История Северного морского пути в современном международном научном издании
- Авторы: Голдин В.И.1
-
Учреждения:
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 217-219
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2949-124X/article/view/285679
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2949124X24060312
- EDN: https://elibrary.ru/RJKIWF
- ID: 285679
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья раскрывает содержание международного научного издания, опубликованного в 2022 году и посвященного более чем тысячелетней истории исследования, освоения и развития Северо-Восточного прохода и Северного морского пути. Автор описывает, как рождался этой международный научный проект на протяжении трех десятилетий конца ХХ – начала ХХI веков. Характеризуются структура этой коллективной монографии, авторами которой стали ученые из четырех стран Европы. В книге представлена библиография исследований по этой теме, которая составляет 26 страниц текста и включает в себя 900 наименований работ на разных языках. Характеризуются наиболее значимые вехи освоения и развития Северо-Восточного прохода и Северного морского пути, что воплотилось в семь частей рецензируемой монографии: 1) IX – середина XVI в.; 2) середина XVI – середина XVIII в.; 3) середина XVIII – середина XIX в.; 4) середина XIX в. – 1917 г.; 5) 1917–1991 гг.; 6) конец XX – начало 2020-х гг.; 7) исторический опыт, современность и перспективы развития СМП. Кратко характеризуется содержание каждой из этих частей, а также значение этого международного научного издания.
Полный текст
История Северного морского пути в современном международном научном издании [*]
Vladislav Goldin
(Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia)
History of the Northern Sea Route in the contemporary international scientific edition
Истории Северного морского пути и его роли в освоении Арктики посвящена большая научная литература, опубликованная главным образом в нашей стране. Особенностью характеризуемого солидного и прекрасно иллюстрированного академического издания большого формата «От Северо-Восточного прохода к Северному морскому пути. История водного пути к Северу от Евразии» является прежде всего то, что он подготовлен международным коллективом. Его ядро составили историки из России и Норвегии, а редакторами коллективной монографии стали профессор Арктического университета Норвегии (г. Тромсё) Й. П. Нильсен и нидерландский коллега Э. Окхейзен.
Издание выполнено на обширной источниковой базе, в том числе с привлечением архивных документов, впервые вводимых в научный оборот, а представленная библиография составляет 26 страниц текста и примерно 900 наименований работ на разных языках. Во вводной части книги представлены и кратко охарактеризованы наиболее значимые издания по истории Северо-Восточного прохода / Северного морского пути (СМП), опубликованные в нашей стране и за рубежом.
У этой коллективной монографии было, если так можно выразиться, три старта. Начало всему положила мурманская речь генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва 1 октября 1987 г., где он предложил масштабную программу трансформации Арктики из региона соперничества в регион сотрудничества, в том числе говорил об открытии СМП для международного судоходства. В 1990-х гг. в рамках международной исследовательской программы Севморпути были опубликованы четыре рабочих доклада, в которых охватывался период с XVI в. до 1991 г. Наконец, в 2013 г. состоялась международная научная экспедиция по СМП, посвящённая 100-летию экспедиции по этому маршруту известного норвежского полярного исследователя Ф. Нансена. В рамках экспедиции на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» обсуждался широкий комплекс проблем СМП, его прошлого, настоящего и перспектив развития, а после её окончания было принято решение о формировании международного научного коллектива для подготовки коллективной монографии, посвящённой истории Севморпути. В ходе работы над этим проектом прошли научные семинары авторского коллектива в России и Норвегии. В конце 2022 г. книга вышла в свет на английском языке.
Издание открывается предисловием председателя Санкт-Петербургского отделения Полярной комиссии Русского географического общества, почётного полярника России В. И. Боярского, который охарактеризовал особенности и значение этого международного научно-издательского проекта и высоко оценил его содержание.
Монография состоит из 34 глав, сгуппированных в семь частей, где освещается более чем тысячелетняя история исследований, освоения и развития СМП до современности, представлен взгляд на будущее этой арктической морской магистрали. В отличие от стартового замысла, книга охватывает период не с XVI, а с IX столетия, начиная с легендарного морского путешествия норвежского викинга Оттара (Ottar, Ohthere) примерно 870–880 гг. вдоль побережья Скандинавии и Кольского полуострова в Белое море, с возможным выходом в Северную Двину. В первой части книги рассматривается период раннего мореплавания в западном секторе будущего СМП до середины XVI в.
Вторая часть монографии называется «Западноевропейские поиски Северо-Восточного прохода и русская навигация в евразийской морской Арктике». Она включает исследования, посвящённые СМП с середины XVI до середины XVIII в. Сам термин «Северо-Восточный проход», как официально назывался на протяжении нескольких веков СМП, был связан с предположением о возможности прохода из Европы, из Атлантического океана в Тихий океан северным путём, вдоль арктических берегов российской Евразии в Китай и Индию после того, как традиционные океанские пути сюда из Европы через Атлантический океан в соответствии с соглашениями Испании и Португалии были захвачены и поделены. Четыре главы этой части издания посвящены соответственно западноевропейским поискам альтернативного торгового маршрута на Восток; русскому освоению и коммерческому использованию евразийской морской Арктики; первой Камчатской экспедиции 1725–1730 гг. и Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции 1733–1743 гг.
Третья часть книги, включающая пять глав, названа, казалось бы, парадоксально: «“Негероическое освоение” евразийской морской Арктики (середина XVIII – середина XIX в.)». Объясняется это тем, что освоение в этот период носило эволюционный прогрессивный характер в сравнении с выдающимися результатами Камчатских экспедиций и беспрецедентным мореплаванием А. Э. Норденшельда, прошедшего целиком Северо-Восточный проход. Но вместе с тем указывается, что менее впечатляющим и негероическим рассматриваемый период кажется только на первый взгляд. В действительности же здесь происходили важные и масштабные мероприятия, хотя имели место и вызывающие недоумение события. В это время складывались напряжённые отношения России с западными странами на крайней восточной оконечности осваиваемого Северо-Восточного прохода, которые характеризуются в издании.
Четвёртая часть монографии в составе шести глав охватывает период с середины XIX в. до 1917 г. и названа «Открытие Северного морского пути в Сибирь». В 1878–1879 гг. Норденшельд доказал возможность сквозного прохода из Европы в Азию через моря Северного Ледовитого океана вдоль евразийского арктического побережья России, после чего начались коммерческие плавания и гидрографическое обследование этой морской магистрали. Это способствовало тому, что в начале ХХ в. в оборот вместо термина «Северо-Восточный проход» вошло и утвердилось понятие «Северный морской путь». В этой части книги рассмотрен широкий круг самых разных проблем: раннее освоение и плавания к устьям Оби и Енисея; российско-норвежские отношения от Крымской войны до Российской революции 1917 г.; навигация по Северо-Восточному проходу; охрана СМП до 1905 г.; Русско-японская война и осознание потенциальной военной и стратегической значимости СМП; Севморпуть накануне революции 1917 г.
К сожалению, в книге не получило столь подробного освещения, как хотелось бы, время Первой мировой войны. Между тем в те годы развернулась масштабная реконструкция портов Европейского Севера России, строился гражданский и военный порт с учреждением города Романов-на-Мурмане (с 1917 г. – Мурманск). В годы войны железнодорожная магистраль связала Мурман с Петрозаводском и центром страны, происходила модернизация всей транспортной инфраструктуры региона, с колоссальными объёмами перевозок по СМП грузов из Западной Европы в Россию.
Пятая часть монографии в составе десяти глав посвящена советской эпохе развития СМП, когда произошли глубокие изменения в системе управления, исследованиях, освоении и развитии этой морской арктической магистрали, развёртывании и обустройстве её инфраструктуры. В книге особо выделены и охарактеризованы 1917 – начало 1920-х гг.; десятилетия межвоенного периода; годы Великой Отечественной войны; послевоенное время, в рамках которого выделены 1945 – середина 1950-х гг., середина 1950-х – 1960-е гг., а 1970-е – начало 1990-х гг. названы «возвращением к дням славы».
Все эти многогранные процессы развития СМП были теснейшим образом связаны с развитием советской Арктики в целом, формированием здесь экономической инфраструктуры и социальными преобразованиями, развитием советской полярной науки, а также с укреплением обороноспособности этого огромного региона России и охраной его морской коммуникации.
В шестой части монографии получил освещение крайне противоречивый постсоветский период истории СМП. С одной стороны, в это время возникла возможность использования его как международной транспортной магистрали и открылся доступ для плавания иностранных судов. С другой стороны, распад СССР и ломка прежней системы управления и экономических отношений поставили под угрозу само функционирование Севморпути. В рамках трёх выделенных этапов – 1990-е – начало 2000-х гг.; 2008/2009–2013 гг.; и 2014 – начало 2020-х гг. – исследователи характеризуют процессы развития СМП, его правового регулирования и формирования новой системы управления магистралью. Рассматриваются динамика роста грузоперевозок и проблемы транзита, надежды и нарастающие сложности, связанные с широким кругом вопросов: международные отношения и геополитика; экономика, инфраструктура, логистика и др.
В заключительной седьмой части монографии обобщается и осмысливается накопленный исторический опыт, характеризуются, с одной стороны, проблемы и препятствия развитию этой морской магистрали, а с другой – постоянные и меняющиеся драйверы, воздействующие на её использование. Предпринимаются попытки прогнозирования будущего СМП. Вводившиеся последние десять лет западные санкции тормозили развитие Севморпути и потребовали кардинальных перемен в функционировании морской магистрали, перенаправления потока грузов с европейского на азиатское направление.
В целом следует сказать, что авторским коллективом представлено содержательное и многогранное исследование исторического опыта исследования, освоения, развития и эксплуатации Северо-Восточного прохода / Северного морского пути, которое будет интересно широкой читательской аудитории, и не только историкам, но и специалистам других отраслей знаний.
[*] From Northeast Passage to Northern Sea Route. A History of the Waterway North of Eurasia / Ed. by Nielsen J. P., Okhuizen E., V. V. Tevlina, [et al.]. Leiden; Boston: Brill, 2022. 499 p.
Об авторах
Владислав Иванович Голдин
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: otech_ist@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, директор центра исторических и политических исследований Севера и Арктики САФУ
РоссияСписок литературы
- From Northeast Passage to Northern Sea Route. A History of the Waterway North of Eurasia / Ed by Nielsen J.P., Okhuizen E., sci. coord, ill. ed. V.V. Tevlina, [et al.]. Leiden; Boston: Brill, 2022. 499 p.
Дополнительные файлы


