Соревнования между малыми группами на занятиях по страноведению как способ повышения мотивации студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены вопросы повышения мотивации студентов лингвистических направлений к обучению иностранного языка на примере изучения курса «Страноведение» по профилю «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Цель исследования – выявить и обосновать перечень организационно-педагогических условий, способствующих повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.Методы исследования. Использован широкий методологический инструментарий, включающий как теоретические (анализ научной литературы по психологии, педагогике и методике преподавания иностранных языков в вопросах мотивации к учебной деятельности), так и практические методы (формирующий эксперимент, наблюдение и анкетирование).Результаты исследования. Были отобраны формы учебной работы – техника активного вопрошания, работа в малых группах, соревнование между группами, рефлексия своих действий. Разработана авторская анкета для определения уровня мотивации. В практической части представлены результаты формирующего эксперимента.Выводы. Сделан вывод об эффективности смены видов деятельности студентов и разнообразии организационных форм на занятиях в качестве организационно-педагогических условий поддержки мотивации студентов. Экспериментально подтвержден факт того, что совместная коллективная творческая деятельность студентов в малых группах и организация соревнования между ними способствует росту мотивации к обучению. Результаты проведенного исследования могут быть в дальнейшем использованы в качестве методических рекомендаций на занятиях в высшей школе.

Об авторах

А. И. Дашкина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: wildroverprodigy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0081-0604

кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

К. П. Захаров

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: sladogor@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8843-0440
Scopus Author ID: 14049390000
ResearcherId: AHB-0707-2022

кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая

М. А. Солошенко

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: monikari@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-9148-4556

кандидат филологических наук, старший преподаватель Высшей школы лингвистики и педагогики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Крашенинникова Л.В., Захаров К.П. Применение методик коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 56-68. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.05, https://elibrary.ru/ovihgr
  2. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61-64. https://elibrary.ru/wwommr
  3. Захаров К.П. Педагогика высшего образования. Диалоговые интерактивные формы обучения. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2016. 149 с. https://elibrary.ru/yhkvdj
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1982. Т. 1. 656 с.
  5. Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2009. 420 с. https://elibrary.ru/uxyajn
  6. Косачева В.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 235-238. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-596-235-238, https://elibrary.ru/rfjerv
  7. Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37. https://elibrary.ru/wfgccr
  8. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 67-87. https://elibrary.ru/zhehwj
  9. Пантелеев А.Ф. Когнитивные стратегии: феноменология // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 2-1. С. 88-93. https://elibrary.ru/rocynt
  10. Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 24-38. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38, https://elibrary.ru/ebuzfj
  11. Кочукова О.Н. Педагогические возможности учебного сотрудничества в развитии дивергентного мышления обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 247-257. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-247-257, https://elibrary.ru/wfwutt
  12. Абдурахманов А.А. Использование игр в обучении грамматике английского языка // Бюллетень науки и практики. 2022. № 6. С. 699-705. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/79, https://elibrary.ru/tvribk
  13. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 134-143. https://elibrary.ru/tlgoib
  14. Кругликов В.Н. Игра-не-игра обучающая (опыт, анализ, размышления педагога-игротехника). М.: ИНФРА-М, 2024. 203 с.
  15. Данилова В.Л., Елизарова Е.М., Карастелев В.Е. Вопрошание как метод современного наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 4. С. 16-26. https://doi.org/10.14529/ped200402, https://elibrary.ru/zeouav
  16. Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Динамические особенности мотивации. СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2012. 191 с. https://elibrary.ru/qyfald
  17. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-92-121, https://elibrary.ru/ukebep
  18. Педагогические труды академика И.П. Иванова: в 2 т. / под ред. И.Д. Аванесян, К.П. Захарова. СПб.: С.-Петербург. политехн. ун-т Петра Великого, 2013. Т. 2. 310 с. https://elibrary.ru/vnknmz

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».