Формирование умений ведения продуктивной межкультурной коммуникации студентов
- Авторы: Бортникова Т.Г.1, Долженкова М.И.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 27, № 4 (2022)
- Страницы: 969-977
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298271
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-969-977
- ID: 298271
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследована проблема формирования умений ведения межкультурной коммуникации студентов. Определены факторы, негативно влияющие на процесс межкультурной коммуникации, и выведены алгоритмы построения продуктивной межкультурной коммуникации студентов. Обоснована важность формирования у студентов умений межкультурного взаимодействия путем освоения культурологического анализа ситуации общения и разработки стратегий ведения диалога культур. Рассмотрены термины «помехи» и «барьеры» межкультурной коммуникации и сделано заключение, что они близки по смыслу, но их различие находится, скорее, в сфере теоретической, чем практической, и как на практике каждый из сбоев в коммуникации может быть рассмотрен с точек зрения различных областей знания. Обращено особое внимание на значение когнитивного и аффективного компонентов для хода межкультурной коммуникации. Подчеркнуто, что важным условием обучения продуктивной межкультурной коммуникации как диалогу культур является разработка и применение различных методов и форм работы. Предлагаемые методы работы выстроены поэтапно, при этом важным фактором является практическая проработка полученных знаний благодаря активным и наглядным методам обучения, которые положительно влияют на развитие личностных характеристик студентов, необходимых для успешного построения поликультурного диалога. Данный подход к решению заявленной проблемы позволит студентам осознавать ценность собственной и других культур, благодаря проникновению в культурные отличия и овладению практическими умениями проектирования и ведения межкультурного диалога. Дифференцированы методы формирования коммуникативных умений для успешного ведения межкультурной коммуникации согласно задачам, решаемым в процессе обучения по трем направлениям: 1) дидактическом и эмпирическом; 2) культурологическом, содержащем общекультурное или культурно-специфичное знание; 3) целеполагания (постановка целей коммуникации и способов ее достижения). Предложены перспективные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Г. Бортникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: tatyana_bort@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2947-9409
доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dolgenkovam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-7028
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гнозис, 2007. 368 с.
- Weaver R.L. Understanding Interpersonal Communication. 7th ed. New York: Harper Collins College Publishers, 1996. 529 p.
- Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 26-32.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. 237 с.
- Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 291 с.
- Triandis H. Intercultural Education and Training // Understanding the USA: A Cross-Cultural Perspective / ed. by P. Funke. Tübingen: Narr. Verlag, 1989. P. 305-322.
- Thomas A. Interkulturelles Handlungstraining als Personalentwicklungsmaßnahme // Zeitschrift für Arbeitsund Organisations psychologie. 1990. Vol. 34 (3). S. 149-154.
- Bosse E. Qualifizierung für interkulturelle Kommunikation: Trainingskonzeption und – Evaluation. München: Iudicium, 2011. 467 S.
- Rathje S. Training/Lerntraining // Wie lehrt man interkulturelle Kompetenz? Theorien, Methoden und Praxis in der Hochschulausbildung. Ein Handbuch. Bielefeld. 2010. S. 215-240. https://doi.org/10.14361/9783839411506
- George A.L., Bennett A. Case studies and theory development in the social sciences. Cambridge: MIT Press, 2004. 352 с.
- Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 160 с.
- Сидельник Э.А. Особенности использования метода case-study в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. Т. 123. № 10. С. 129-136.
Дополнительные файлы
