Распространенность нарушения развития учебных навыков у младших школьников г. Перми
- Авторы: Калашникова Т.П.1, Анисимов Г.В.2, Сатюкова М.О.1, Анисимова Б.Г.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
- Первый медико-педагогический центр «Лингва Бона»
- Выпуск: Том 42, № 4 (2025)
- Страницы: 78-86
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://ogarev-online.ru/PMJ/article/view/312918
- DOI: https://doi.org/10.17816/pmj42478-86
- ID: 312918
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Изучение распространенности нарушений письма и чтения у детей 2–3-х классов общеобразовательных школ г. Перми.
Материалы и методы. Использовался метод сплошного анкетирования 160 родителей в двух школах – общеобразовательной и с углубленным изучением немецкого языка. Применялся скрининговый тест для выявления дислексии (Colorado Learning Disabilities Questionnaire – Reading Subscale: CLDQ-R), анкета для проверки навыков письма/почерка (Handwriting Proficiency Screening Questionnaire: HPSQ). Для изучения особенностей зрительного восприятия и синдрома скотопической чувствительности (Scotopic Sensitiviti Syndrome – SSS) использовалась анкета Ian Jordan в модификации Е. Киселевой.
Результаты. Скрининговые тесты выявили низкий темп чтения и многочисленные разнообразные ошибки при письме, которые сочетались с нарушением графомоторных навыков, трудностями копирования текста с эталона, частыми исправлениями и зачеркиванием текста. У части детей сохранялось нарушение звукопроизношения и сложности в названии букв, что свидетельствовало о трудностях трансформации фонемы в графему, о нарушении звуко-буквенных взаимоотношений. Выявленные особенности обусловили необходимость дополнительной помощи в процессе учебы 10 % школьников 2–3-х классов общеобразовательных школ г. Перми, в том числе в школе с углубленным изучением немецкого языка. В 3,8 % случаев у детей с девиантными вариантами развития учебных навыков выявлялись особенности зрительного восприятия.
Выводы. У школьников г. Перми продемонстрирована высокая распространенность нарушения развития письма (15,6 %), чтения (7,5–9,0 %) и почерка (9,4–10,6 %).
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Т. П. Калашникова
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Автор, ответственный за переписку.
Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3637-6902
доктор медицинский наук, профессор кафедры неврологии и медицинской генетики
Россия, г. ПермьГ. В. Анисимов
Первый медико-педагогический центр «Лингва Бона»
Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3109-6493
кандидат медицинский наук, директор, врач-невролог
Россия, г. ПермьМ. О. Сатюкова
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5564-248X
аспирантка кафедры неврологии и медицинской генетики
Россия, г. ПермьБ. Г. Анисимова
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Email: tpkalashnikova@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0001-3282-4579
студентка педиатрического факультета
Россия, г. ПермьСписок литературы
- Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные Всероссийского опроса. Специальное образование 2019; 3 (55): 36–49. doi: 10.26170/sp19-03-03 / Velichenkova O.A., T.V. Akhutina T.V., Rusets¬kaya M.N., Gusarova Z.V. The problem of disorders os spelling and reading in children: data of the all-Russian poll. Special'noe Obrazovanie 2019; 3 (55): 36–49. doi: 10.26170/sp19-03-03 (in Russian).
- Jolly C., Jover M., Danna J. Dysgraphia differs between children with developmental coordination disorder and/or reading disorder. J Learn Disabil. 2024; 57 (6): 397–410. doi: 10.1177/00222194231223528
- Григоренко Е.Л. Дислексия развития: состояние проблемы в США. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология 2011; 1: 272–282. / Grigorenko E.L. Disleksija razvitija: sostojanie problemy v SShA. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologija 2011; 1: 272–282 (in Russian).
- Калашникова Т.П., Сатюкова М.О., Анисимов Г.В., Каракулова Ю.В. Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корса¬кова 2023; 123 (5): 48–52. doi: 10.17116/jnevro202312305148 / Kalashni¬kova T.P., Satyukova M.O., Anisimov G.V., Karakulova Yu.V. Genetic background of dyslexia and dysgraphy in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2023; 123 (5): 48–52. doi: 10.17116/jnevro202312305148 (in Russian).
- Chung W.K., Herrera F.F., Simon's S.F. Health supervision for children and adolescents with 16p11.2 deletion syndrome. Cold Spring Harb Mol Case Stud. 2024; 9 (4): a006316. doi: 10.1101/mcs.a006316
- Wang J., Huo S., Wu K.C., Mo J., Wong W.L., Maurer U. Behavioral and neurophysiological aspects of working memory impairment in children with dyslexia. Sci Rep. 2022; 12 (1): 12571. doi: 10.1038/s41598-022-16729-8
- Tamboer P., Vorst H.C.M., Ghebreab S., Scholte H.S. Machine learning and dyslexia: Classification of individual structural neuro-imaging scans of students with and without dyslexia. Neuroimage Clin. 2016; 11: 508–514. doi: 10.1016/j.nicl.2016.03.014
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ 1997. / Kornev AN. Impaired reading and writing in children. Saint Petersburg: MiM 1997 (in Russian).
- Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Дидур М.Д., Чекалова С.А. Нарушения управляющих функций у детей с дислексией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2021; 121 (2): 38 45. doi: 10.17116/jnevro202112102138 / Chutko L.S., Surushkina S.Yu., Yakovenko E.A., Anisimova T.I., Didur M.D., Chekalova S.A. Executive functions disorders in children with dyslexia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2021; 121 (2): 38 45. doi: 10.17116/jnevro202112102138 (in Russian).
- Willcutt E.G., Boada R., Riddle M.W., Chhabildas N., DeFries J.C., Pennington B.F. Colorado Learning Difficulties Questionnaire: validation of a parent-report screening measure. Psychol Assess. 2011; 23 (3): 778–91. doi: 10.1037/a0023290
- Rosenblum S., Gafni-Lachter L. Handwriting proficiency screening questionnaire for children (HPSQ-C): Development, reliability, and validity. The American journal of occupational therapy 2015; 69 (3). doi: 10.5014/ajot.2015.014761
- Reynolds D.C. The validity of a screening test. Am J Optom Physiol Opt. 1982; 59 (1): 67–71. doi: 10.1097/00006324-198201000-00010
- Danna J., Puyjarinet F., Jolly C. Tools and methods for diagnosing developmental dysgraphia in the digital age: A state of the art. Children (Basel) 2023; 10 (12): 1925. doi: 10.3390/children10121925
Дополнительные файлы
