History of the Northern Sea Route in the contemporary international scientific edition
- Авторлар: Goldin V.I.1
-
Мекемелер:
- Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
- Шығарылым: № 6 (2024)
- Беттер: 217-219
- Бөлім: Articles
- URL: https://ogarev-online.ru/2949-124X/article/view/285679
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2949124X24060312
- EDN: https://elibrary.ru/RJKIWF
- ID: 285679
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The paper discovers the contents of the international scientific edition, which was published in 2022 and devoted to the more than a thousand-year history of research, exploration and development of the Northeast Passage and Northern Sea Route. The author describes how this international scientific project was born over three decades of the late twentieth and early twenty-first centuries. The paper characterizes the structure of this collective monograph, the authors of which are scientists from four European countries. The book contains a bibliography of research on this topic, which consists of 26 pages of text and approximately 900 titles of works in different languages. The article characterizes the most significant milestones in the exploration and development of the Northeast Passage and the Northern Sea Route, which is embodied in seven chapters of the reviewed monograph: 1) 9th - mid-16th centuries; 2) mid-16th - mid-18th centuries; 3) mid-19th centuries; 4) mid-19th century – 1917; 5) 1917 – 1991; 6) the end of 20th century – beginning of 2020s; 7) historical experience, modernity and prospects of the Northern Sea Route development. The author briefly characterizes the content of each of these parts and reveals the significance of this international scientific edition.
Толық мәтін
История Северного морского пути в современном международном научном издании [*]
Vladislav Goldin
(Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia)
History of the Northern Sea Route in the contemporary international scientific edition
Истории Северного морского пути и его роли в освоении Арктики посвящена большая научная литература, опубликованная главным образом в нашей стране. Особенностью характеризуемого солидного и прекрасно иллюстрированного академического издания большого формата «От Северо-Восточного прохода к Северному морскому пути. История водного пути к Северу от Евразии» является прежде всего то, что он подготовлен международным коллективом. Его ядро составили историки из России и Норвегии, а редакторами коллективной монографии стали профессор Арктического университета Норвегии (г. Тромсё) Й. П. Нильсен и нидерландский коллега Э. Окхейзен.
Издание выполнено на обширной источниковой базе, в том числе с привлечением архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, а представленная библиография составляет 26 страниц текста и примерно 900 наименований работ на разных языках. Во вводной части книги представлены и кратко охарактеризованы наиболее значимые издания по истории Северо-Восточного прохода / Северного морского пути (СМП), опубликованные в нашей стране и за рубежом.
У этой коллективной монографии было, если так можно выразиться, три старта. Начало всему положила мурманская речь генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва 1 октября 1987 г., где он предложил масштабную программу трансформации Арктики из региона соперничества в регион сотрудничества, в том числе говорил об открытии СМП для международного судоходства. В 1990-х гг. в рамках международной исследовательской программы Севморпути были опубликованы четыре рабочих доклада, в которых охватывался период с XVI в. до 1991 г. Наконец, в 2013 г. состоялась международная научная экспедиция по СМП, посвящённая 100-летию экспедиции по этому маршруту известного норвежского полярного исследователя Ф. Нансена. В рамках экспедиции на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» обсуждался широкий комплекс проблем СМП, его прошлого, настоящего и перспектив развития, а после её окончания было принято решение о формировании международного научного коллектива для подготовки коллективной монографии, посвящённой истории Севморпути. В ходе работы над этим проектом прошли научные семинары авторского коллектива в России и Норвегии. В конце 2022 г. книга вышла в свет на английском языке.
Издание открывается предисловием председателя Санкт-Петербургского отделения Полярной комиссии Русского географического общества, почётного полярника России В. И. Боярского, который охарактеризовал особенности и значение этого международного научно-издательского проекта и высоко оценил его содержание.
Монография состоит из 34 глав, сгуппированных в семь частей, где освещается более чем тысячелетняя история исследований, освоения и развития СМП до современности, представлен взгляд на будущее этой арктической морской магистрали. В отличие от стартового замысла, книга охватывает период не с XVI, а с IX столетия, начиная с легендарного морского путешествия норвежского викинга Оттара (Ottar, Ohthere) примерно 870–880 гг. вдоль побережья Скандинавии и Кольского полуострова в Белое море, с возможным выходом в Северную Двину. В первой части книги рассматривается период раннего мореплавания в западном секторе будущего СМП до середины XVI в.
Вторая часть монографии называется «Западноевропейские поиски Северо-Восточного прохода и русская навигация в евразийской морской Арктике». Она включает исследования, посвящённые СМП с середины XVI до середины XVIII в. Сам термин «Северо-Восточный проход», как официально назывался на протяжении нескольких веков СМП, был связан с предположением о возможности прохода из Европы, из Атлантического океана в Тихий океан северным путём, вдоль арктических берегов российской Евразии в Китай и Индию после того, как традиционные океанские пути сюда из Европы через Атлантический океан в соответствии с соглашениями Испании и Португалии были захвачены и поделены. Четыре главы этой части издания посвящены соответственно западноевропейским поискам альтернативного торгового маршрута на Восток; русскому освоению и коммерческому использованию евразийской морской Арктики; первой Камчатской экспедиции 1725–1730 гг. и Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции 1733–1743 гг.
Третья часть книги, включающая пять глав, названа, казалось бы, парадоксально: «“Негероическое освоение” евразийской морской Арктики (середина XVIII – середина XIX в.)». Объясняется это тем, что освоение в этот период носило эволюционный прогрессивный характер в сравнении с выдающимися результатами Камчатских экспедиций и беспрецедентным мореплаванием А. Э. Норденшельда, прошедшего целиком Северо-Восточный проход. Но вместе с тем указывается, что менее впечатляющим и негероическим рассматриваемый период кажется только на первый взгляд. В действительности же здесь происходили важные и масштабные мероприятия, хотя имели место и вызывающие недоумение события. В это время складывались напряжённые отношения России с западными странами на крайней восточной оконечности осваиваемого Северо-Восточного прохода, которые характеризуются в издании.
Четвёртая часть монографии в составе шести глав охватывает период с середины XIX в. до 1917 г. и названа «Открытие Северного морского пути в Сибирь». В 1878–1879 гг. Норденшельд доказал возможность сквозного прохода из Европы в Азию через моря Северного Ледовитого океана вдоль евразийского арктического побережья России, после чего начались коммерческие плавания и гидрографическое обследование этой морской магистрали. Это способствовало тому, что в начале ХХ в. в оборот вместо термина «Северо-Восточный проход» вошло и утвердилось понятие «Северный морской путь». В этой части книги рассмотрен широкий круг самых разных проблем: раннее освоение и плавания к устьям Оби и Енисея; российско-норвежские отношения от Крымской войны до Российской революции 1917 г.; навигация по Северо-Восточному проходу; охрана СМП до 1905 г.; Русско-японская война и осознание потенциальной военной и стратегической значимости СМП; Севморпуть накануне революции 1917 г.
К сожалению, в книге не получило столь подробного освещения, как хотелось бы, время Первой мировой войны. Между тем в те годы развернулась масштабная реконструкция портов Европейского Севера России, строился гражданский и военный порт с учреждением города Романов-на-Мурмане (с 1917 г. – Мурманск). В годы войны железнодорожная магистраль связала Мурман с Петрозаводском и центром страны, происходила модернизация всей транспортной инфраструктуры региона, с колоссальными объёмами перевозок по СМП грузов из Западной Европы в Россию.
Пятая часть монографии в составе десяти глав посвящена советской эпохе развития СМП, когда произошли глубокие изменения в системе управления, исследованиях, освоении и развитии этой морской арктической магистрали, развёртывании и обустройстве её инфраструктуры. В книге особо выделены и охарактеризованы 1917 – начало 1920-х гг.; десятилетия межвоенного периода; годы Великой Отечественной войны; послевоенное время, в рамках которого выделены 1945 – середина 1950-х гг., середина 1950-х – 1960-е гг., а 1970-е – начало 1990-х гг. названы «возвращением к дням славы».
Все эти многогранные процессы развития СМП были теснейшим образом связаны с развитием советской Арктики в целом, формированием здесь экономической инфраструктуры и социальными преобразованиями, развитием советской полярной науки, а также с укреплением обороноспособности этого огромного региона России и охраной его морской коммуникации.
В шестой части монографии получил освещение крайне противоречивый постсоветский период истории СМП. С одной стороны, в это время возникла возможность использования его как международной транспортной магистрали и открылся доступ для плавания иностранных судов. С другой стороны, распад СССР и ломка прежней системы управления и экономических отношений поставили под угрозу само функционирование Севморпути. В рамках трёх выделенных этапов – 1990-е – начало 2000-х гг.; 2008/2009–2013 гг.; и 2014 – начало 2020-х гг. – исследователи характеризуют процессы развития СМП, его правового регулирования и формирования новой системы управления магистралью. Рассматриваются динамика роста грузоперевозок и проблемы транзита, надежды и нарастающие сложности, связанные с широким кругом вопросов: международные отношения и геополитика; экономика, инфраструктура, логистика и др.
В заключительной седьмой части монографии обобщается и осмысливается накопленный исторический опыт, характеризуются, с одной стороны, проблемы и препятствия развитию этой морской магистрали, а с другой – постоянные и меняющиеся драйверы, воздействующие на её использование. Предпринимаются попытки прогнозирования будущего СМП. Вводившиеся последние десять лет западные санкции тормозили развитие Севморпути и потребовали кардинальных перемен в функционировании морской магистрали, перенаправления потока грузов с европейского на азиатское направление.
В целом следует сказать, что авторским коллективом представлено содержательное и многогранное исследование исторического опыта исследования, освоения, развития и эксплуатации Северо-Восточного прохода / Северного морского пути, которое будет интересно широкой читательской аудитории, и не только историкам, но и специалистам других отраслей знаний.
[*] From Northeast Passage to Northern Sea Route. A History of the Waterway North of Eurasia / Ed. by Nielsen J. P., Okhuizen E., V. V. Tevlina, [et al.]. Leiden; Boston: Brill, 2022. 499 p.
Авторлар туралы
Vladislav Goldin
Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: otech_ist@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, директор центра исторических и политических исследований Севера и Арктики САФУ
РесейӘдебиет тізімі
- From Northeast Passage to Northern Sea Route. A History of the Waterway North of Eurasia / Ed by Nielsen J.P., Okhuizen E., sci. coord, ill. ed. V.V. Tevlina, [et al.]. Leiden; Boston: Brill, 2022. 499 p.
Қосымша файлдар

