Формирование коммуникативной компетенции в обучении языку будущей профессии
- Авторы: Милосердова Е.М.1, Серебренникова Н.Г.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 195 (2021)
- Страницы: 173-179
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298507
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-173-179
- ID: 298507
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена методика преподавания профессиональной коммуникации в сфере медицины на уроках русского языка как иностранного. Представлены этапы работы с профессионально направленным материалом в аспекте речевой компетенции. Дано описание аудирования как продуктивной формы обучения языку с позиции восприятия и понимания профессиональной терминологии. Кроме того, приведены примеры заданий для всех видов предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы по аудированию. Дана обобщенная характеристика обучения диалогической и монологической речи на материале профессиональной медицинской номенклатуры. Выделены наиболее продуктивные виды заданий, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций будущих врачей. Сформулирован вывод, что задания по развитию речи у иностранных студентов должны способствовать эффективной умственной деятельности; активизации языковой догадки; обогащению пассивного и активного словаря; прогнозированию назывательной способности текста и текстовых единиц, ключевым понятиям слова и основного содержания; формированию умения извлекать из текста главную информацию, самостоятельно оценивать прочитанное, а также повышать лексико-грамматические компетенции студентов. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, учителям русского языка как неродного в средней школе.
Об авторах
Е. М. Милосердова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: LenaZin22@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4339-6159
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Н. Г. Серебренникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: nadegda_korrespondensija@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0275-8160
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Зиновьева Е.М. Особенности преподавания медицинской терминологии на уроках русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 180. С. 99-105. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-99-105
- Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта; Наука, 2009. 480 с.
- Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: ИКАР, 2011.
- Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: Изд-во РУДН, 2007. 185 с.
- Щукин Ю.В., Дьячков В.А., Рябов А.Е., Германов А.В. Пропедевтика внутренних болезней. Самара: ООО «Типография», 2010. 336 с.
- Мухин Н.А., Моисеев B.C. Пропедевтика внутренних болезней. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 838 с.
- Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
- Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. М.: АСТ-Москва: Восток – Запад, 2008. 253 с.
- Комарова Ю.А., Мирзалиева Д.Р. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов // Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. 384 с.
- Шишкина И.В., Пахоменко Е.П. Методы и приемы работы с текстом на уроке иностранного языка. URL: http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Philologia/58359.doc.htm (дата обращения: 01.08.2021).
Дополнительные файлы
