обучении магистрантов английскому языку: теоретические основы и практическое применение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Современная академическая среда предъявляет высокие требования к магистрантам, в том числе к владению английским языком как инструментом научного общения, публикаций и взаимодействия с международным сообществом. Однако традиционные методы изучения языка, основанные на заучивании правил и лексики, часто оказываются неэффективными для взрослых обучающихся, чьи когнитивные и эмоциональные особенности требуют иного подхода. В этом контексте метод Шехтера, основанный на эмоционально-смысловом подходе, представляет собой перспективный инструмент для обучения магистрантов английскому языку. Цель исследования – определение эффективности применения метода Шехтера в обучении взрослых английскому языку.Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ подходов к обучению взрослых, статистическая обработка полученных данных позволили сделать вывод об эффективности и результативности эмоционально-смыслового подхода.Результаты исследования. Выявлено, что в процессе обучения магистрантов английскому языку по методу Шехтера необходимо активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс, опираясь на их опыт и уже имеющиеся навыки и умения. Определено, что задания на развитие навыков диалогической речи должны включать в себя эмоциональный компонент и иметь практическую направленность, что позволит сделать их обучение осмысленным и мотивированным. Предложен проект занятий для магистрантов направлений подготовки 43.04.03 «Гостиничное дело», организованных в виде интенсивных циклов, проводимых в три этапа.Выводы. Эмоционально-смысловой подход в образовательной практике подготовки магистрантов представляет собой интегрированный метод обучения взрослых, учитывающий их психосоциальные характеристики и опирающийся на ключевые принципы андрагогики. Благодаря сочетанию когнитивных и эмоциональных компонентов образовательного процесса данный подход способствует преодолению психологических барьеров, характерных для взрослых обучающихся, а акцент на значимости и практическом применении обучения создает условия для осмысленного и эффективного использования языка в реальных жизненных ситуациях, тем самым повышая результативность и мотивацию образовательной деятельности.

Об авторах

Е. Б. Володарская

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: volodaelena@yandex.ru

А. О. Загоруйко

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: annzagoruiko@gmail.com

О. В. Федорова

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

Email: ov_fedorova2005@mail.ru

Список литературы

  1. Шакирова К.Э., Урманова Л.Э. Эмоционально-смысловой метод преподавания английского языка в техническом вузе // Новые технологии в учебном процессе и производстве: материалы 21 Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 35-летию полета орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Рязань, 2023. С. 573-574. https://elibrary.ru/vamftm
  2. Ефанова О.А., Сиротинина Н.Т. Эмоционально-смысловой метод преподавания иностранных языков // Язык в сфере профессиональной коммуникации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2020. С. 126-132. https://elibrary.ru/oauhlt
  3. Карташова В.Н., Кокорина В.В. Манипулятивная педагогика и интенсивное обучение иностранным языкам // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 65-71. https://elibrary.ru/drmxmy
  4. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения как отражение цифровизации системы образования // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: динамика и трансформации: сб. науч. ст. по итогам Межвузов. науч.-практ. конф. Одинцово, 2024. С. 102-106. https://elibrary.ru/xuvxth
  5. Spiridonova N., Fersman N., Akupova V. Current trends in the development of interactive methods in teaching foreign languages // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. St. Petersburg, 2020. Art. 012137. https://doi.org/10.1088/1757-899X/940/1/012137, https://elibrary.ru/urbiop
  6. Володарская Е.Б., Гришина А.С., Печинская Л.И. Специфика формирования лексических навыков студентов технического вуза при изучении английского языка в цифровой образовательной среде (напримере СПбПУ) // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 125-129. https://doi.org/10.17513/snt.38350, https://elibrary.ru/peinnj
  7. Абакумова М.В., Иванова Е.А., Полякова М.В. Сравнительный анализ применения различных моделей смешанного обучения иностранному языку студентов экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 12-2. С. 270-275. https://doi.org/10.17513/snt.39893, https://elibrary.ru/qpyseu
  8. Одинокая М.А., Рубцова А.В., Еремин Ю.В. Модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 3. С. 1-14. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11028, https://elibrary.ru/cvrhgg
  9. Полякова М.В. Возможности реализации различных моделей смешанного обучения при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: сб. науч. ст. по материалам 4 Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2022. С. 229-234. https://elibrary.ru/kqcwtu
  10. Гальскова Н.Д. Методологическая функция лингводидактики: содержание и условия реализации // Новая лингводидактика: сб. ст. по материалам науч.-метод. симпозиума «Неолингводидактика как веление времени: цель, принципы, стратегии обучения и векторы развития» (Лемпертовские чтения – XXV). Пятигорск, 2023. С. 18-34. https://elibrary.ru/zboxsl
  11. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Гусейнова И.А. Современная лингводидактика. Москва: КноРус, 2024. 216 с. https://elibrary.ru/tkxzoo
  12. Попова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе. Санкт-Петербург, 2022. 111 с. https://elibrary.ru/wiwlpt
  13. Вонтова Н.Е., Землинская Т.Е. Дискуссионный клуб как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов вузов // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 289-293. https://elibrary.ru/hsztui.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».