Профессиональные адаптационные характеристики педагогов коррекционной школы

Обложка
  • Авторы: Козина Н.В.1, Радкевич А.В.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Выпуск: Том 11, № 2 (2020)
  • Страницы: 101-108
  • Раздел: Клиническая психология
  • URL: https://ogarev-online.ru/pediatr/article/view/120350
  • DOI: https://doi.org/10.17816/PED112101-108
  • ID: 120350

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обучение и воспитание детей, имеющих особенности физического и психического здоровья, обусловливает ряд требований к педагогам, работающим в условиях различных коррекционных и медицинских учреждений. Данные специалисты должны обладать высоким уровнем адаптационных характеристик, позволяющих сочетать современную педагогическую методологию и индивидуальные подходы с учетом актуального состояния ребенка. В результате применения комплекса экспериментально-психологических методик удалось выявить специфические особенности адаптационных характеристик коррекционных педагогов (при сравнении с педагогами общеобразовательной школы): низкий уровень активности и оптимизма, недостаточно адаптивные стратегии совладания со стрессом, характеризующие малоадаптивные типы личности. Наличие большого количества организационных факторов, оказывающих негативное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности: большой объем работы, присутствие на уроке посторонних лиц, трудности взаимодействия с родителями, недостаточность самостоятельной работы учеников, необходимость индивидуальных разъяснений заданий, отсутствие видимых результатов своей деятельности. При среднем уровне социально-психологической адаптации педагоги коррекционной школы ниже оценивают различные аспекты профессиональной деятельности, имеют выраженные значения психологической и физиологической профессиональной дезадаптации, проявляющиеся в соматической, эмоциональной и социальной сферах, а также в снижении мотивации к профессиональной деятельности. У педагогов коррекционной школы отмечается высокая степень профессионального «выгорания», более выражены эмоциональное истощение и явление деперсонализации.

Об авторах

Наталия Викторовна Козина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: navico@mail.ru

канд. психол. наук, доцент, кафедра клинической психологии

Россия, Санкт-Петербург

Анна Валерьевна Радкевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: navico@mail.ru

студентка, кафедра клинической психологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной коррекционной школы в профессиональной деятельности: Монографическое исследование. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. – 401 с. [Agavelyan RO. Sotsial’no-pertseptivnye osobennosti lichnosti pedagoga spetsial’noy korrektsionnoy shkoly v professional’noy deyatel’nosti: Monograficheskoe issledovanie. Novosibirsk: NIPKiPRO; 1999. 401 p. (In Russ.)]
  2. Артемьева Т.В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4. – С. 79–82. [Artem’eva TV. Issledovanie koping-strategiy pedagogov v professional’noy deyatel’nosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2014;(4):79-82. (In Russ.)]
  3. Василенко А. Ю. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 66–69. [Vasilenko AYu. Personality Factors Of Emotional Burnout Of Educationalists. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2011;(3):66-69. (In Russ.)]
  4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с. [Vodop’yanova NE. Psikhodiagnostika stressa. Saint Petersburg: Piter; 2009. 336 p. (In Russ.)]
  5. Гнедова С.Б. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов коррекционно-развивающего обучения. В кн.: Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей. – Курск, 2007. – С. 35–38. [Gnedova SB. Osobennosti sindroma «emotsional’nogo vygoraniya» u spetsialistov korrektsionno-razvivayushchego obucheniya. In: Problemy issledovaniya sindroma «vygoraniya» i puti ego korrektsii u spetsialistov «pomogayushchikh» professiy (v meditsinskoy, psikhologicheskoy i pedagogicheskoy praktike): sbornik nauchnykh statey. Kursk; 2007. P. 35-38. (In Russ.)]
  6. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ПОНИ, 2010. – 316 с. [Dmitriev MG, Belov VG, Parfenov YuA. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkventnogo povedeniya u trudnykh podrostkov. Saint Petersburg: PONI; 2010. 316 p. (In Russ.)]
  7. Калашникова М.Б., Широкова Ю.С. Особенности копинг-стратегий педагогов // Психология обучения. – 2010. – № 1. – С. 71–81. [Kalashnikova MB, Shirokova YuS. Osobennosti koping-strategiy pedagogov. Psikhologiya obucheniya. 2010;(1):71-81. (In Russ.)]
  8. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А. Качество жизни и психическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11. – С. 87–93. [Kupriyanova IE, Dashieva BA. Quality of life and mental health of teachers working in different educational systems (general, special, inclusive). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013;(11):87-93. (In Russ.)]
  9. Недуруева Т.В., Павлова Л.Е. Особенности коммуникативных установок и совладающего поведения врачей-педиатров в ситуации лечебного взаимодействия // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – № 1. – С. 34–39. [Nedurueva TV, Pavlova LE. Communicative installations and coping behavior of pediatres in the situation of medical cooperation. Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy. 2019;(1):34-39. (In Russ.)]
  10. Осадчая Е.А. Особенности копинг-стратегий педагогов // Молодой ученый. – 2018. – № 30. – С. 154–157. [Osadchaya EA. Osobennosti koping-strategiy pedagogov. Molodoy uchenyy. 2018;(30):154-157. (In Russ.)]
  11. Полтарыхин А.Л. Развитие обучения персонала и оценка эффективности // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2016. – № 6. – С. 17–19. [Poltarykhin AL. Development Of Personnel Training And Efficiency Estimation. Nauchnye zapiski OrelGIET. 2016;(6):17-19. (In Russ.)]
  12. Русакова Е.И. Психологическая технология преодоления профессиональной дезадаптации учителя // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 95–102. [Rusakova EI. Psychological technology of overcoming teacher’s professional desadaptation. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011;(2):95-102. (In Russ.)]
  13. Холлас Т., Койн Д., Поттер Д.П. Исследование условий труда школьных учителей естественных наук // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2016. – № 1. – С. 91–95. [Hollas T, Koyn D, Potter DP. Issledovanie usloviy truda shkol’nykh uchiteley estestvennykh nauk. Kontsept. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. 2016;(1):91-95. (In Russ.)]
  14. Bachkirova T. Teacher Stress and Personal Values. Sch Psychol Int. 2016;26(3):340-352. https://doi.org/10.1177/0143034305055978.
  15. Clipa O. Teacher Stress and Coping Strategies. In: Proceedings of the 15th Edition of the International Conference on Sciences of Education, Studies and Current Trends in Science of Education, ICSED2017; Suceava, Romania, 9–10 Jun 2017. LUMEN Proceedings; 2017. P. 120-128. https://doi.org/10.18662/lumproc.icsed2017.14.
  16. Folkman S, Lasarus R. Manual for Ways Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press; 1988.
  17. Heim Е. Koping und Adaptivited: Gibt es Geeignetes Oder Ungeeignetes Koping? Psychother Psychosom Med Psychol. 1988;38(1):8-I7.
  18. Maslach C. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1982.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Личностные характеристики педагогов: a — педагоги коррекционной школы, b — педагоги общеобразовательной школы

Скачать (108KB)
3. Рис. 2. Копинг-стратегии педагогов. Уровень статистической значимости: * p ≤ 0,05

Скачать (98KB)
4. Рис. 3. Отношение педагогов к различным профессиональным факторам. Уровни статистической значимости: * p ≤ 0,05, ** p ≤ 0,01

Скачать (124KB)
5. Рис. 4. Особенности психологической и физиологической профессиональной дезадаптации педагогов. Уровни статистической значимости: * p ≤ 0,05, ** p ≤ 0,01

Скачать (125KB)
6. Рис. 5. Особенности профессионального «выгорания». Уровни статистической значимости: * p ≤ 0,05, ** p ≤ 0,01

Скачать (105KB)

© Козина Н.В., Радкевич А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».