Развитие иноязычной читательской компетенции с помощью гипертекстов
- Авторы: Долженкова М.И.1, Медведев Н.В.1, Хаусманн-Ушкова Н.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023)
- Страницы: 613-624
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297970
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-613-624
- ID: 297970
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В современных условиях большинство взаимодействий с письменными текстами происходит в цифровой среде, из-за чего появляется необходимость реализации свойства гипертекстуальности учебных материалов для развития актуальных навыков чтения. Цель исследования – интегрировать гипертекстуальность в процесс формирования читательской компетенции.Материалы и методы. Сопоставительный анализ теорий организации учебного чтения позволил выявить универсальный перечень стратегий. Синтез эмпирических данных, полученных в результате изучения функциональных свойств гипертекстов, способствовал определению специфики этого учебного материала в контексте методики преподавания иностранных языков.Результаты исследования. Был определен и изучен состав иноязычный читательской компетенции, состоящий из трех компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Компоненты определяют требования к свойствам текста, среди которых присутствует структурное разнообразие, призванное провоцировать применение различных читательских стратегий для выполнения коммуникативных задач. В качестве универсальной типологии видов чтения была использована классификация С.К. Фоломкиной. Было установлено, что взаимодействие с гипертекстом является исследовательской стратегией, при которой комбинированно используются просмотровое чтение и три других типа.Выводы. Предложенная модель взаимодействия с гипертекстом, разделенная на четыре этапа, позволяет эффективно реализовывать все компоненты иноязычной читательской компетенции: мотивационный – благодаря интерактивности гипертекста, предрасполагающей к автономности проведения исследования; когнитивный – благодаря аутентичности и потенциальной бесконечности учебных материалов, представленных гипертекстом; деятельностный – благодаря созданию условий комплексного использования всех видов чтения.
Об авторах
М. И. Долженкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: dolgenkovam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-7028
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Н. В. Медведев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: mnv88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9941-7732
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Н. В. Хаусманн-Ушкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: nush2001@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4347-624X
, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Сысоев П.В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 169-178. https://elibrary.ru/kvbrcl
- Сысоев П.В., Юзбашева Э.Г. Формирование грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов // Язык и культура. 2022. № 57. С. 258-273. https://doi.org/10.17223/19996195/57/13, https://elibrary.ru/tiswlm
- Мурунов С.С. Создание системы упражнений обучения иностранному языку с применением ИКТ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 362-376. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-362-376, https://elibrary.ru/dsszbk
- Гюльмагомедов Г.А., Саидова Я.М., Адамова С.М. Специфика преподавания иностранных языков в условиях цифровизации // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 300-302. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-300-302, https://elibrary.ru/hgfmmn
- Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула. 2006. 19 с.
- Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М.: Просвещение, 1990. 224 с.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высш. шк., 2005. 253 с. https://elibrary.ru/qsaogz
- Nuttall C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford: Macmillan, 1996. 282 p. URL: https://archive.org/details/teachingreadings0000nutt_z9a3 (accessed: 10.05.2023).
- Поморцева Н.П., Шигапова Ф.Ф., Антропова А.Е. Обучение «Эффективному чтению» на иностранном языке (на материале подготовки к международному экзамену IELTS) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 6. С. 617-623. https://doi.org/10.30853/ped20220092, https://elibrary.ru/gjbibo
- Grellet F. Developing Reading Skills. Cambridge University Press, 1981. 258 p. URL: https://www.cambridge.org (accessed: 10.05.2023).
- Куликова И.В. Использование гипертекста в активном обучении профильно-ориентированному иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Вып. 4 (44). С. 180-183. https://elibrary.ru/iixonx
- Бурина Е.В. Специфика гипертекста в процессе обучения иностранным языкам // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Т. 70. № 3. С. 4-6. https://elibrary.ru/qweeoh
- Цзясюань Ч., Дунаева Л.А. Электронный текст в обучении китайских учащихся аудированию на русском языке // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 176-179. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-176-179, https://elibrary.ru/avbtdt
- Феоктистова О.В. Учебный гипертекст в системе обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Т. 72. № 2. С. 284-287. https://elibrary.ru/wmekxu
- Яблокова Т.Н., Яковлева М.А. Организация проектной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе с гуманитарным уклоном в рамках учебной работы в формате «Домашнее чтение» (на материале занятий по английскому языку) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 9. С. 942-951. https://doi.org/10.30853/ped20220153, https://elibrary.ru/dntizb
- Сапух Т.В., Хузина А.Х. Гиперчтение как новая стратегия чтения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 229. С. 91-97. https://doi.org/10.25198/1814-6457-229-91, https://elibrary.ru/mgktur
- Горнякова Т.А. Лингвистические особенности гипертекста как фактор его восприятия // Наука и школа. 2021. № 5. С. 224-231. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-5-224-231, https://elibrary.ru/xuqyox
- Чжан С., Янь Ц., Щеглова И.В. Исследовательская компетенция специалиста как надкомпетентностный феномен: теоретические основы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (174). С. 20-25. https://elibrary.ru/nekbaf
- Клочкова Е.С. Функционально-коммуникативный потенциал гипертекстовых элементов в англоязычной научной статье // Terra Linguistica. 2022. Т. 13. № 3. С. 15-22. https://doi.org/10.18721/JHSS.13302, https://elibrary.ru/rxqhhm
- Бредихина И.А., Зайцева В.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов магистратуры на практических занятиях по английскому языку в эпоху цифровизации // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 83-89. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_10, https://elibrary.ru/eeryhb
Дополнительные файлы
