Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: экстралингвистический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены особенности невербальной стороны коммуникации в обучении английскому языку в языковом вузе. Даны базовые постулаты лингвокогнитивной науки, обосновывающие важность внимания не только к языковым, но и экстралингвистическим средствам коммуникации на иноязычном занятии. Указаны основные препятствия, не позволяющие в должной мере фокусироваться на невербальном аспекте коммуникации на занятиях по английскому языку в университетской среде. Обоснована тесная связь жестов, мимики, движения тела с лингвокультурным пространством, в рамках которого они существуют. Приведены классификации подобных экстралингвистических средств с особым упором на разнообразные типы жестов. На основе анализа широкого спектра научных работ по проблеме исследования выделены две крупные группы функций средств невербальной коммуникации и ряд частных функций, в них входящий. Определены возможные роли экстралингвистических средств коммуникации на иноязычных занятиях и сценарии их использования. Обоснована возможность широкого использования видеоматериалов, в частности, аутентичных англоязычных художественных фильмов для обучения студентов языкового вуза невербальной стороне общения. Приведен пример одной из возможных последовательностей подобного обучения экстралингвистическим средствам коммуникации на лингвокогнитивной основе.

Об авторах

О. Е. Шульц

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: lolga1177@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0330-5374

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, научный сотрудник Центра публикационной активности

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Г. М. Первова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: gmp47@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-2832

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

С. В. Мотов

Университет Иллинойса (Урбана-Шампейн)

Автор, ответственный за переписку.
Email: sv-motov@wiu.edu
ORCID iD: 0000-0003-2897-5128

научный сотрудник кафедры славянских языков и литератур

61801, США, Иллинойс, Урбана, 707 Юг Мэтьюс Стрит

Список литературы

  1. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика тридцать лет спустя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 3. С. 465-480. https://doi.org/10.21638/spbu09.2018.311
  2. McNeill D. Hand and Mind: What Gestures Reveal About Thought. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 416 p.
  3. McNeill D. Gesture and Thought. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 318 p.
  4. Goldin-Meadow S. Hearing Gesture. How Our Hands Help Us Think. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2003. 304 p.
  5. Кравченко А.В., Паюнена М.В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 65-91. https://doi.org/10.17223/19986645/56/5
  6. Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. L.: Palgrave Macmillan, 2009. 224 p.
  7. Kachru B. Standards, codification and sociolinguistic realism: English language in the outer circle // English in the world: Teaching and learning the language and literatures / eds. by R. Quirk, H. Widowson. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 11-36.
  8. Мотов С.В. Обучение отрицанию в английском языке на лингвокогнитивной основе: прагматический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 44-52. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-44-52
  9. Sedivy J. Language in Mind. An Introduction to Psycholinguistics. Second Edition. N. Y.: Oxford University Press, 2019. 672 p.
  10. Goldin-Meadow S. What language creation in the manual modality tells us about the foundations of language // The Linguistic Review. 2005. Vol. 22. Issue 2-4. P. 199-225.
  11. Glenberg A.M., Robertson D.A. Indexical understanding of instructions // Discourse Processes. 1999. Vol. 28. Issue 1. P. 1-26. https://doi.org/10.1080/01638539909545067
  12. Riseborough M.G. Physiographic gestures as decoding facilitators: three experiments exploring a neglected facet of communication // Journal of Nonverbal Behaviour. 1981. Vol. 5. Issue 3. P. 172-183. https://doi.org/10.1007/BF00986134
  13. Lapaire J. La Grammaire Anglaise en Mouvement. P.: Hachette Education, 2006. 224 p.
  14. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. L.: Routledge, 2014. 148 p.
  15. Sharwood Smith M. Input enhancement in structured SLA: theoretical bases // Studies in Second Language Acquisition. 1993. Vol. 15. Issue 2. P. 165-179. https://doi.org/10.1017/S0272263100011943
  16. Talmy L. Force dynamics in language and cognition // Cognitive Science. 1988. Vol. 2. Issue 1. P. 49-100. https://doi.org/10.1207/s15516709cog1201_2
  17. Gullberg M. Gestures and SLA // Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition / eds. by P. Robinson, N. Ellis. L.: Routledge, 2008. P. 276-305.
  18. Терехов И.В. Изучение студентами-лингвистами речевого поведения носителей языка на материале художественного кино Британии: проблема и пути решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95). С. 97-101.
  19. Beebe S.A., Masterson J.T. Communicating in Small Groups. Principles and Practices. N. Y.: Harper-Collins Publishers, 1989. 336 p.
  20. Мотов С.В. Особенности обучения иностранному языку на лингвокогнитивной основе в современных образовательных реалиях (на примере отрицания в английском языке) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 50-59. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-50-59

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».