Формирование субъектности старших дошкольников в совместной со взрослыми социально-значимой деятельности
- Авторы: Карпова С.И.1, Макарова Л.Н.2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 199-214
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297488
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-199-214
- ID: 297488
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Ориентация современного дошкольного образования на формирование субъектных качеств личности дошкольников, определяющих становление их субъектной позиции и свидетельствующих о достижении целевых ориентиров на этапе завершения освоения программы дошкольного образования, предполагает активный поиск эффективных путей реализации этой сложной задачи. Цель исследования – определить субъектные качества личности старших дошкольников и обосновать эффективность их формирования в совместной со взрослыми социально-значимой деятельности.
Методы исследования. Использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: аналитический обзор научных источников, посвященных изучению феномена субъектности и его проявлениям у детей в старшем дошкольном возрасте, анализ и обобщение результатов, проектирование, педагогический эксперимент.
Результаты исследования. На основе теоретического анализа были определены качества субъектности старших дошкольников (эмпатия, инициативность, самостоятельность, ответственность), которые обеспечивают развитие «начал социально-значимой активности» и формируются посредством включения дошкольников в социально-значимую, общественнополезную деятельность, реализуемую детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями, членами семьи воспитанников). С целью формирования субъектных качеств личности старших дошкольников в социально-значимой деятельности был разработан и реализован проект «Добрые дела», включающий перечень мероприятий (социальные акции, коллективные дела, волонтерские проекты). В эксперименте приняли участие 63 ребенка 6–7 лет, их родители (члены семьи), воспитатели дошкольной образовательной организации. Срок реализации проекта «Добрые дела» – один учебный год. Проведенный на заключительном этапе реализации проекта сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики с применением t-критерия Стьюдента выявил статистически значимые позитивные изменения в показателях субъектных качеств личности старших дошкольников (эмпатия tэмп1 = 10,8; инициативность tэмп2 = 6,6; самостоятельность tэмп3 = 7,1; ответственность tэмп4 = 4,2) на уровне значимости 0,05.
Выводы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что социально-значимая деятельность, ориентированная на благо других и реализуемая старшими дошкольниками совместно со взрослыми (педагогами, родителями, членами семьи) способствует становлению детско-взрослой общности и формированию у детей субъектных качеств личности.
Об авторах
С. И. Карпова
Московский городской педагогический университет
Email: karpovasi@mgpu.ru
Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики, института педагогики и психологии образования129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1 Россия
Л. Н. Макарова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: mako20@inbox.ru
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
