Исследование мотивации к изучению шведского языка у студентов высшей школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Проанализирована проблема мотивации современных студентов к изучению шведского языка в условиях, вызванных резкой переориентацией курса страны. Понимание мотивации, тем более особенностей учебной мотивации, – один из вопросов, который уже десятилетия не утрачивает актуальности в педагогике и методике преподавания иностранного языка. Цель исследования – проанализировать учебную мотивацию студентов, определить корреляцию исходной и текущей мотивации к изучению шведского языка вследствие резкого изменения геополитического курса страны.Материалы и методы. Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ), респондентами выступили студенты Института филологии, кафедры германской филологии и скандинавистики, изучающие шведский язык как основной язык с 1 по 4 курс бакалавриата. Количество респондентов – 34. Для сбора материалов использованы социологический и статистический методы исследования, для обработки и анализа – теоретический и описательный. Материалами исследования выступили научные работы Е.Н. Деулиной и Т.А. Танцуры, М.В. Спириной, Н.В. Лобастовой, Г.Н. Арутюнян, И.Б. Ворожцовой и др., посвященные методике преподавания иностранного языка и проблеме учебной мотивации, а также ответы студентов, полученные в ходе анкетирования.Результаты исследования. На основе полученных данных совершенствована методика обучения шведскому языку. Установлена зависимость мотивации к изучению иностранных языков от внешних и внутренних стимулов на основе ответов студентов. Полученные в ходе исследования ответы помогают скорректировать и адаптировать учебный процесс в быстро изменившихся условиях, грамотно выстроить работу с коллективом, увеличить учебную мотивацию и сохранить контингент студентов.Выводы. Исследование имеет практическую значимость и перспективы исследования: резкого снижения мотивации к изучению шведского языка не выявлено, однако, наблюдается закономерное, весьма логичное и хорошо объяснимое изменение мотивации в течение процесса обучения, вызванное как внешними, так и внутренними факторами: «эффектом плато», своеобразным откликом на педагогические усилия преподавателя, изменением видов и форм работы, технологий, методов и приемов обучения. Несмотря на «кривую» мотивации (то вверх, то вниз), у студентов не снижается настойчивость и упорство к изучению иностранного языка. Причинами снижения мотивации являются слишком интенсивная учебная нагрузка, наличие личных проблем. Повышение мотивации к изучению иностранного языка связано, напротив, с разнообразием используемых видов и форм работ и обусловлено, в том числе, вдохновляющей деятельностью преподавателя.

Об авторах

И. В. Романовская

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Email: romanovskaia@petrsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3186-996X

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии и скандинавских исследований

185035, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33

М. А. Коновалова

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: konovmasha@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-7502-8440

старший преподаватель кафедры немецкой филологии и скандинавских исследований

185035, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33

Список литературы

  1. Деулина Е.Н., Танцура Т.А. Управление мотивацией в обучении иностранному языку // Lingua Mobilis. 2011. № 2 (28). С. 152-159. https://elibrary.ru/tmuskz
  2. Гулина Н.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Мировая наука. 2022. № 2 (59). С. 49- 52. https://elibrary.ru/aobyup
  3. Нестерович Л.Г. К вопросу о роли мотивации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Апробация. 2016. № 11 (50). С. 72-73. https://elibrary.ru/xakdoj
  4. Ворожцова И.Б. О мотивации в практике обучения иностранным языкам // Филологический класс. 2016. № 4 (46). С. 36-41. https://doi.org/10.26710/fk16-04-05, https://elibrary.ru/xsdgsb
  5. Азизова М.А. Мотивация в обучении // Экономика и социум. 2021. № 5-1 (84). С. 605-608. https://elibrary.ru/wkmbjx
  6. Петрушова Н.В. Роль мотивации при обучении иностранному языку студентов вуза // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-12 (78). С. 52-55. https://elibrary.ru/valwxk
  7. Арутюнян Г.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 7 (164). С. 21-24. https://elibrary.ru/xtiiiz
  8. Шатилова Л.М., Чапыева Н.М. Роль и проблема мотивации при обучении иностранному языку // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы 18 Междунар. науч. конф. Орехово-Зуево: Гос. гум.-техн. ун-т, 2018. С. 164-166. https://elibrary.ru/pabxsr
  9. Лобастова Н.В. Мотивация – предпосылка успеха в изучении иностранного языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов 27 Междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2012. С. 165-170. https://elibrary.ru/rnfenr
  10. Спирина Е.М., Чернякова Ю.С. Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 5. С. 11-23. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11034, https://elibrary.ru/iopozr
  11. Рустамова Н.Р. Роль мотивации в обучении иностранным языкам // Обучение и воспитание: методики и практика: сб. материалов 16 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 108-111. https://elibrary.ru/rzgqmx
  12. Мишина Е.Н., Николюкина О.Ю. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 2. С. 309. https://elibrary.ru/dwwemz
  13. Гусева Е.С. Учебная мотивация. Мотивация деятельности современного студента // Энергия-2013: материалы 8 Междунар. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Иванов. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 37-41. https://elibrary.ru/jywhgn
  14. Муратова А.С., Кочегарова Н.А. Учебная мотивация как основной вид мотивации при обучении иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 122-124.
  15. Борисова Е.В. Современные студенты и цифровая среда обучения // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (50). С. 178-184. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.1.178, https://elibrary.ru/vsjugg
  16. Баклашина О.Н., Максикома Н.В., Луц С.С. Использование цифровых технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Оригинальные исследования. 2021. Т. 11. № 6. С. 38-42. https://elibrary.ru/zzyugk
  17. Василенко Е.Д. Проектная деятельность на уроках иностранного языка, как способ повышения мотивации школьников к обучению // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 889-892. https://elibrary.ru/xwxnit
  18. Сыпченко Н.М. Модульная технология обучения как способ повышения мотивации усвоения иностранного языка // Научные исследования высшей школы: сб. тез. докл. и сообщений на итоговой науч.-практ. конф. Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников М-ва внутр. дел Российской Федерации, 2011. С. 83-84. https://elibrary.ru/wgtoej
  19. Арюхина Е.Г., Крылова Н.П., Картер Д. Повышение мотивации студентов в контексте интерактивного обучения иностранному языку // Вестник научных конференций. 2017. № 2-3 (18). С. 6-9. https://elibrary.ru/yiqyyn
  20. Пьянова М.В. Роль преподавателя вуза в процессе обучения иностранным языкам // Уральский научный вестник. 2016. Т. 5. № 2. С. 149-151. https://elibrary.ru/wcoawt
  21. Соломатина А.Г. Роль преподавателя в обучении иностранному языку // Межкультурное общение: лингвистические основы и стратегии обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ». Воронеж: Воронеж. гос. аграр. ун-т им. императора Петра I, 2022. С. 31-34. https://elibrary.ru/xytwvr
  22. Мамонтова Н.Ю. Эффективные педагогические приемы для преодоления обучающимися языкового плато // Современные технологии обучения иностранному языку: теоретические и прикладные вопросы лингвообразования: сб. науч. ст. Кемерово: Кузбас. гос. тех. ун-т им. Т.Ф. Горбачева, 2021. С. 76-89. https://doi.org/10.26730/language.2021.76-89, https://elibrary.ru/extkdv
  23. Шунина Н.Ю. Эффект плато и его влияние на изучение иностранного языка // Актуальные вопросы гуманитарных наук – 2023: материалы выступлений молодых ученых в рамках Ломоносовских чтений 2023. Архангельск: САФУ, 2023. С. 315-318. https://elibrary.ru/fnyxwo
  24. Дзюбенко А.И. Современные методы и приемы преодоления языковых трудностей при переходе на новый уровень владения языком // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 58-61. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1004-0012, https://elibrary.ru/tklwcm
  25. Рябуха Т.В. Эффект «языкового плато» и способы его преодоления в контексте обучения иностранному языку в вузе // Таврические филологические чтения: материалы 1 Регион. науч. конф. Мелитополь: ФГБОУ ВО «Мелитопольский гос. ун-т», 2023. С. 140-145. https://elibrary.ru/bvvfnw
  26. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. С. 33-37. https://elibrary.ru/wwxwrd
  27. Спирина М.В. Влияние мотивации на эффективность обучения иностранному языку // Вестник МГСУ. 2007. № 2. С. 111-112. https://elibrary.ru/mvgzfp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».