Formation of intellectual and creative potential of bilingual students in extracurricular activities (on the example of the Russian language Olympiad)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to one of the topical issues of modern linguistic methodology – the formation of intellectual and creative potential of bilingual students in extracurricular activities. One of the forms of extracurricular activities, one of the most common forms of enriching the intellectual and developmental resources of the educational environment is the Olympiad, which allows you to overcome difficulties; immerses the student in a certain area of scientific knowledge; helps to identify various aspects of students' giftedness. The scientific article presents the experience of working in the Russian language Olympiad for students of schools with a native (non-Russian) language of instruction of the Republic of Tatarstan. Russian Language Olympiad for bilingual students is one of the methods of immersing students in the Russian language environment, involving students in active language practice, one of the ways to increase interest (about interest as an important pedagogical tool, as a powerful incentive for learning, the article also pays great attention) in language learning, formation along with communicative, speech competence and cultural studies. An expedient and methodically correct solution in the development of Olympiad tasks is to take into account didactic principles: the principle of science, the principle of entertainment, the principle of accessibility. Thus, the scientific work reveals in detail the content of each principle, argues for the scientific propositions put forward, talks about the importance of understanding the terms, the essence of the issue of the linguistic task at the Olympiad. Special attention is paid to the principle of accessibility, taking into account the individual characteristics of students and the phenomenon of interference (the influence of the native language). As a research material, the analysis of written Olympiad papers of bilingual students was carried out, their typical mistakes were revealed. Since the greatest number of errors is associated with writing an essay (an essay is one of the forms of written work in which both students' knowledge and their creative potential are tested), the scientific work describes in detail the difficulties faced by students. As a result of the study, it is said about the possible linguistic and methodological assistance to teachers, about the importance of implementing textual activities in Russian language lessons. For a structural and visual representation of the proposed provisions, a model for the formation of the intellectual and creative potential of students has been compiled.

About the authors

Guzel Minnezufarovna Nurullina

Kazan Federal University

Email: nurullinagz@mail.ru
Kazan, Russian Federation

References

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций). М., 2022. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/01_frp_russkij-yazyk_5-9-klassy.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: Академия, 2001. 512 с.
  3. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005. 320 с.
  4. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51–65.
  5. Калинина Л.В. О принципах подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку // Русский язык в школе. 2018. № 6. С. 3–7. doi: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-3-7
  6. Слизовский Д.Е., Иванова М.Г., Мартыненко Е.В. Интеллектуальные конкурсы школьников: основные задачи и социальное значение // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 73–88.
  7. Мельникова Н.М. Роль предметных олимпиад в развитии познавательной активности младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 126–131.
  8. Муравьев С.Е., Скрытный В.И. Олимпиады школьников // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 126–130.
  9. Шакирова Л.З. Казанская лингвистическая школа и лингвометодика // Казанская лингвометодическая школа: Шакирова Лия Закировна: сб. ст. и воспоминаний, посвящ. юбилею д-ра пед. наук, проф. Лии Закировны Шакировой / сост. Н.Н. Фаттахова, З.Ф. Юсупова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 196 с.
  10. Юсупова З.Ф. Роль олимпиады по русскому языку как неродному в развитии билингвальной языковой личности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-olimpiady-po-russkomu-yazyku-kak-nerodnomu-v-razvitii-bilingvalnoy-yazykovoylichnosti; doi: 10.17223/19996195/38/20 (дата обращения: 15.10.2024).
  11. Закирьянов К.З., Замалетдинов Р.Р., Замалетдинова Г.Ф. К проблеме формирования билингвальной личности в нерусской школе // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 4 (46). С. 37–45.
  12. Нуруллина Г.М. О сущности интереса в обучении русскому языку (на примере реалий, обозначающих русские народные игры и игрушки) // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова / отв. ред. С.Л. Михеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. С. 220–223.
  13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2. 11-е изд. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1905. 444 с.
  14. Глухих Н.В. Историко-культурный блок в системе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку // History, languages and cultures of the Slavic peoples: from origins to the future Materials of the VI international scientific conference. 2017. С. 37–41.
  15. Еремина С.А. Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку // Филологический класс. 2015. № 4 (42). С. 65–70.
  16. Крисанова И.В. Задания к олимпиадам по русскому языку (сектор «История русского языка») // Амурский научный вестник. 2016. № 1. С. 106–112.
  17. Nurullina G., Golovanova I. The Competence-based Approach in Teaching Russian Language in the System of Modern Professional Education for Non-Philologist Students // ARPHA Proceedings. Part of: V International Forum on Teacher Education: Part II: Educational Environment and Management. 2019. Р. 1131–1136. doi: 10.3897/ap.1.e1074
  18. Karabulatova I.S., Polivara Z.V., Zamaletdinov R.R. Ethno-Linguistic Peculiarities of Semantic Perception of Language Competence of Tatar Bilingual Children // World Applied Sciences Journal Issue 27 (Education, law, economics, language and communication). 2013. Р. 141–145. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197469818.pdf (дата обращения: 15.10.2024).
  19. Ерохина Е.Л., Самолина А.В. Обучение текстовой деятельности на уроках русского языка: возможности использования текстов с дополненной реальностью // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 1 (231). С. 97–105. doi: 10.23951/1609-624X-2024-1-97-105
  20. Добротина И.Н., Осипова И.В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 16–21. doi: 10.30515/0131-6141-2021-82-6-16-21

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».