Basic principles of Independent Analysis of a Literary work at the Literature Olympiad

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this article is to identify the basic principles and stages of an independent analysis of a literary work and to ensure a minimum set of tools necessary for practical development by readers-senior classes or students of the procedure for analyzing a lyrical poetic work. The material for the analysis was the methods of immanent and intertextual analysis described in the works of literary critics, taking a linguistic commentary; Illustrative material was chosen by the text of the poem by Ye. Yevtushenko “Two Bicycles”, the method of studying the problem – conceptual and comparative analysis, schematization. Most Olympiads, including the All-Russian School Olympiad in Literature, offers a task for the analysis of the text of a literary work - prose or poetic. An analysis of literary works of different genera and genres, different cultural eras and literary areas are a philological skill that requires the ability to use their reader impressions, reflect, highlight, compare, compare elements, generalize the observations made and interpret them. The ideas about a holistic analysis of a literary work are expanded in the article due to an appeal to linguistic commentary and intertextual analysis. The intertextual analysis helps the interpretation of the literary work in the case when the “internal”, contextual connections are supplemented by “external”, connecting this text with other systems of references through quotes, roll calls, heroes, plot motifs, events, or even proxy elements (in lyrics in lyrics (in lyrics). The beginning of the analysis seems to be a complex step in the procedure for independent analysis of the text of the literary work, therefore, the article highlights different methods of the start of the analysis and demonstrates their potential on the material of the poem Evtushenko “Two Bicycles”. The author concludes that in an independent analysis of the reader-schoolman, the detection of patterns in the organization of various aspects of the literary work contribute to both the moments of the reader’s “surprise” and the purposeful highlighting of fragments of the text, their comparison and comparison, the search for semantic laws and, then, the interpretation of the identified data. The article proposes a short algorithm taking into account the main aspects of the analysis of the lyrical poetic work.

About the authors

Oksana Viktorovna Dreyfeld

Kemerovo State Medical University

Email: filoxenia@mail.ru
Kemerovo, Russian Federation

References

  1. Кучина Т.Г. Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 2. С. 212–220. doi: 10.51762/1FK-2021-26-02-18
  2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: введение в курс. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2006. 208 с.
  3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.
  4. Лавлинский С.П. О горизонтах «живого восприятия» и «честного чтения» в школьном литературном образовании // Филологический журнал. 2006. № 1 (2). С. 160–168.
  5. Фуксон Л.Ю. Начало чтения // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2024. Т. 34, вып. 2. С. 384–388. doi: 10.35634/2412-9534-2024-34-2-384-388
  6. Фуксон Л.Ю. Чтение рассказа Л. Толстого «После бала» // Дискурсивность и художественность: к 69-летию Валерия Игоревича Тюпы: сб. науч. тр. М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 224–230.
  7. Фуксон Л.Ю. Художественный космос как предмет толкования // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 49-55. doi: 10.17223/18137083/77/4
  8. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001. 226 с.
  9. Фуксон Л.Ю. Толкования. Кемерово, 2006. 199 с.
  10. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Академия. 2004. 192 с.
  11. Евтушенко Е.А. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990. 190 с.
  12. Евтушенко Е. Без заголовка // Арион. 1996. № 2. 130 с.
  13. Лавлинский С.П. Комплексный подход к анализу произведения на уроке-диалоге / Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (учебное пособие). М.: ИНФРА-М, 2003. 384 c.
  14. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960. 312 с.
  15. Бонди С.М. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1977. Т. 1976. С. 100–129.
  16. Тамарченко Н.Д. Скрытая цитата как отсылка к жанровой традиции: Достоевский и Пушкин // Память литературного творчества. М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 2014. С. 294–308.
  17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 14–285.
  18. Фуксон Л.Ю. Виды связей // Чтение. Кемерово, 2006. 223 с.
  19. Ахметова Г. А. Аналитические задания на Всероссийской олимпиаде по литературе: интертекстуальные смыслы // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26, № 2. С. 485–489. doi: 10.33184/bulletin-bsu-2021.2.37
  20. Лотман Ю.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1983. 416 с.
  21. Малкина В.Я. Типология лирических субъектов // Новый филологический вестник. 2023. № 4 (67). С. 20–31.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».