Распространенность нарушения развития учебных навыков у младших школьников г. Перми

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучение распространенности нарушений письма и чтения у детей 2–3-х классов общеобразовательных школ г. Перми.

Материалы и методы. Использовался метод сплошного анкетирования 160 родителей в двух школах – общеобразовательной и с углубленным изучением немецкого языка. Применялся скрининговый тест для выявления дислексии (Colorado Learning Disabilities Questionnaire – Reading Subscale: CLDQ-R), анкета для проверки навыков письма/почерка (Handwriting Proficiency Screening Questionnaire: HPSQ). Для изучения особенностей зрительного восприятия и синдрома скотопической чувствительности (Scotopic Sensitiviti Syndrome – SSS) использовалась анкета Ian Jordan в модификации Е. Киселевой.

Результаты. Скрининговые тесты выявили низкий темп чтения и многочисленные разнообразные ошибки при письме, которые сочетались с нарушением графомоторных навыков, трудностями копирования текста с эталона, частыми исправлениями и зачеркиванием текста. У части детей сохранялось нарушение звукопроизношения и сложности в названии букв, что свидетельствовало о трудностях трансформации фонемы в графему, о нарушении звуко-буквенных взаимоотношений. Выявленные особенности обусловили необходимость дополнительной помощи в процессе учебы 10 % школьников 2–3-х классов общеобразовательных школ г. Перми, в том числе в школе с углубленным изучением немецкого языка. В 3,8 % случаев у детей с девиантными вариантами развития учебных навыков выявлялись особенности зрительного восприятия.

Выводы. У школьников г. Перми продемонстрирована высокая распространенность нарушения развития письма (15,6 %), чтения (7,5–9,0 %) и почерка (9,4–10,6 %).

Об авторах

Т. П. Калашникова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3637-6902

доктор медицинский наук, профессор кафедры неврологии и медицинской генетики

Россия, г. Пермь

Г. В. Анисимов

Первый медико-педагогический центр «Лингва Бона»

Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3109-6493

кандидат медицинский наук, директор, врач-невролог

Россия, г. Пермь

М. О. Сатюкова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5564-248X

аспирантка кафедры неврологии и медицинской генетики

Россия, г. Пермь

Б. Г. Анисимова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0001-3282-4579

студентка педиатрического факультета

Россия, г. Пермь

Список литературы

  1. Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса. Специальное образование 2019; 3 (55): 36–49. doi: 10.26170/sp19-03-03 / Velichenkova O.A., T.V. Akhutina T.V., Rusets¬kaya M.N., Gusarova Z.V. The problem of disorders os spelling and reading in children: data of the all-Russian poll. Special'noe Obrazovanie 2019; 3 (55): 36–49. doi: 10.26170/sp19-03-03 (in Russian).
  2. Jolly C., Jover M., Danna J. Dysgraphia differs between children with developmental coordination disorder and/or reading disorder. J Learn Disabil. 2024; 57 (6): 397–410. doi: 10.1177/00222194231223528
  3. Григоренко Е.Л. Дислексия развития: состояние проблемы в США. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология 2011; 1: 272–282. / Grigorenko E.L. Disleksija razvitija: sostojanie problemy v SShA. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologija 2011; 1: 272–282 (in Russian).
  4. Калашникова Т.П., Сатюкова М.О., Анисимов Г.В., Каракулова Ю.В. Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корса¬кова 2023; 123 (5): 48–52. doi: 10.17116/jnevro202312305148 / Kalashni¬kova T.P., Satyukova M.O., Anisimov G.V., Karakulova Yu.V. Genetic background of dyslexia and dysgraphy in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2023; 123 (5): 48–52. doi: 10.17116/jnevro202312305148 (in Russian).
  5. Chung W.K., Herrera F.F., Simon's S.F. Health supervision for children and adolescents with 16p11.2 deletion syndrome. Cold Spring Harb Mol Case Stud. 2024; 9 (4): a006316. doi: 10.1101/mcs.a006316
  6. Wang J., Huo S., Wu K.C., Mo J., Wong W.L., Maurer U. Behavioral and neurophysiological aspects of working memory impairment in children with dyslexia. Sci Rep. 2022; 12 (1): 12571. doi: 10.1038/s41598-022-16729-8
  7. Tamboer P., Vorst H.C.M., Ghebreab S., Scholte H.S. Machine learning and dyslexia: Classification of individual structural neuro-imaging scans of students with and without dyslexia. Neuroimage Clin. 2016; 11: 508–514. doi: 10.1016/j.nicl.2016.03.014
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ 1997. / Kornev AN. Impaired reading and writing in children. Saint Petersburg: MiM 1997 (in Russian).
  9. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Дидур М.Д., Чекалова С.А. Нарушения управляющих функций у детей с дислексией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2021; 121 (2): 38 45. doi: 10.17116/jnevro202112102138 / Chutko L.S., Surushkina S.Yu., Yakovenko E.A., Anisimova T.I., Didur M.D., Chekalova S.A. Executive functions disorders in children with dyslexia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2021; 121 (2): 38 45. doi: 10.17116/jnevro202112102138 (in Russian).
  10. Willcutt E.G., Boada R., Riddle M.W., Chhabildas N., DeFries J.C., Pennington B.F. Colorado Learning Difficulties Questionnaire: validation of a parent-report screening measure. Psychol Assess. 2011; 23 (3): 778–91. doi: 10.1037/a0023290
  11. Rosenblum S., Gafni-Lachter L. Handwriting proficiency screening questionnaire for children (HPSQ-C): Development, reliability, and validity. The American journal of occupational therapy 2015; 69 (3). doi: 10.5014/ajot.2015.014761
  12. Reynolds D.C. The validity of a screening test. Am J Optom Physiol Opt. 1982; 59 (1): 67–71. doi: 10.1097/00006324-198201000-00010
  13. Danna J., Puyjarinet F., Jolly C. Tools and methods for diagnosing developmental dysgraphia in the digital age: A state of the art. Children (Basel) 2023; 10 (12): 1925. doi: 10.3390/children10121925

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2025


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».