Развитие фонетических навыков студентов при обучении английскому языку в неязыковом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Важность обучения правильному произношению обусловлена тем, что фонетический аспект является одной из составляющих языковой компетенции. Рассмотрена проблема необходимости формирования фонетической компетенции у студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку. Цель исследования – описание трудностей развития фонетических навыков у студентов при обучении английскому языку в неязыковом вузе, а также предложение мероприятий по устранению указанных трудностей.Материалы и методы. В рамках исследования, с опорой на современные научные источники выделены основные фонетические трудности студентов, систематизирован и обобщен материал, касающийся преодоления трудностей развития произносительных навыков у студентов, предложены различные мероприятия по устранению ошибок и совершенствованию произносительных навыков.Результаты исследования. Рассмотрены способы развития фонетических навыков студентов, обучающихся английскому языку в неязыковом вузе, представлены примеры традиционных фонетических упражнений различной сложности, а также инновационных, применение которых способствует улучшению произносительных навыков студентов, определены методы оценки фонетических навыков.Выводы. Формирование фонетической компетенции является важной составляющей общеязыковой подготовки студентов. При использовании разнообразных учебных материалов, активной практике и создании подходящей обстановки студенты смогут улучшить свои фонетические навыки и достичь более высокого уровня владения английским языком. Результаты исследования могут найти практическое применение при преподавании английского языка в неязыковом вузе.

Об авторах

Т. И. Скрипникова

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»

Email: Skripnikova77@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2548-0779

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1

А. Г. Геворгян

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»

Автор, ответственный за переписку.
Email: arsengevorgyan_87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0247-7393

кандидат исторических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1

Список литературы

  1. Карпова А.В. Фонетическая грамотность и распространенные фонетические ошибки современных студентов неязыковых вузов (на примере английского языка) // Филологический аспект. 2020. № 4 (60). С. 255-265. https://elibrary.ru/zekmfl
  2. Худинша Е.А. Некоторые трудности при обучении фонетике английского языка в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 4 (19). Ст. 21. https://elibrary.ru/wgtwpn
  3. Коршунова Е.С. Совершенствование произносительных навыков студентов при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 11. С. 1167-1175. https://doi.org/10.30853/ped20220190, https://elibrary.ru/lgtigw
  4. Петрусевич П.Ю. Гуманитаризация процесса формирования фонетической компетенции студентов неязыковых вузов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 187-191. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-187-191, https://elibrary.ru/pdpnsb
  5. Voloshina T.G., Zuieva E.A., Nerubenko N.V., Melnik P.V. The problem of phonetic and phonological mistakes in intercultural communication // Russian Linguistic Bulletin. 2020. № 1 (21). P. 106-108. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.21.1.2, https://elibrary.ru/wbjewk
  6. Лаврова О.А. К проблеме разработки вводно-фонетического курса для студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 4 (715). С. 72-79. https://elibrary.ru/tvrsjp
  7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с. https://elibrary.ru/xuprfr
  8. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Санкт-Петербург; Cambridge: Изд-во «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001. 224 с.
  9. Трубицина О.И., Колядко С.В., Алина И.А., Мартыненко Л.Г., Переверткина М.С., Савельева И.Ф., Шегай Н.А. Методика обучения иностранному языку. М.: Юрайт, 2016. 347 с. https://elibrary.ru/tpidwd
  10. Сардалова Л.Р., Зубайраева М.У. Формирование фонетической компетенции на начальном этапе изучения английского языка // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4 (62). С. 225-230. https://doi.org/10.25726/o5500-1725-8483-j, https://elibrary.ru/tzygat
  11. Кошелева И.Н. Обучение английскому произношению: современные тенденции в зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 5 (54). С. 135-150. https://doi.org/10.24411/2224-0772-2018-10009, https://elibrary.ru/yocaol
  12. Lubkina E.I., Shustova I.N. The use of information and communication technologies in the modern educational environment // Russian Linguistic Bulletin. 2019. № 1 (17). P. 4-6. https://doi.org/10.18454/RULB.2019.17.1.8, https://elibrary.ru/yzpjzj
  13. Макарова Е.Н. Развитие фонетических навыков у студентов неязыкового вуза в эпоху глобализации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 2. С. 19-28. https://doi.org/10.18503/2658-3186-2022-6-2-19-28, https://elibrary.ru/dqwshl
  14. Захарова В.А., Шустова И.Н. Использование онлайн-ресурсов в обучении иностранным языкам в школе // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2022. С. 273-278. https://elibrary.ru/aleecb
  15. Нельзина Е.Н., Кобелева А.С. Формирование фонетических навыков у учащихся начальной школы на уроке английского языка с использованием ИКТ // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. Пермь: Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2022. Вып. 18. С. 225-229. https://elibrary.ru/nvhlla
  16. Григорьева О.Н. Технология формирования навыков аудирования // Управление устойчивым развитием. 2019. № 2 (21). С. 83-87. https://elibrary.ru/esijid
  17. Ещенко И.О., Платошина В.В. Интерактивные игры при обучении английскому языку студентов в разноуровневых группах // Слово в науке. 2023. № 12. С. 21-25. https://elibrary.ru/jxebuk
  18. Исраилова Л.Ю., Давлетукаева А.Ш. Развитие навыков устной речи на занятиях английского языка для неязыковых специальностей на основе аудитивного текста // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 5 (63). С. 227-232. https://doi.org/10.25726/w8256-1197-2567-s, https://elibrary.ru/qdkzlz

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».