Основные принципы самостоятельного анализа лирического произведения на олимпиаде по литературе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель этой статьи – выявить основные принципы и этапы самостоятельного анализа литературного произведения и обеспечить минимальный набор инструментов, необходимый для практического освоения читателями-школьниками старших классов или студентами процедуры анализа лирического стихотворного произведения. Материалом для анализа стали методики имманентного и интертекстуального анализа, описанные в работах литературоведов, прием лингвистического комментария; иллюстративным материалом был выбран текст стихотворения Е. Евтушенко «Два велосипеда», метод исследования проблемы – концептуальный и компаративный анализ, схематизация. Большинство олимпиад, включая Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе, предлагают для выполнения задание по анализу текста литературного произведения – прозаического или поэтического. Анализ литературных произведений разных родов и жанров, разных культурных эпох и литературных направлений – это филологический навык, который требует умения использовать свои читательские впечатления, рефлексировать, выделять, сравнивать, сопоставлять элементы, обобщать сделанные наблюдения и истолковывать их. Представления о целостном анализе литературного произведения расширяются в статье за счет обращения к лингвистическому комментарию и интертекстуальному анализу. Интертекстуальный анализ помогает истолкованию литературного произведения в том случае, когда «внутренние», контекстуальные связи дополнены «внешними», связывающими этот текст с другими системой отсылок через цитаты, переклички образов, номинаций, героев, сюжетных мотивов, событий или даже элементов просодии (в лирике). Начало представляется сложным этапом в процедуре самостоятельного анализа текста литературного произведения, поэтому в статье освещаются разные методики начала анализа и демонстрируется их потенциал на материале стихотворения Е. Евтушенко «Два велосипеда». Автор приходит к выводу, что в самостоятельном анализе читателя-школьника обнаружению закономерностей в организации разных аспектов литературного произведения способствуют как моменты читательского «удивления», так и целенаправленное выделение фрагментов текста, их сравнение и сопоставление, поиск смысловых закономерностей и затем – интерпретация выявленных данных. В статье предложен краткий алгоритм, учитывающий основные аспекты анализа лирического стихотворного произведения.

Об авторах

Оксана Викторовна Дрейфельд

Кемеровский государственный медицинский университет

Email: filoxenia@mail.ru
кандидат филологических наук Кемерово, Россия

Список литературы

  1. Кучина Т.Г. Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 2. С. 212–220. doi: 10.51762/1FK-2021-26-02-18
  2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: введение в курс. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2006. 208 с.
  3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.
  4. Лавлинский С.П. О горизонтах «живого восприятия» и «честного чтения» в школьном литературном образовании // Филологический журнал. 2006. № 1 (2). С. 160–168.
  5. Фуксон Л.Ю. Начало чтения // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2024. Т. 34, вып. 2. С. 384–388. doi: 10.35634/2412-9534-2024-34-2-384-388
  6. Фуксон Л.Ю. Чтение рассказа Л. Толстого «После бала» // Дискурсивность и художественность: к 69-летию Валерия Игоревича Тюпы: сб. науч. тр. М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 224–230.
  7. Фуксон Л.Ю. Художественный космос как предмет толкования // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 49-55. doi: 10.17223/18137083/77/4
  8. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001. 226 с.
  9. Фуксон Л.Ю. Толкования. Кемерово, 2006. 199 с.
  10. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Академия. 2004. 192 с.
  11. Евтушенко Е.А. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990. 190 с.
  12. Евтушенко Е. Без заголовка // Арион. 1996. № 2. 130 с.
  13. Лавлинский С.П. Комплексный подход к анализу произведения на уроке-диалоге / Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (учебное пособие). М.: ИНФРА-М, 2003. 384 c.
  14. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960. 312 с.
  15. Бонди С.М. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1977. Т. 1976. С. 100–129.
  16. Тамарченко Н.Д. Скрытая цитата как отсылка к жанровой традиции: Достоевский и Пушкин // Память литературного творчества. М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 2014. С. 294–308.
  17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 14–285.
  18. Фуксон Л.Ю. Виды связей // Чтение. Кемерово, 2006. 223 с.
  19. Ахметова Г. А. Аналитические задания на Всероссийской олимпиаде по литературе: интертекстуальные смыслы // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26, № 2. С. 485–489. doi: 10.33184/bulletin-bsu-2021.2.37
  20. Лотман Ю.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1983. 416 с.
  21. Малкина В.Я. Типология лирических субъектов // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 20–31.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».