Социально-педагогическая помощь подросткам с умственной отсталостью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Одной из актуальных проблем коррекционной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными нарушениями в развитии является возможность раннего начала коррекции и выбор эффективных коррекционно-развивающих методик с целью их максимальной социализации. Цель исследования – внедрение коррекционно-развивающих мероприятий в занятия адаптивной физической культурой для повышения уровня социальной адаптации подростков 14–15 лет с легкой умственной отсталостью.Материалы и методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 подростков 14–15 лет с умственной отсталостью легкой степени, обучающихся в коррекционной школе VIII вида. Было сформировано две группы: контрольная, обучающаяся по стандартной программе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и экспериментальная, в которой в рамках педагогического контроля проводились 1–2 раза в неделю 30 коррекционноразвивающих занятий, по 30 минут каждое, в рамках занятий адаптивной физической культурой. Инструментами оценки эффективности проводимых коррекционных занятий явились: определение индекса групповой сплоченности с помощью психометрического теста К.Э. Сишора, определение уровня агрессивности с помощью опросника Басса–Дарки, оценка коммуникативных навыков по методике Б.А. Федоришина.Результаты исследования. Коррекционно-развивающие мероприятия, проводимые на занятиях адаптивной физической культурой, оказали положительное влияние на развитие коммуникативных способностей у подростков 14–15 лет с легкой степенью умственной отсталости. После проведения педагогического эксперимента у подростков экспериментальной группы достоверно улучшились средние показатели диагностического исследования (р ˂ 0,05) по следующим тестам: «Психометрический тест» К.Э. Сишора, «Оценка коммуникативных склонностей» Б.А. Федоришина, «Опросник Басса–Дарки».Выводы. Внедрение в программу занятий адаптивной физической культурой разработанных коррекционно-образовательных мероприятий позволило повысить уровень социальной адаптации подростков 14–15 лет с умственной отсталостью легкой степени.

Об авторах

Т. П. Бегидова

ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»

Email: begidova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4616-5380

кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры

394036, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. К. Маркса, 59

Е. Ю. Малыш

ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mey79@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3723-6466

кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры

394036, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. К. Маркса, 59

Список литературы

  1. Ванчурова К.Н. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Студенческая наука и XXI век. 2022. Т. 19. № 1-2 (22). С. 40-43. https://elibrary.ru/crdafr
  2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3. С. 55-63.
  3. Валиева Р.Н., Лапшина Л.М. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушением интеллекта в условиях реабилитационного центра // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2021. № 4. С. 294-298. https://elibrary.ru/sqbbtn
  4. Солодовникова О.С. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12 (40). С. 146-151. https://elibrary.ru/ordfni
  5. Щурова И.Н. Исследование сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 11. С. 160-162. https://elibrary.ru/skbjdx
  6. Тасаева Д.О., Кормушина Н.Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 35. С. 69-74. https://elibrary.ru/ymfidh
  7. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1 (25). С. 5-13.
  8. Стребелева Е.А., Кинаш Е.А. Помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе консультирования // Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 3-11. https://doi.org/10.20323/978-5-00089-474-3-2021-3-11, https://elibrary.ru/uhlfye
  9. Спаривая А.Д. Особенности школьной адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью // Инновационная наука. 2018. № 4. С. 171-175. https://elibrary.ru/tivxoj
  10. Шаповалова О.Е. Изучение операционной стороны мышления младших школьников с нарушением интеллекта // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 1-4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.1, https://elibrary.ru/grtnpk
  11. Толкачевская В.Ю. Результаты всестороннего осмотра детей и подростков в 14 детских домах Нижнего Новгорода Нижегородской профилактической лабораторией // Школа и жизнь. 1928. № 10. С. 20-26.
  12. Котова М.С., Голубь О.В. Гендерные и возрастные особенности социальной адаптации у подростков с нарушением интеллекта // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2021. № 2 (25). С. 40-42. https://elibrary.ru/dyzcwd
  13. Шевырева Е.Г. Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020. Т. 3. № 1. С. 59-72. https://elibrary.ru/ikojwk
  14. Щетинина Е.Б. Изучение проявлений личностных нравственных качеств у подростков с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 4 (58). С. 91-96. https://elibrary.ru/vkuzdf
  15. Васин А.Г., Васина Ю.М. Изучение особенностей нарушений памяти у детей подросткового возраста с умственной отсталостью // Глобальный научный потенциал. 2023. Т. 1. № 12 (153). С. 72-74. https://elibrary.ru/sbvlue
  16. Магомедшарипова Е.Д. Агрессия и измерение агрессивности по методике Басса–Дарки // Мировая наука. 2020. № 3 (36). С. 322-325. https://elibrary.ru/divihr
  17. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2009. № 1. С. 52-58. https://elibrary.ru/kjvwph
  18. Кашина А.В., Мальцева И.С. Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 3. С. 80-84. https://doi.org/10.14526/2070-4798-2021-16-3-80-84, https://elibrary.ru/wxviuh
  19. Медведева Е.А., Кудринская М.В. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о категории добра и зла с помощью искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 72-75. https://elibrary.ru/ztqnjl
  20. Желтова А.В. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (анализ литературы) // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сб. ст. 7 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2024. С. 169-172. https://elibrary.ru/lckgzw
  21. Кичигина Я.Н. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных отношений у подростков с нарушением интеллекта через внеурочные формы деятельности // Психологопедагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании: сб. материалов Всерос. науч.-образов. форума. Биробиджан, 2023. С. 209-214. https://elibrary.ru/dgkynd

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».