Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование моделей формирования социальных навыков в контексте обеспечения социального здоровья личности подростка является актуальным направлением теории и практики развития системы образования. Основные социальные навыки подростка формируются в системе образования. Современная школа является сложной системой, которая интегрирует возможности и результирующую доминанту формального и неформального видов образования подростков в освоении навыков разрешения конфликтов. Для понимания сущности программ, обеспечивающих формирование социальных навыков подростков, рассмотрен генезис подростковой конфликтности. В современных условиях важными причинами усиления конфликтности являются социальные проблемы, включая цифровизацию общества и активного применения Интернета, неопределенности социальных ситуаций и размытости идентичности подростков. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить три модели организации программ формирования навыков в разрешении конфликтов у подростков: профилактическую, воспитательную и сервисную, включая школьное консультирование. Выделены виды тренингов, знакомящих подростков со стратегиями поведения в конфликтной ситуации, как моделями выбора – «компромисс», «сотрудничество», «соперничество», «избегание», а также стилями управления конфликтами. Дана характеристика двух групп (здоровые и нездоровые) способов разрешения конфликтов. Обоснована характеристика социального здоровья личности с учетом навыков освоения здоровыми способами решения конфликтов. Также приведены формы, этапы технологии и субъекты, организующие программы по освоению навыков решения конфликтов как основы социального здоровья личности подростка.

Об авторах

Н. В. Гарашкина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: nagaraisr@mail.ru

Р. М. Куличенко

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: raisa_kulichenko@mail.ru

И. А. Акопянц

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: shi15direktor@rambler.ru

Список литературы

  1. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172.
  2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
  3. Златина А.А. Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения // Academy. 2016. № 5 (8). C. 70-81.
  4. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: межвуз. сб. науч. тр. М., 1986. С. 18-26.
  5. Шишонина Н.В., Андреасян И.А. Формирование социальной зрелости подростка посредством конфликта // Innovation Science: сб. науч. тр. по материалам 1 Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2019. С. 52-54.
  6. Маховых Ю.А. Коррекция выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-1. С. 47-50.
  7. Масленникова А.А., Асташова Т.В. Организация психологической работы с подростками по профилактике конфликтов // Психологическая служба школы: реальность и перспективы: сб. материалов рег. науч.-практ. конф. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2018. С. 29-32.
  8. Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90-93.
  9. Заусенко И.В., Озерова Е.В. Поведение подростков в конфликте: стратегии и факторы их выбора // Психологическое благополучие современного человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 410-420.
  10. Фирсова Е.С. Особенности поведения подростка в конфликте // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 2. С. 90-93.
  11. Bonache H., Ramírez-Santana G., Gonzalez-Mendez R. Conflict resolution styles and teen dating violence // International journal of clinical and health psychology. 2019. № 16 (3). P. 276-286.
  12. Marcoux P. Exploring Young Adult Conflict Management Skill Development. 2008. URL: https://ro.ecu. edu.au/theses_hons/1100 (accessed: 01.08.2019).
  13. Гур А.В. Стратегии поведения подростков в конфликтах // Аллея науки. 2017. № 16 (5). С. 210-213.
  14. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 188-189.
  15. Гурьянова И.В. Роль социального педагога в профилактике и регулировании подростковых конфликтов в образовательной организации // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево, 2017. С. 243-248.
  16. Ошейко С.Н. Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. тр. 12 Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2018. С. 45-48.
  17. Викторенко Е.Ю. Особенности поведения подростков в конфликтах в новой образовательной среде // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2018. С. 165-171.
  18. Савинова Т.В., Савинова О.А. Развитие конструктивных способов разрешения конфликта подростков средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 187-191.
  19. Culbreth J.R., Scarborough J.L. Role stress among practicing school counselors // Counselor Education and Supervision. 2005. № 45 (1). P. 58-72.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».