Linguistic, ethnocultural and religious processes in the Regions of Russia

Cover Page

Full Text

Full Text

В рамках VI Всероссийской научно-практической конференции Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (Казань, 26–29.06.2024) была организована работа секции «Языковые, этнокультурные и религиозные процессы в современном российском обществе», посвященная проблемам сохранения этнического языка, этнической культуры, этнической идентичности, а также обсуждению религиозной ситуации в российских регионах.

Вопрос современного состояния и главные тенденции развития этноязыковых процессов в Республике Тыва поднимался в докладе З. В. Анайбан (ИВ РАН). Она отметила, что тувинский для большинства тувинцев является языком общения в семейно-бытовой, культурной и производственной сферах, но наблюдается слабый уровень владения ими русским языком, который остается востребованным как язык межнационального общения.

По результатам исследований в Крыму Р. А. Старченко (ИЭА РАН) отметил, что владение крымскотатарским языком практически не выходит за пределы данного сообщества и для них вопрос родного языка в бо́льшей степени связан с этнической и культурной идентичностью. Таким образом, среди современных крымских татар происходит значительное слияние их этнической, региональной и религиозной идентичностей, в то время как среди славянского населения Крыма доминирующими являются общегражданская и региональная компоненты.

Особая ценность языка и культуры для якут была раскрыта в докладе Е. М. Арутюновой (ИС ФНИСЦ РАН). Высокая степень сохранности якутского языка, по мнению докладчика, связаны не только с расширением функционирования языка в пространстве города, снижением тенденций ассимиляции якут, возрастанием свободного владения им среди носителей, но и массовой включенностью в сетевое общение и возможностью воспитания и образования на языке саха в сахаязычных детсадовских группах и школьных классах. По данным исследования, язык остается ключевым показателем этничности, а все остальные идентификаторы оказываются менее значимыми. Поддержка языка и сохранение этнической культуры является более важным для якут, чем экономическое и социальное развитие.

Ф. Г. Сафин (ИЭИ им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН) на примере ситуаций в республиках Поволжья показал, что одной из причин резкого сокращения изучения родных языков стала отмена ЕГЭ по родному языку в ФГОС. Наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, идет процесс сокращения доли населения, владеющих языком своей национальности, с другой – наблюдается рост владеющих русским и языком титульной этнической группы, что особенно рельефно проявляется в Башкортостане и Татарстане.

Об уровне владения родным языком коренными малочисленными народами Севера (ханты, манси, ненцы) в Югре рассказали Н. В. Ткачук и С. Х. Хакназаров (ОУИПИР). По данным опроса авторов, в результате притока сельского населения в Нягонь происходит языковая ассимиляция, постепенная утрата этнического языка. Среди основных причин незнания родного языка выделяются – отсутствие языковой среды и коммуникации, и как следствие отсутствие востребованности и снижение мотивации, а также отсутствие преподавания языка в школе. Тем самым, отмечает Н. В. Ткачук, языки обских угров и ненцев в современных условиях выполняют скорее этнокультурную, этноидентификационную функции, чем коммуникативную роль общения внутри этносов. С. Х. Хакназаров, исследовав языковые аспекты качества жизни коренных народов Сургутского района Югры, отметил высокий уровень владения родным языком (90,6%).

К утрате этнического языка, по мнению З. А. Махмутова (ФНЦ ПМИ), приводит т. н. языковая трансмиссия, когда, к примеру, среди татар разных поколений, проживающих в Казахстане, менее 30% считают, что они в совершенстве владеют татарским и в основном это представители старшего поколения – мигранты, приехавшие из Башкирской и Татарской АССР, Омской и Тюменской областей. Подобный языковой сдвиг связан с существенным сужением сферы функционирования татарского языка, отсутствием прагматичных мотивов для его изучения, ростом доли межэтнических браков, нарушением компактности проживания татар в Казахстане и отсутствием возможности изучения татарского языка в советское время в школе. На пробелы в языковой политике указал К. Ю. Замятин (ИЯ РАН): сохранение этнокультурного и языкового многообразия было включено в качестве одной из целей государственной национальной политики, но несмотря на это, добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении этой задачи не получается из-за отсутствия должного внимания не только на уровне практической деятельности, но и в научно-прикладных исследованиях.

Также на секции были представлены доклады, посвященные этническому предпринимательству. М. А. Евсеева (ИС ФНИСЦ РАН) сфокусировалась на проблеме отсутствия четкого аргументирования синонимичного использования понятий «этническое предпринимательство», «этническое представительство» и «этническая ниша», что не вполне корректно. По данным А. Р. Гарифзяновой (КФУ), этничность стала своеобразным ресурсом для позиционирования своего дела на региональном рынке среди молодежи. Молодые крафтеры (ремесленики) Казани развивают свое производство, связанное с рукоделием и т. п., используя территориальную специфику (татарскую культуру) или татарский язык в названии своих продуктов или услуг, но не внося при этом национальную специфику в содержание. Такая реализация предпринимательских проектов ориентирована на желание конструирования своей уникальности через этноресурсы.

Другая группа докладчиков сосредоточилась на вопросах значимости религиозной активности российских этносов как субъекта духовной культуры. Так, Р. М. Мухаметзянова-Дуггал и Д. А. Ефимов (ИЭИ им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН) выделили важность «культурного сотрудничества» государства и религиозных объединений. Вместе с тем Г. И. Галиева (ЦИИ АН РТ), на основе контент-анализа татароязычных интернет-ресурсов, отметила, что наиболее обсуждаемой этноконфессиональной тематикой является проблема языка (55%), религии и межнациональных отношений в два раза меньше (27,6 и 25,1% соответственно). К примеру, сайт ДУМ РТ, публикующий на первый взгляд статьи на религиозные темы, при этом чаще отражает языковые вопросы. Жизнедеятельность новых религиозно-экологических движений Западной Сибири и Центральной Азии обсуждалась в докладе И. А. Селезневой и А. Г. Селезнева (Сибирский ф-л Ин-та Наследия). Значительное место в идеологии и практике данных социокультурных сообществ занимают представления о наследии предков, возрождении древних домусульманских (тенгрианских) и дохристианских (ведических) традиций.

Особое внимание было уделено потенциалу межкультурных и межэтнических отношений, укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и сохранению межнационального согласия в стране. Н. П. Лысикова (СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского) подчеркнула важность сохранения семейных этнических ценностей и традиций, определяющих историческое и культурное разнообразие. К примеру, большой популярностью в Саратовской области пользуются ежегодные открытые региональные конкурсы «Ремесленник года», а также Фестиваль археологии и раскопок «Укек». Эти акции укрепляют семью, межпоколенческие взаимосвязи, семейные этнические ценности и традиции, формируют материальную и виртуальную семейную биографию. Об особенностях взаимодействия пожилых людей и молодежи в этнокультурном воспитании личности рассказали С. Г. Карепова (ИС ФНИСЦ РАН) и Е. Н. Осипова (АлтГУ). На этнокультурных ценностях современном татарском и башкирском кинематографе акцентировали внимание А. В. Роговая и Н. В. Левченко (ИС ФНИСЦ РАН). Региональное этническое кино является проводником знаний о культуре этносов, помощником в осознании своей собственной идентичности, соединяя не только художественное и эстетическое видение, но культуру и историю, характерные для определенного этноса и региона. В. В. Николаев (ИАЭТ СО РАН) поставил вопрос поиска механизмов сохранения культуры у коренных малочисленных народов Сибири (на примере кумандинцев), в связи со стремительным уменьшением их численности, урбанизацией и миграцией за пределы территорий традиционного проживания.

Работа секции продемонстрировала не только результаты эмпирических исследований, концептуальных разработок, понятий и терминологий, но и взаимодействие ученых с управленческими структурами в использовании полученных данных в практической деятельности.

×

About the authors

Anastasia V. Rogovaia

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Author for correspondence.
Email: av_rogovaya@mail.ru

Cand. Sci. (Sociol.), Senior Researcher

Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».