Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д. М. Карбышева)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современную эпоху актуальным социальным идеалом в контексте отечественной культурной исторической памяти является легендарная личность Д. М. Карбышева. Важнейшими его качествами, оказавшими влияние не только на его жизнь и деятельность, были высокое стремление служить Родине, нацеленность на победу, принципиальность и бескомпромиссность, обостренное чувство правды и справедливости, мужество и отвага. В связи с этим социальный идеал личности Д. М. Карбышева рассматривается в контексте отечественной культурной исторической памяти. Цель статьи – проанализировать педагогический потенциал форм патриотического воспитания студенческой молодежи на основе средств мемориализации культурно-исторической памяти. Материалом исследования послужили открытые интернет-источники, а также материалы социологического опроса, проведенного в апреле 2022 г. среди студентов Омского педагогического университета на основе случайной выборки. В исследовании использовались методы сравнительного и системного анализа, а также методики разработки проектных технологий. Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в систематизации форм и методов патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации исторической памяти. Обнаружены лакуны в знании молодежью средств увековечивания памяти Д. М. Карбышева, что явилось основой разработки инновационных форм и средств патриотического воспитания. Методами социологического опроса, системного и сравнительного анализа показано отражение средств мемориализации подвига Д. М. Карбышева в формах и методах патриотического воспитания. Практическая значимость исследования состоит в следующем. Актуализируется социальный идеал личности Д. М. Карбышева в контексте отечественной культурной исторической памяти. Формы патриотического воспитания распределены в проектных технологиях по возрастным группам детей и молодежи и определенным локусам – местам проведения патриотических акций. С помощью метода социологического опроса были выявлены традиционные и инновационные формы патриотического воспитания, предложенные студентами. В структуру разработанных технологий включены средства патриотического воспитания. Наряду с погружением в атмосферу патриотизма, военной романтики и убеждением в величии подвига осуществляется его наглядный музейный и экскурсионный показ, построенный на включении различных объектов культурно-исторической памяти в маршрут экскурсий. Определено, что для студенческой и работающей молодежи наряду с общими экскурсионными маршрутами существует семь других локусов: специальные учреждения культуры для молодежи, а также общегородские библиотеки, музеи, Дом кино, пространство «Бессмертного полка». В результате разработки технологий выявился педагогический потенциал данных патриотических акций: их преемственность, учет уроков истории, сакральная сущность военно-патриотических подвигов во имя жизни, наглядность, зрелищный эффект, рассредоточение по аудиториям, яркость, значимость культурно-исторической памяти, эмоциональная насыщенность воздействия.

Об авторах

Николай Федорович Хилько

Сибирский филиал Российского института наследия им. Д. С. Лихачева; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Email: fedorovich59@mail.ru
старший научный сотрудник, профессор ул. Андрианова, 28, Омск, Россия, 644077; пр. Мира, 55, Омск, Россия, 644077

Ольга Александровна Озерова

Омский государственный педагогический университет

Email: 55oz@bk.ru
доцент аб. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099

Список литературы

  1. Кутепов В. А., Рыбаков С. В. Военно-патриотическое воспитание школьников Западной Сибири (1968–1991 гг.) // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 26.06.2022).
  2. О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах: совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. 1964. 8 дек.
  3. Михайлова Е. М. Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 26.06.2022).
  4. Бачинин И. В. Духовно-нравственные качества российского народа-победителя… // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: сб. науч. ст. Екатеринбург: [б. и.], 2020. Ч. 1. С. 91–95.
  5. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. № 4. С. 99–111.
  6. Ареандачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 103–119.
  7. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю. Управленцам вузов о социокультурном развитии // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3. С. 165–172.
  8. Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Рябова М. Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3. С. 440–462.
  9. Миркискин В. А. Военная и научная деятельность Дмитрия Михайловича Карбышева: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2004. С. 14.
  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601040050 (дата обращения: 26.06.2022).
  11. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 189–194.
  12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 26.06.2022).
  13. Ахмедханова С. М. Формирование национальной идентичности // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 438–441.
  14. Яркова Е. Н., Иванов А. Г., Мальцев Я. В. Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции) // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 6. С. 11–40.
  15. Шадриков В. Д. Категории деятельности и ее применение к изучению качества профессионального образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 175 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».