Педагогическое взаимодействие как «полилог» смыслов: к проблеме субъектности личности при работе с интеллектуальными системами
- Авторы: Яроцкая Л.В.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 11-22
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297475
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-11-22
- ID: 297475
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В условиях новой образовательной реальности, опосредованной инструментами искусственного интеллекта (ИИ), ключевая педагогическая категория – «педагогическое взаимодействие» – оказывается все менее востребованной в качестве предмета научного исследования, что затрудняет осмысление практики и препятствует развитию научной мысли, особенно в областях, связанных с языком, смысловым взаимодействием и речевым общением. Цель исследования – осмысление специфики современного образовательного процесса и его ключевой характеристики – педагогического взаимодействия, опосредованного инструментами ИИ.
Материалы и методы. Применялся анализ научно-педагогического дискурса, продуктов педагогической деятельности, работ обучающихся; проводились наблюдение за образовательным процессом, опрос участников пилотного исследования, экспертная оценка данных.
Результаты исследования. Определен функционал субъектов образовательного процесса в пространстве ИИ, выявлены проблемные зоны педагогического взаимодействия как фактора смыслообразования, дана оценка потенциала субъектности сторон смыслового взаимодействия, опосредованного ИИ. Полученные результаты прошли проверку в образовательной практике – в рамках пилотного обучения, направленного на апробацию сценария смыслового педагогического взаимодействия в формате «полилога» смыслов. Установлено два стабильных показателя: количество участников, отдающих предпочтение формату изучения ИЯ, опосредованному инструментами ИИ, и полагающих, что ИИ может полностью заменить преподавателя ИЯ в вузе (20 %), и количество участников, исключающих для себя такую возможность (36 %). Группа первоначально не определившихся с ответом (44 %) в ходе опытного обучения сократилась на 24 % (до 20 %) за счет увеличения количества тех, кто не считает формат взаимодействия с ИИ для себя предпочтительным.
Выводы. Педагогические «риски» для субъектов смыслового взаимодействия в пространстве ИИ связаны преимущественно с ненадежностью данных, предвзятостью содержания в продуктах, генерируемых ИИ; девальвацией педагогических смыслов. При этом исследование показало, что лингводидактика обладает уникальными возможностями для организации полисубъектного смыслового взаимодействия в контуре ИИ, актуализации «полилога» смыслов, интеграции и мультипликации социально значимых и личностных смыслов на междисциплинарной основе, что представляет значительный исследовательский интерес.
Об авторах
Л. В. Яроцкая
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: lvyar@yandex.ru
Яроцкая Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной лингвистической подготовки (№ 62), ведущий эксперт Центра анализа и прогнозирования мирового научно-технологического развития, институт международных отношенийScopus Author ID: 57203020422ResearcherID: X-1785-2018 115409, г. Москва, Каширское шоссе, 31 Россия
Список литературы
- Ashok M., Madan R., Joha A., Sivarajah U. Ethical framework for Artificial Intelligence and digital technologies // International Journal of Information Management. 2022. Vol. 62. Art. 102433. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2021.102433
- O’Dea X., O’Dea M. Is Artificial Intelligence really the next big thing in learning and teaching in higher educa-tion? // Journal of University Teaching and Learning Practice. 2023. Vol. 20. № 5. Art. 5. https://doi.org/10.53761/1.20.5.06
- Xu W., Ouyang F. A systematic review of AI role in the educational system based on a proposed conceptual framework // Education and Information Technologies. 2022. № 27. P. 4195-4223. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10774-y
- Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48, https://elibrary.ru/vpmizk
- Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика приме-нения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной дея-тельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
- Cысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66-72. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
- Berendt B., Littlejohn A., Blakemore M. AI in education: learner choice and fundamental rights // Learning Me-dia and Technology. 2020. Vol. 45. № 3. P. 312-324. https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1786399
- Holmes W., Porayska-Pomsta K., Holstein K. et al. Ethics of AI in education: towards a community-wide framework // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2021. Vol. 32. P. 504-526. https://doi.org/10.1007/s40593-021-00239-1
- Malinka K. et al. On the educational impact of ChatGPT: is artificial intelligence ready to obtain a university degree? // Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education “Proceedings of the 2023”. 2023. Vol. 1. P. 47-53. https://doi.org/10.1145/3587102.3588827
- Waltzer T., Cox R.L., Heyman G.D. Testing the ability of teachers and students to differentiate between essays generated by ChatGPT and high school students // Human Behavior and Emerging Technologies. 2023. № 1. P. 1-9. https://doi.org/10.1155/2023/1923981
- Клочихин В.В. Корпусные технологии искусственного интеллекта в обучении сочетаемости слов и исследовательской работе // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 39-46. https://elibrary.ru/jfylhf
- Сысоев П.В., Золотов П.Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык и культура. 2020. № 51. С. 229-246. https://doi.org/10.17223/19996195/51/12, https://elibrary.ru/qmhhsr
- Яроцкая Л.В., Алейникова Д.В. Лингводидактическая проекция социально-гуманитарной сферы в контуре искусственного интеллекта. Москва: Триумф, 2024. 164 с. https://doi.org/10.29039/978-5-94472-207-2-07-2024, https://elibrary.ru/eptcnv
- Левин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 79-95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95, https://elibrary.ru/kcnap,
- Feuerriegel S., Shrestha Y.R., von Krogh G., Zhang C. Bringing artificial intelligence to business management // Nature Machine Intelligence. 2022. Vol. 4. P. 611-613. https://doi.org/10.1038/s42256-022-00512-5
Дополнительные файлы
