Проблемы образования на страницах журнала СоцИс

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы публикационной активности журнала «Социологические исследования» по проблемам образования за 50 лет его работы. Характеризуются четыре периода: 1974–1989 гг., 1990–2000 гг., 2001–2010 гг., 2011–2024 гг. Раскрыта тенденция роста публикационной активности журнала по проблемам образования за прошедшие полвека. Показывается процесс формирования авторского актива по проблематике образования, включающего в свой состав ведущих социологов СССР и России. На первом этапе публикации отражали конституирование социологии образования как отрасли знания, ее взаимодействие с науками об образовании, «идеологическую» зависимость от позиции партийного руководства, а также интерес к школьному и профессионально-техническому образованию в стране. Специфика публикаций второго периода выражена интересом к высшему и социологическому образованию, к методологии исследования проблем образования. Журнальные статьи третьего этапа отражают расширение направлений исследований образования разных видов и уровней, а также доминирование проблематики высшего образования и вузовских общностей. На четвертом этапе актуализируется обращение к острым дискуссиям о судьбе российского образования в условиях институциональных реформ, социальных, экономических и политических вызовов, связи образования с другими сферами общества.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com

доктор философских наук, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Афанасьев В. Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции (социальные аспекты) // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 33–40.
  2. Болотин И. С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 93–104.
  3. Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы – настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 14–25.
  4. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 56–69.
  5. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113–121.
  6. Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.
  7. Добрускин М. Е. Социально-психологический портрет вузовского педагога // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 137–141.
  8. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29.
  9. Зиятдинова Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 66–71.
  10. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78–90.
  11. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
  12. Ключарев Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59.
  13. Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84–93.
  14. Константиновский Д. Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 117–124.
  15. Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.
  16. Костенко В. В., Яковлев Г. А. Состав авторов журнала «Социологические исследования», 1975– 1982 гг. // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 123–130.
  17. Лапин Н. И., Осадчая Г. И., Ядов В. А. Опыт интеграции социологического образования в вузе в научных исследованиях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 106–111.
  18. Леонтьева Э. О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе // Социологически исследования. 2004. № 12. С. 121–130.
  19. Лисовский В. Т. Принципы и критерии типологизации современного советского студенчества // Социологические исследования. 1980. № 3. C. 130–139.
  20. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 84–91.
  21. О перспективах дальнейшего развития социологического образования в СССР // Социологические исследования. 1978. № 4. C. 183–186.
  22. Осипов А. М., Иванов С. В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 105–110.
  23. Радаев В. А. Мнения экспертов о высшем образовании // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 51–52.
  24. Розов Н. С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71–75.
  25. Рубина Л. Я. Жизненные планы студенчества // Социологические исследования. 1978. № 3. C. 128–135.
  26. Руткевич М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 3–17; № 12. С. 58–70.
  27. Руткевич М. Н. Реформа образования, потребности общества, молодежь // Социологические исследования. 1984. № 4. С. 19–28.
  28. Саралиева З. Х.-М., Балабанов С. С. Воспроизводство научно-педагогических кадров // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 110–120.
  29. Сиверцева Н. А. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социологические исследования. 1994. № 3. C. 70–75.
  30. Смолин О. Н., Комаров А. Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 107–112.
  31. Социологические проблемы воспитания и обучения («круглый стол» журнала «Социологические исследования» и Академии педагогических наук СССР) // Социологические исследования. 1979. № 3. C. 53–74.
  32. Татарова Г. Г. Методологическая культура в контексте социологического образования // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 32–41.
  33. Тощенко Ж. Т. Чему учить социолога и с чего начинать // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 54–61.
  34. Филиппов Ф. Р. Роль высшей школы в изменении социальной структуры советского общества (итоги Всесоюзного исследования) // Социологические исследования. 1977. № 2. С. 42–51.
  35. Филиппов Ф. Р. Социологические проблемы образования в СССР // Социологические исследования. 1974. № 2. С. 15–24.
  36. Харчева В. Г., Шереги Ф. Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 41–51.
  37. Шевченко И. О., Гаврилов А. А. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 117–123.
  38. Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87–98.
  39. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 76–81.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».