Методическое мастерство учителя иностранного языка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены противоречия между потребностью учителей иностранных языков в становлении и совершенствовании их профессионального мастерства и условиями профессиональной деятельности – преподавании предмета «Иностранный язык» по готовым методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Тенденция к унификации образовательной практики обучения иностранным языкам многократно актуализирует проблему развития методического мастерства учителя.Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужили результаты анализа образовательной практики обучения иностранному языку и их теоретическое осмысление, а также обобщение опыта преподавания английского языка автора в образовательном учреждении среднего общего образования. Методы исследования традиционные, в том числе анализ научно-методической литературы, наблюдения за процессом становления и совершенствования методического мастерства учителя иностранного языка, анкетирование учителей, целенаправленные беседы с коллегами.Результаты исследования. Доказана взаимосвязь методического мастерства учителя иностранного языка с его методическим творчеством. Выявлены основные факторы снижения методического творчества учителей-практиков, обоснована правомерность перехода от преподавания иностранного языка по готовым методическим рецептам к вариативнорефлексивной методике формирования у обучающихся иноязычных компетенций на основе индивидуального методического кредо учителя как творца образовательного процесса.Выводы. Методическое мастерство учителя является первоосновой эффективности его профессиональной деятельности по формированию у обучающихся иноязычных компетенций. Становлению и развитию методического мастерства учителя препятствуют объективные и субъективные условия преподавания предмета «Иностранный язык», в том числе унификация процесса обучения иностранным языкам, ориентир на методические рекомендации авторов УМК без учета конкретных педагогических ситуаций. Наиболее приемлемым путем устранения обнаруженных противоречий является планомерный переход к вариативно-рефлексивной методике обучения иностранному языку.

Об авторах

В. О. Дуда

МКОУ «CОШ с. Прималкинского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: linguist.23@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-2899-6571

учитель английского языка

361016, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский р-н, с. Прималкинское, ул. Кныш, 150

Список литературы

  1. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблема развития и опыта. Киев: Рад. шк., 1988. 186 с.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с. https://elibrary.ru/rxjbgn
  3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Изд-во «Просвещение», 1993. 159 с. https://elibrary.ru/yxuiff
  4. Профессиограмма учителя иностранного языка: методические материалы по подготовке учителя иностранного языка / сост. С.Ф. Шатилов, К.И. Соломатин, Е.С. Рабуновский. М., 1977. 27 с.
  5. Языкова Н.В., Макеева С.Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 7. С. 2-9. https://elibrary.ru/pbumvp
  6. Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как искусства // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 1-12. https://elibrary.ru/lupvst
  7. Барышников Н.В. Обучение иностранным языкам и методическое творчество учителя. М.: ИНФРАМ., 2024. 187 с. https://doi.org/10.12737/1989263, https://elibrary.ru/orrmvl
  8. Барышников Н.В. Методическое кредо учителя как основа его профессионализма // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2023. № 1 (43). С. 57-66. https://elibrary.ru/thvlxe
  9. Шамов А.Н. Преподаватель иностранного языка и методическая наука // Нижегородское образование. 2010. № 1. С. 106-111. https://elibrary.ru/mljvyr
  10. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116. https://elibrary.ru/tkroib
  11. Hismanoglu M. Effective professional development strategies of English language teachers // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2 Issue 2. P. 990-995. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.139
  12. Барышников Н.В., Манагаров Р.П. Современный учитель иностранного языка и условия его профессиональной деятельности // Наука и искусство обучения иностранным языкам» (Лемпертовские чтения – XXVI): сб. ст. по материалам науч.-метод. симпозиума. Пятигорск: Пятигор. гос. ун-т, 2024. С. 37-45.
  13. Farrell T.S.C., Macapinlac M. Professional development through reflective practice: a framework for TESOL teachers // Canadian Journal of Applied Linguistics. 2021. Vol. 24. № 1. P. 1-25. https://doi.org/10.37213/cjal.2021.28999
  14. Mermelstein A.D. Reflective teaching as a form of professional development // MEXTESOL Journal. 2018. Vol. 42. № 4. P. 1-14.
  15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 16-21. https://elibrary.ru/occeij

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».