Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Культура саморазвития студентов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, обеспечивающей конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. ФГОС нового поколения указывает на необходимость формирования у будущих специалистов психологической сферы способности самостоятельно добывать нужную информацию, уметь перерабатывать ее, анализировать и синтезировать в соответствии с учебной задачей. Важная задача, стоящая перед системой высшего образования сегодня, – оказание помощи в процессе творческого созидания и саморазвития будущим педагогам-психологам, создание необходимых для этого условий в образовательном пространстве вуза. Идея саморазвития и самовоспитания в образовании сегодня приобретает важнейшее значение, играет главенствующую роль в становлении будущего педагога-психолога. Психолого-педагогические исследования последних лет направлены на поиск оптимальных путей саморазвития, однако, современная педагогическая теория и практика остро нуждаются в комплексном, системном рассмотрении указанного вопроса. Построение педагогической модели формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе способно углубить имеющиеся теоретические воззрения на культуру саморазвития и снабдить практику ценным эмпирическим материалом. Цель исследования – построение педагогической модели формирования культуры саморазвития будущих педагогов-психологов в вузе.

Методы исследования. В исследовании использован метод моделирования, благодаря которому удалось рассмотреть культуру саморазвития как комплексный феномен, включающий методологические аспекты, структурные компоненты, технологии и средства его формирования, диагностические критерии, показатели и уровни развития.

Результаты исследования. Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе включает в себя блок методологического обеспечения (методологические подходы и принципы); содержательного обеспечения (структурные компоненты: ценностно-смысловой, когнитивно-операциональный, регулятивно-оценочный, рефлексивно-аналитический); технологического сопровождения (этапы реализации программы, технологии, формы и методы формирования культуры саморазвития); оценочно-результативных показателей (критерии, показатели, уровни); педагогические условия (объективные и субъективные).

Выводы. Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога служит основой научной организации образовательной деятельности по подготовке психолого-педагогических кадров в рассматриваемом направлении. Модель является многокомпонентной интегративной системой, обеспечивающей полноценное целенаправленное формирование культуры саморазвития будущего педагога-психолога как профессионального качества, обеспечивающего эффективность профессиональной деятельности.

Об авторах

Лариса Васильевна Абдалина

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Ablava11@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-0414-2263
SPIN-код: 5877-8970

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии

Россия, 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1

Яна Юрьевна Романова

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»

Email: yanarom1402@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5380-2759
SPIN-код: 6579-0015

научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии

Россия, Voronezh State University

Список литературы

  1. 1. Байжуманова Н.С. Формирование навыков самоорганизации личности студента в процессе обуче-ния // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 8. С. 141-144. https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.88.24.034, https://elibrary.ru/meattm
  2. 2. Ерина И.А. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога как условие развития его личности // От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного ли-дерства АПК: междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2022. С. 31-33. https://elibrary.ru/qkgrjk
  3. 3. Жигулин А.А. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога // Научно-исследовательские публикации. 2018. № 4. С. 93-98. https://elibrary.ru/uyfupw
  4. 4. Жилеева А.А., Бавеян С.Л. Готовность студентов-психологов к саморазвитию // День науки: материа-лы 32 науч. конф. Амур. гос. ун-та. Благовещенск, 2023. С. 177-178. https://elibrary.ru/lrckco
  5. 5. Фесик К.А. Самоорганизация студентов в педагогическом вузе: теория и практика // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: материалы 11 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Ю. Мочалова, А.М. Олешкова. Нижний Тагил, 2019. С. 157-160. https://elibrary.ru/stwwzu
  6. 6. Гайнанова А.Р. Специфика саморазвития личности студентов-психологов на разных курсах обучения в вузе // Актуальные вопросы образования. 2018. № 2. С. 207-210. https://elibrary.ru/xyyxch
  7. 7. Власов Д.В. Эмпирическое исследование особенностей саморазвития личности студентов // Соци-ально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Брянск, 2025. С. 101-105. https://elibrary.ru/qfwwcu
  8. 8. Шкутина Л.А., Смагулова Т.Г., Гереева М.Ш. Студент вуза как субъект саморазвития // Теоретиче-ские и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 151-154. https://elibrary.ru/blgacr
  9. 9. Гаранина Ж.Г., Андронова Н.В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитар-ной науки и образования. 2020. Т. 20. № 4 (52). С. 454-464. https://doi.org/10.15507/2078-9823.52.020.202004.454-464, https://elibrary.ru/jdvvqr
  10. 10. Андреев В.И., Андреева Ю.В. Акмеоквалитативная концепция развития и саморазвития многомерного мышления и мудрости // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 10-15. https://elibrary.ru/uabbvv
  11. 11. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва, 1991. 299 с. https://elibrary.ru/sgbtrn
  12. 12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва, 2013. 400 с. https://elibrary.ru/vrrvvh
  13. 13. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Москва, 1917. 80 с.
  14. 14. Романова А.С. Направления и факторы саморазвития личности в условиях современности // Эконо-мические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 151-156. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-151-156, https://elibrary.ru/bnakqr
  15. 15. Панина А.Е. Саморазвитие личности как педагогический феномен: некоторые аспекты изучения // Вьюновские чтения – 2023: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф., провод. в рамках Года педа-гога и наставника, посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф. Н.И. Вьюновой. Воронеж, 2023. С. 132-135. https://elibrary.ru/vkatde
  16. 16. Иванова И.В. Феноменология саморазвития личности // Вектор науки Тольяттинского государствен-ного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 91-96. https://elibrary.ru/vjhttt
  17. 17. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 51-63. https://elibrary.ru/umzyyt
  18. 18. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. Санкт-Петербург, 2003. 55 с.
  19. 19. Абдалина Л.В. Педагог как субъект саморазвития: содержательные и динамические характеристики // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 87-3. С. 4-6. https://elibrary.ru/tneotc
  20. 20. Волкова Е.Н., Баланчук О.Е. Становление личности как психологический феномен: этапы становле-ния саморазвития в психологии // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2024. № 1 (11). С. 22-25. https://elibrary.ru/opbpih
  21. 21. Вавилова А.Н., Махиянова А.Р., Бадртдинова Р.Р. Подходы психологии к изучению саморазвития личности // Право, история, педагогика и современность: cб. ст. 6 Междунар. науч.-практ. конф. Пен-за, 2025. С. 24-26. https://elibrary.ru/exljvi
  22. 22. Гиричева Л.С., Новикова Я.О., Макарова В.А. Характеристики саморазвивающейся личности // Жур-нал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 17-20. https://elibrary.ru/jjtswx
  23. 23. Шмойлова Н.А. Саморазвитие личности в отечественной психологии // Ценностные ориентации мо-лодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 2020. С. 307-313. https://elibrary.ru/vfkmfk
  24. 24. Романова Я.Ю. Саморазвитие студента – будущего педагога-психолога: актуальные вопросы иссле-дования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2025. Т. 24. № 2. С. 97-103. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2025-24-2-97-103, https://elibrary.ru/mpedbi

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».