Соревнования между малыми группами на занятиях по страноведению как способ повышения мотивации студентов
- Авторы: Дашкина А.И.1, Захаров К.П.1, Солошенко М.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 29, № 4 (2024)
- Страницы: 973-984
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297790
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-973-984
- ID: 297790
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены вопросы повышения мотивации студентов лингвистических направлений к обучению иностранного языка на примере изучения курса «Страноведение» по профилю «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Цель исследования – выявить и обосновать перечень организационно-педагогических условий, способствующих повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.Методы исследования. Использован широкий методологический инструментарий, включающий как теоретические (анализ научной литературы по психологии, педагогике и методике преподавания иностранных языков в вопросах мотивации к учебной деятельности), так и практические методы (формирующий эксперимент, наблюдение и анкетирование).Результаты исследования. Были отобраны формы учебной работы – техника активного вопрошания, работа в малых группах, соревнование между группами, рефлексия своих действий. Разработана авторская анкета для определения уровня мотивации. В практической части представлены результаты формирующего эксперимента.Выводы. Сделан вывод об эффективности смены видов деятельности студентов и разнообразии организационных форм на занятиях в качестве организационно-педагогических условий поддержки мотивации студентов. Экспериментально подтвержден факт того, что совместная коллективная творческая деятельность студентов в малых группах и организация соревнования между ними способствует росту мотивации к обучению. Результаты проведенного исследования могут быть в дальнейшем использованы в качестве методических рекомендаций на занятиях в высшей школе.
Об авторах
А. И. Дашкина
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: wildroverprodigy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0081-0604
кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29К. П. Захаров
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: sladogor@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8843-0440
Scopus Author ID: 14049390000
ResearcherId: AHB-0707-2022
кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. ПолитехническаяМ. А. Солошенко
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: monikari@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-9148-4556
кандидат филологических наук, старший преподаватель Высшей школы лингвистики и педагогики
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Крашенинникова Л.В., Захаров К.П. Применение методик коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 56-68. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.05, https://elibrary.ru/ovihgr
- Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61-64. https://elibrary.ru/wwommr
- Захаров К.П. Педагогика высшего образования. Диалоговые интерактивные формы обучения. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2016. 149 с. https://elibrary.ru/yhkvdj
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1982. Т. 1. 656 с.
- Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2009. 420 с. https://elibrary.ru/uxyajn
- Косачева В.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 235-238. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-596-235-238, https://elibrary.ru/rfjerv
- Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37. https://elibrary.ru/wfgccr
- Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 67-87. https://elibrary.ru/zhehwj
- Пантелеев А.Ф. Когнитивные стратегии: феноменология // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 2-1. С. 88-93. https://elibrary.ru/rocynt
- Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 24-38. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38, https://elibrary.ru/ebuzfj
- Кочукова О.Н. Педагогические возможности учебного сотрудничества в развитии дивергентного мышления обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 247-257. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-247-257, https://elibrary.ru/wfwutt
- Абдурахманов А.А. Использование игр в обучении грамматике английского языка // Бюллетень науки и практики. 2022. № 6. С. 699-705. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/79, https://elibrary.ru/tvribk
- Дуркин П.К., Лебедева М.П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 134-143. https://elibrary.ru/tlgoib
- Кругликов В.Н. Игра-не-игра обучающая (опыт, анализ, размышления педагога-игротехника). М.: ИНФРА-М, 2024. 203 с.
- Данилова В.Л., Елизарова Е.М., Карастелев В.Е. Вопрошание как метод современного наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 4. С. 16-26. https://doi.org/10.14529/ped200402, https://elibrary.ru/zeouav
- Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Динамические особенности мотивации. СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2012. 191 с. https://elibrary.ru/qyfald
- Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-92-121, https://elibrary.ru/ukebep
- Педагогические труды академика И.П. Иванова: в 2 т. / под ред. И.Д. Аванесян, К.П. Захарова. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2013. Т. 2. 310 с. https://elibrary.ru/vnknmz
Дополнительные файлы
