Деятельность органов городского самоуправления уездных центров Тамбовской губернии по развитию народного образования во второй половине XIX – начале XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Развитие образовательной сферы независимо от исторической эпохи является востребованным направлением социальной модернизации. Трансформируются формы и методы образования, ширится научное знание, изменяясь в условиях общественного прогресса, совершенствуется деятельность по материальному, техническому, политическому обеспечению образовательного процесса. В этой связи систематизация и анализ выработанной практики являются постоянными необходимыми составляющими прогресса в образовательной сфере. Цель исследования – определить и охарактеризовать фактические направления деятельности городского самоуправления по развитию народного образования в уездных центрах Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века.Материалы и методы. Источниковую базу исследования составили материалы фондов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Тамбовской области. Статистические выкладки подготовлены на основе Обзоров Тамбовской губернии. Нормативные механизмы определены в соответствии с высочайше утвержденными положениями, узаконениями и распоряжениями правительства в сфере образования и самоуправления. Методологическую основу исследования составили: общенаучный метод анализа, статистический метод, системный подход, а также принципы объективности и историзма.Результаты исследования. Фактическая деятельность городов по развитию народного образования была разноплановой и занимала важное положение в муниципальной политике. Среди основных направлений можно выделить: открытие новых и модернизацию действующих образовательных организаций; организацию пособий на содержание учебных заведений; решение текущих материальных проблем учеников, педагогов и административных работников; организацию благотворительных инициатив городских сообществ и отдельных меценатов; наконец, взаимодействие с земствами и Министерством народного просвещения в целях совершенствования системы образования на местах.Выводы. Деятельность городского самоуправления по развитию народного образования отличалась активной созидательной позицией представителей городского сообщества. Муниципалитеты не могли прямо участвовать во внутриорганизационных механизмах, однако стремились создать благоприятные условия для развития сферы образования, не ограничиваясь соблюдением формальных обязательств. Многообразие фактических функций само управления и плодотворное взаимодействие с обществом, правительственными органами и церковью обеспечили качественное развитие системы образования в губернии и выработали позитивный опыт сотрудничества.

Об авторах

В. В. Кузнецов

ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел России»

Email: vvk.vspu@yandex.ru

Список литературы

  1. Новиков А.И. Записки о городском самоуправлении. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1904. Т. VIII. 220 с.
  2. Акользина М.К. Вклад Русской православной церкви в становление и развитие системы образования в Тамбовской губернии в 19 веке // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2019. № 7. С. 108-119. https://elibrary.ru/jrpmqw
  3. Акользина М.К. Частные учебные заведения в Тамбовской губернии в XIX веке // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 39. С. 83-88. https://elibrary.ru/zcznal
  4. Акользина М.К. Деятельность городских дум по развитию системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке // Устойчивое развитие: традиции местного самоуправления и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., к 155-летию земской реформы и 75-летию ноосферной концепции В.И. Вернадского. Тамбов, 2019. С. 198-201. https://elibrary.ru/lshktc
  5. Акользина М.К. Малые народные училища в городах Тамбовской губернии в XIX веке (к истории становления системы начального образования в Тамбовском крае) // Социокультурная и научная деятельность российского музея в современных условиях: сохранение исторического наследия и перспективы развития: материалы 2 Междунар. науч. конф., посвящ. 160-летию со дня рождения М.В. Асеева, и 3 Всерос. науч. конф. Тамбов, 2020. С. 83-87. https://elibrary.ru/vmccgu
  6. Акользина М.К. Вклад провинциального купечества в развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 87-91. https://elibrary.ru/yonmax
  7. Акользина М.К., Джаббарова М.Б. История развития высшего педагогического образования на Тамбовщине // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 9 Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Тамбов, 2018. С. 62-67. https://elibrary.ru/vmgcvw
  8. Блудов А.М. Городское самоуправление в России на рубеже XIX–XX веков. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. https://elibrary.ru/qpidcf
  9. Шуваев Д.А. Тамбовский род дворян Давыдовых: вклад в историю России и губернии (конец XVIII – первая четверть XX века). Тамбов: ИП Чеснокова А.В., 2013. 208 с. https://elibrary.ru/tvitxj
  10. Шуваев Д.А. Деятельность тамбовских дворян Давыдовых в учреждениях образования и культуры в конце XIX – начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 1 (141). С. 127-132. https://elibrary.ru/rlhosq
  11. Шуваев Д.А. Член правления Общества по устройству народных чтений в Тамбове и Тамбовской губернии Ю.В. Давыдов // Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы 6 Всерос. науч. конф., посвящ. 380-летию города Тамбова. Тамбов, 2016. С. 281-283. https://elibrary.ru/xrdobl
  12. Махрачев Г.С. Становление начального профессионального образования в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 174. С. 163-170. https://elibrary.ru/xsddxv
  13. Юхачев С.П. Становление системы просвещения и образования Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века: Общество народных чтений // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 9. С. 1760-1765. https://elibrary.ru/ahobhh
  14. Кротова Т.А. К истории духовного образования в Тамбове // Вениаминовские чтения: сборник материалов ежегодной науч.-практ. конф. Кирсанов, 2016. С. 6-10. https://elibrary.ru/zfxskd
  15. Долженкова М.И. Е.Я. Державина и становление художественного образования в Тамбове // Культура и искусство в современном социуме (К 100-летию Тамбовского колледжа искусств): материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2018. С. 301-305. https://elibrary.ru/yuxyuh.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».