On one problem of quadcopter control with given intermediate values of different parts of coordinates

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The work is devoted to the issues of mathematical modeling of the spatial motion of a quadcopter and the construction of program control laws that ensure flight with the values of part of the coordinates of the phase vector specified at intermediate times. A structural diagram of a quadcopter with four propeller engines is used, which allows for movement in space, vertical takeoff and landing. Based on the laws of theoretical mechanics, a system of differential equations is obtained that describes the spatial motion of such a quadcopter. For a linearized mathematical model of quadcopter motion, the problem of constructing program control laws with given initial and final values of the phase vector, as well as the values of part of the coordinates of the phase vector at two intermediate moments of time, has been solved. A necessary and sufficient condition for the existence of program control is obtained and the corresponding movement of the quadcopter is described. Control functions and corresponding phase trajectories of motion are constructed. To illustrate the results obtained, for specific initial, final and intermediate values, explicit expressions of the program control function, program motion are obtained and the corresponding graphs are constructed.

Full Text

Введение

Все большую популярность получают беспилотные летательные аппараты в виде многовинтовых устройств, а чаще — квадрокоптеров. Квадрокоптеры обладают рядом преимуществ, таких как надежность и простота конструкции, большая стабильность, компактность и маневренность, малая взлетная масса. Область применения квадрокоптеров достаточно широка и не ограничена военной отраслью (см. [1–3]). Например, квадрокоптеры могут быть использованы как недорогое и эффективное средство для получения фото- и видеоизображений с воздуха. Квадрокоптер хорошо подходит для наблюдения и контроля объектов, территорий и зон, доступ к которым затруднен, или в условиях, непригодных для человека (см. [2–4]). Исследованиям различных задач, связанных с полетом (эксплуатацией) квадрокоптеров, посвящены, в частности, работы [5–7]. В [8] предложен способ управления квадрокоптером, оснащенным манипулятором. В [9–11] изложены основы моделирования и алгоритмы управления квадрокоптером.

В прикладных задачах при моделировании и проектировании движений различных механических систем, в частности, движения квадрокоптеров, возникают задачи управления движением с многоточечными промежуточными условиями (см. [12–14]). В подобных задачах управления наряду с классическими краевыми (начальное и конечное) условиями необходимо также учитывать многоточечные промежуточные условия (см. [15–17]). Эти задачи управления имеют важное прикладное и теоретическое значение.

В работе рассматривается пространственное движение квадрокоптера. Он имеет шесть степеней свободы и четыре управляющих воздействия. Управляющие силы и моменты формируются с помощью четырех двигателей, вращающих установленные на их роторах воздушные винты. Перемещение квадрокоптера в пространстве без вращения вокруг одной из осей, т. е. без наклона квадрокоптера невозможно. Для выполнения требуемого наклона квадрокоптера необходимо изменить крутящий момент относительно одной из осей. Математическая модель квадрокоптера с четырьмя двигателями незаменима при последующем моделировании алгоритма управления и движения. В математической модели полета в форме дифференциальных уравнений Ньютона–Эйлера учитываются особенности динамики системы. Для линеаризованной математической модели движения квадрокоптера рассмотрена задача построения законов управления с заданными начальными, конечными значениями фазового вектора и промежуточными значениями части координат в некоторые моменты времени. Построены функции управления и соответствующие фазовые траектории движения, учитывающие промежуточные значения части координат в заданные моменты времени. В качестве приложения предложенного подхода для конкретных численных значений определены явные выражения функции управления, соответствующие фазовые траектории и построены графики полученных функций.

1. Математическая модель динамики квадракоптера и постановка задачи

В качестве динамического объекта управления рассматривается модель геометрического симметричного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) — квадрокоптера, построенного по классической четырехвинтовой схеме, структура которого представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Структурная схема БПЛА

 

Положение квадрокоптера с массой m в пространстве характеризуется координатами x,y,z центра масс аппарата в неподвижной декартовой системе координат и тремя углами (углы Эйлера) φ,ϑ,ψ поворота вокруг осей системы координат, жестко связанной с аппаратом, причем начало координат совпадает с центром масс аппарата. Здесь φ — угол тангажа (т. е. угол наклона квадрокоптера относительно оси Ox),  — угол крена (т. е. угол наклона БПЛА относительно оси Oy), ψ — угол рыскания (т. е. угол наклона квадрокоптера относительно оси Oz). Движение квадрокоптера в задачах динамики управления полетом рассматривается как сложное — движение центра масс и движение вокруг центра масс [9–11]. Для составления математической модели квадрокоптера приняты следующие допущения [1–3]:

  • квадрокоптер симметричен относительно осей x и y;
  • рама квадрокоптера и его винты абсолютно жесткие;
  • каждый двигатель располагается на конце стержня;
  • тяга, создаваемая каждым винтом, перпендикулярна плоскости xy.

Движение квадрокоптера осуществляется благодаря четырем винтам. Каждый из винтов имеет свой привод (электродвигатель), придающий ему вращение вокруг вертикальной оси. Таким образом, каждый из двигателей создает тягу и момент вращения. Движение управляемого квадрокоптера основано на создании изменяемых по величине и направлению сил и моментов, влияющих на квадрокоптер.

Описанная динамическая система имеет четыре управляющих воздействия, соответствующих угловым скоростям четырех винтов.

Угловые скорости винтов обозначим через ω1,ω2,ω3,ω4, силы тяги, создаваемые вращением винтов — через f1,f2,f3,f4, а моменты, которые образуются в результате вращения винтов — через M1,M2,M3,M4. Для получения математической модели динамики квадрокоптера введем неподвижную систему координат Oxyz, а в центре масс OB квадрокоптера закрепим неподвижную систему координат OBxByBzB. Обозначим через x,y,z координаты центра масс квадрокоптера относительно системы координат Oxyz. Опишем вращательное движение квадрокоптера в инерциальной системе координат Oxyz, используя углы Эйлера φ,ϑ,ψ. Тогда пространственное положение квадрокоптера описывается двумя векторами

ξ=(x,y,z)T,η=(φ,ϑ,ψ)T.

Здесь и далее буква «T» в верхнем индексе означает операцию транспонирования. В системе координат OBxByBzB запишем векторы линейной скорости VB и угловой скорости v.  

VB=(VBx,VBy,VBz)T,v=(p,q,r)T.

А матрица поворота системы координат OBxByBzB от.осительно неподвижной инерциальной системы координат Oxyz будет:

R=CψCϑCψSϑSφSψCφCψSϑCφ+SψSφSψCϑSψSϑSφ+CψCφSψSϑCφCψSφSϑCϑSφCϑCφ,

где Cα=cosα, Sα=sinα, α=φ,ϑ,ψ.   

Легко проверить, что матрица R ортогональна, следовательно, R1=RT, и является матрицей перехода из инерциальной системы координат Oxyz в систему OBxByBzB.

Матрицы R и R1 используются для получения проекций вектора VB в инерциальной системе координат.

Матрица W преобразования из инерциальной системы координат Oxyz в систему OBxByBzB и матрица W1 обратного преобразования для вектора угловой скорости v в данном случае имеют вид

W=10Sϑ0CφCϑSφ0SφCϑCφ

и

W1=1SφTϑCφTϑ0CφSφ0SφCϑCφCϑ.

Здесь Tα=tgα, α=φ,ϑ,ψ. Заметим, что матрица W обратима тогда и только тогда, когда ϑ2k1π2, k. Теперь, используя матрицу преобразования W и ее обратную W1, получаем

η˙=W1v,  или  φ˙ϑ˙ψ˙=1SφTϑCφTϑ0CφSφ0SφCϑCφCϑpqr (1.1)

и

v=Wηη˙,  или  pqr=10Sϑ0CφCϑSφ0SφCϑCφφ˙ϑ˙ψ˙.

Благодаря указанному на рис. 1 выбору системы координат OBxByBzB, квадрокоптер расположен симметрично относительно осей OBxB и OByB. Следовательно, инерционная матрица I будет диагональной

I=Ixx000Iyy000Izz,

где Ixx, Iyy и Izz — моменты инерции квадрокоптера относительно осей Ox, Oy и Oz, соответственно, и Ixx=Iyy.

Угловая скорость ωi винта i i=1,4¯ создает силу тяги fi i=1,4¯, направленную по оси винта. Угловая скорость ωi, i=1,4¯ и угловое ускорение ω˙i, i=1,4¯ винта i i=1,4¯ также создают крутящий момент Mi i=1,4¯ вокруг оси винта. Сила тяги и крутящий момент определяются по формулам

fi=kωi2,Mi=bωi2+IMω˙i,i=1,4¯,

где k — постоянная подъемной силы, b — постоянная сопротивления (т. е. k и b — коэффициенты пропорциональности, характеризующие особенности роторов), IM — момент инерции винта (одинаковый для всех винтов). Влияние углового ускорения ω˙i i=1,4¯ настолько мало, что им можно пренебречь. Суммарная сила тяги f сил f1,f2,f3,f4 направлена вдоль оси OBzB. Обозначим τB — вектор крутящего момента, который включает крутящие моменты τφ,τϑ,τψ, соответствующие углам Эйлера φ,ϑ,ψ. Сила тяги и крутящий момент определяются по формулам

f=i=14fi=ki=14ωi2,FB=00f,τB=τφτϑτψ=lkω22+ω42lkω12+ω22i=14Mi, (1.2)

где I — расстояние от осей винта (т. е. центра роторов) до центра масс квадрокоптера.

Физический смысл формул (1.2) очевиден. Можно изменить угловые скорости четвертого и второго винтов, тем самым изменить угол крена. Таким же образом можно изменить угол наклона (тангажа), изменяя скорости вращения первого и третьего винтов. Для изменения угла рыскания можно уменьшить скорости вращения двух диагональных винтов (второго и четвертого) и увеличить скорости вращения двух других (первого и третьего) или наоборот, увеличить скорости вращения двух диагональных винтов (второго и четвертого) и уменьшить скорости вращения двух других (первого и третьего).

Для получения дифференциальных уравнений движения квадрокоптера воспользуемся вторым законом Ньютона и динамическими уравнениями Эйлера. Таким образом, относительно системы координат OBxByBzB получим (подробнее см. [9–11]) уравнения

mV˙B+v×mVB=RTG+FB,

где G=(0,0,g)T, g — ускорение свободного падения. А относительно системы координат Oxyz будем иметь

mξ¨=G+RFB,

или

x¨y¨z¨=00g+fmCψSϑCφ+SψSφSψSϑCφCψSφCϑCφ. (1.3)

В системе координат OBxByBzB сумма углового ускорения инерции Iv˙, центростремительных сил v×Iv и гироскопических сил Γ равна внешнему крутящему моменту

Iv˙+v×Iv+Γ=τB, (1.4)

где

Γ=Irpqr×001ωΓ,  ωΓ=ω1ω2+ω3ω4.

Здесь Ir — момент инерции квадрокоптера относительно его мгновенной оси вращения. Таким образом, из (1.4) получаем

v˙=I1(pqr×IxxpIyyqIzzrIrpqr×001ωΓ+τB), (1.5)

Имея угловые ускорения в системе координат OBxByBzB, можно получить угловые ускорения в системе координат Oxyz, используя матрицу преобразования W1 и ее производную по времени.

      η¨=ddtW1v=ddtW1v+W1v˙

=0φ˙CφTϑ+ϑ˙SφCϑ2φ˙SφCϑ+ϑ˙CφCϑ20φ˙Sφφ˙Cφ0φ˙CφCϑ+φ˙SφTϑCϑφ˙SφCϑ+ϑ˙CφTϑCϑv+W1v˙.      

Из (1.1), (1.3), (1.5) получим следующую систему уравнений относительно компонент векторов:

x¨=fmCψSϑCφ+fmSψSφ,   y¨=fmSψSϑCφfmCψSφ,   z¨=g+fmCϑCφ,φ˙=p+SφSϑCϑq+CφSϑCϑr,   ϑ˙=CφqSφr,   ψ˙=SφCϑq+CφCϑr,p˙=IyyIzzqrIxxIrqIxxωΓ+τφIxx,   q˙=IzzIxxprIyyIrpIyyωΓ+τϑIyy,r˙=IxxIyypqIzzIrqIzzωΓ+τψIzz. (1.6)

Линеаризуем математическую модель квадрокоптера (1.6). Линеаризацию произведем в окрестности начала координат, считая, что углы φ,ϑ,ψ — малы, соответствующие синусы равны нулю и косинусы равны единице. Далее введя обозначения

x1=x,  x2=x˙,   x3=y,   x4=y˙,   x5=z,   x6=z˙,x7=φ,  x8=ϑ,  x9=ψ,  x10=p,  x11=q,  x12=r,

окончательно получим систему линеаризованных уравнений, описывающих динамику линейной модели квадрокоптера:

x˙1=x2,    x˙2=gx8,   x˙3=x4,   x˙4=gx7,   x˙5=x6,   x˙6=u1,x˙7=x10,  x˙8=x11,  x˙9=x12,  x˙10=u2Ixx,  x˙11=u3Iyy,  x˙12=u4Izz, (1.7)

где u1=fmg, u2=τφ, u3=τϑ, u4=τψ  — управляющие воздействия. Далее будем обозначать

Непосредственной проверкой можно убедиться, что система (1.7) является вполне управляемой (см. [18, гл. 6]).

Пусть заданы начальное (при t=t0) и конечное (при t=T) состояния системы (1.7)

x(t0)=x1(t0),,x12(t0)T,  x(T)=x1(T),,x12(T)T, (1.8)

а также значения

x5t1,x1t2,x3t2 (1.9)

части координат фазового вектора в заданные промежуточные моменты времени t=t1 и t=t2 (t0<t1<t2<T).

Рассмотрим следующую задачу: требуется найти условия, при которых существует программное управляющее воздействие U(t), tt0,T и программное движение xt, удовлетворяющие системе (1.7) и условиям (1.8) и (1.9), а также построить их.

2. Решение задачи

Решение уравнения (1.7) с помощью формулы Коши запишем следующим образом (см. [18, §5], [19, с. 13]):

xt=Xt,t0xt0+t0tHt,τUτdτ, (2.1)

где Xt,τ — нормированная фундаментальная матрица решения однородной части уравнения (1.7), a Ht,τ — импульсно-переходная матрица, которая имеет вид:

H[t,τ]=0000tτ100000000gtτ36Ixxgtτ22Ixx00tτIxx001Ixx00gtτ36Iyygtτ22Iyy00000tτIyy001Iyy000000000tτIzz001Izz​​T.

Применяя подходы, приведенные в работах [15], [16, гл. 3], [17], для определения законов управления с учетом условий (1.8) и (1.9) получим следующие интегральные соотношения

t0TgTt36Iyyu3tdt=C1,  t0TgTt22Iyyu3tdt=C2,  t0TgTt36Ixxu2tdt=C3,

t0TgTt22Ixxu2tdt=C4,  t0TTtu1tdt=C5,  t0Tu1tdt=C6,

t0TTtIxxu2tdt=C7,  t0TTtIyyu3tdt=C8,  t0TTtIzzu4tdt=C9,

t0T1Ixxu2tdt=C10,  t0T1Iyyu3tdt=C11,  t0T1Izzu4tdt=C12,

t0t2gt2t36Iyyu3tdt=C13,  t0t2gt2t36Ixxu2tdt=C14,  t0t1t1tu1tdt=C15,

где

C1=x1Tx1t0x2t0Tt0g2Tt02x8t0g6Tt03x11t0,

C2=x2Tx2t0x8t0gTt0g2Tt02x11t0,

C3=x3Tx3t0x4t0Tt0+g2Tt02x7t0+g6Tt03x10t0,

C4=x4Tx4t0+x7t0gTt0+g2Tt02x10t0,

C5=x5Tx5t0x6t0Tt0,

Cj=xjTxjt0,  j=6,10,11,12,

C7=x7Tx7t0x10t0Tt0,C8=x8Tx8t0x11t0Tt0,

C9=x9Tx9t0x12t0Tt0,

C13=x1t2x1t0x2t0t2t0g2t2t02x8t0g6t2t03x11t0,

C14=x3t2x3t0x4t0t2t0+g2t2t02x7t0+g6t2t03x10t0,

C15=x5t1x5t0t1t0x6t0.

В векторно-матричной форме полученные интегральные соотношения будут иметь вид

t0THtUtdt=σt0,t1,t2,T, (2.2)

где σt0,t1,t2,T=C1,,C15T; элементы 15×4 матрицы H(t)=H[T,t] определяются формулами

h1(3)[T,t]=gTt36Iyy,h2(3)[T,t]=gTt22Iyy,h3(2)[T,t]=gTt36Ixx,

h4(2)[T,t]=gTt22Ixx,h5(1)[T,t]=Tt,h6(1)[T,t]=1,h7(2)[T,t]=TtIxx,

h8(3)[T,t]=TtIyy,h9(4)[T,t]=TtIzz,h10(2)[T,t]=1Ixx,h11(3)[T,t]=1Iyy,

h12(4)[T,t]=1Izz,h13(1)[t1,t]=t1tприt0tt10приt1<tT,

h143[t2,t]=gt2t36Iyyприt0tt20приt2<tT,h15(2)[t2,t]=gt2t36Ixxприt0tt20приt2<tT

(нижний индекс j функции hji обозначает номер строки, а верхний индекс i — номер столбца матрицы), все остальные не приведенные элементы матрицы Ht равны нулю.

Из (2.2) следует справедливость следующего утверждения.

Утверждение 2.1. Система (1.7) с условиями (1.8) и (1.9) вполне управляема тогда и только тогда, когда для любого вектора σt0,t1,t2,T можно найти управление U(t), tt0,T, удовлетворяющее условию (2.2).

Управляющее воздействие U(t), удовлетворяющее интегральному соотношению (2.2), представим в виде (см. [16, c. 116--118], [19, §2])

U(t)=HT(t)Q1σt0,t1,t2,T+e(t), (2.3)

где

Q=t0THtHT(t)dt, (2.4)

а вектор-функция e(t) удовлетворяет соотношению t0TH(t)e(t)dt=0.

Таким образом, решение задачи можно сформулировать в виде следующей теоремы, аналогичной теореме, доказанной в [19, гл. I].

Теорема 2.1. Для того чтобы существовало программное управление (2.3) и соответствующее ему решение системы (1.7), удовлетворяющее условиям (2.1) (или (2.2)), необходимо и достаточно, чтобы определяемая соотношением (2.4) матрица Q была не особой или чтобы ранги матрицы Q и расширенной матрицы Q,σ совпадали.  Здесь матрица Q имеет размерность 15×15 и

detQ=g12T23Tt13t13Tt214t21420808145575327301632000000Ixx10Iyy10Izz4.

Отсюда видно, что матрица Q не особая.

Подставляя выражение для функции управления U(t) в формулу Коши (2.1), получим соответствующее программное движение. Затем, если найденные выражения функции управления U(t) подставить в (1.7) и проинтегрировать эти уравнения при заданных начальном и промежуточных значениях фазового вектора на каждом промежутке времени, получим законы движения.

Иллюстрацией вышеизложенного служит следующий пример.

Пример 2.1. Пусть t0=0, t1=2, t2=6, T=12,

x0=(0,2,0,5,0,4,6,2,1,1,3,1,0,0,0)T,

x(T)=(0,5,0,5,0,0,0,0,0,0,0,4,50,80,100)T,

x5(t1)=50,  x1t2=80,  x3t2=100.    

По вышеприведенным формулам вычислим значения элементов матриц HT(t), Q1 и вектора σ и подставим их значения в формулы (2.3). Для простоты предполагая, что et=0, получим явные выражения для управляющих воздействий в следующем виде:

u1(t)=116353t2приt228415+23t10при<t12,

u2(t)=220211512+2935t168172535t236288+33445t393312приt687197276145t1512+79235t212096176125t3653184при<t12,

u3(t)=14922510584+41539t3528646183t2254016+15107t393312приt629327117681967t10584+20017t2282241757t393312при<t12,

u4(t)=258+31t48.

Графики управляющих воздействий приведены ниже (см. рис. 2–5).

 

Рис. 2. График функции управления u1(t)

 

Рис. 3. График функции управления u2(t)

 

Рис. 4. График функции управления u3(t)

 

Рис. 5. График функции управления u4(t)

 

Если подставить найденные выражения функции управления U(t) в уравнения (1.7) и проинтегрировать эти уравнения при заданных начальном и промежуточных значениях фазового вектора на каждом промежутке времени, получим законы фазового вектора. Считаем целесообразным привести только законы движения для геометрических координат, которые имеют следующие явные виды:

x1(t)=2t+49t25+49t31029845t410368+41539t586400646183t618662400+105749t7111974400   при0t673782525673t75+27293t215023177t3540+29327t4576081967t5259200+                               +20017t6207360012299t7111974400   при6<t12,

x3(t)=5t147t2549t330+154147t4259204109t52880+241549t6186624046823t711197440   при0t6102565+35971t1518389t215+89299t3270427231t48640+                        +106603t525920110929t6622080+7045t72239488   при6<t12,

x5(t)=11248t+232t253t3при0t21602304+3696t568t2+23t3при2<t12.

Графики фазовой вектор-функции x(t) по геометрическим координатам x1(t), x3(t) и x5(t) при t0,12 представлены на рис. 6–8. Траектория движения изображена на рис. 9.

 

Рис. 6. График функции x1(t)

 

Рис. 7. График функции x3(t)

 

Рис. 8. График функции x5(t)

 

Рис. 9. Траектория движения

×

About the authors

Vanya R. Barseghyan

Institute of Mechanics of National Academy of Science of the Republic of Armenia; Yerevan State University

Author for correspondence.
Email: barseghyan@sci.am
ORCID iD: 0000-0001-6518-3694

Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor. Leading Scientific Researcher of Institute of Mechanics of NAS of RA; Professor of Mathematics and Mechanics Department, Yerevan State University

Armenia, 24B Marshal Baghramyan Ave., Yerevan 0019; 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025

Tamara A. Simonyan

Yerevan State University

Email: simtom09@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0434-6183

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Mathematics and Mechanics Department

Armenia, 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025

Aram G. Matevosyan

Yerevan State University

Email: matevosaram@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-3432-2253

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Mathematics and Mechanics Department

Armenia, 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025

References

  1. Д. В. Ситников, Ю. А. Бурьян, Г. С. Русских, “Автопилот мультикоптера”, Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2012, № 7, 213–221. [D. V. Sitnikov, Y. A. Burian, G. S. Russkih, “Motion control system of multicopter”, Proceedings Of The Tula States University. Technical sciences, 2012, № 7, 213–221 (In Russian)].
  2. Д. Т. Рубин, В. Н. Конев, А. В. Стариковский, А. А. Шептунов, А. С. Смирнов, А. М. Толстая, “ Разработка квадрокоптеров со специальными свойствами для проведения разведывательных операций”, Спецтехника и связь, 2012, № 1, 28–30. [D. T. Rubin, V. N. Konev, A. V. Starikovsky, A. A. Sheptunov, A. S. Smirnov, A. M. Tolstaya, “Development of special quadcopters for survey works”, Special Machinery and Communications, 2012, № 1, 28–30 (In Russian)].
  3. М. И. Эпов, И. Н. Злыгостев, “Применение беспилотных летательных аппаратов в аэрогеофизической разведке”, Интерэкспо Гео-Сибирь, 2:3 (2012), 22–27. [M. I. Epov, I. N. Zlygostev, “Application of unmanned aerial vehicles in airborne geophysical reconnaissance”, Interekspo GEO-Sibir, 2:3 (2012), 22–27 (In Russian)].
  4. С. В. Телухин, В. В. Матвеев, “ Беспилотный летательный аппарат как объект управления” , Мехатроника, автоматизация, управление, 2008, № 10, 7–10. [S. V. Telukhin, V. V. Matveev, “Unmanned aerial vehicle as an object management”, Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie, 2008, № 10, 7–10 (In Russian)].
  5. T. Chettibi, M. Haddad, “Dynamic modelling of a quadrotor aerial robot”, Journees D’etudes Nationales de Mecanique, 2007, 22–27.
  6. A. Mokhtari, A. Benallegue, “Dynamic feedback controller of Euler angles and wind parameters estimation for a quadrotor unmanned aerial vehicle”, IEEE International Conference on Robotics and Automation. V. 3, Proceedings of the International Conference ICRA ’04 (New Orleans, LA USA, 26 April 2004 – 01 May 2004), IEEE, 2004, 2359–2366.
  7. L. Derafa, T. Madani, A. Benallegue, “Dynamic modelling and experimental identification of four rotors helicopter parameters”, IEEE International Conference on Industrial Technology. V. Art.
  8. , Proceedings of the International Conference (Mumbai, India, 15–17 December 2006), IEEE, 2006, 1834–1839.
  9. А. А. Маргун, К. А. Зименко, Д. Н. Базылев и др., “Система управления беспилотным летательным аппаратом, оснащенным робототехническим манипулятором” , Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2014, № 6 (94), 54–62. [A. A. Margun, K. A. Zimenko, D. N. Bazylev, A. A. Bobtsov, A. S. Kremlev, D. D. Ibraev, “Control system for unmanned aircraft equipped with robotics arm”, Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2014, № 6 (94), 54–62 (In Russian)].
  10. T. Luukkonen, “Modelling and control of quadcopter”, 2011. URL: https://sal.aalto.fi/ publications/pdf-files/eluu11_public.pdf.
  11. T. Puls, A. Hein, “3D tra jectory control for quadrocopter”, IEEE International Conference on Intel ligent Robots and Systems, Proceedings of the International Conference (Taipei, Taiwan, 18–22 October 2010), IEEE, 2010, 640–645.
  12. Z. Beni´c, P. Piljek and D. Kotarski, “Mathematical modelling of unmanned aerial vehicles with four rotors”, Interdisciplinary Description of Complex Systems, 14:1 (2016), 88–100.
  13. Л. Т. Ащепков, “Оптимальное управление системой с промежуточными условиями”, Прикладная математика и механика, 45:2 (1981), 215–222; англ. пер.:L. T. Ashchepkov, “Optimal control of a system with intermediate conditions”, J. Appl. Math. Mech, 45:2 (1981), 153–158.
  14. В. А. Дыхта, О. Н. Самсонюк, “Принцип максимума для гладких задач оптимального импульсного управления с многоточечными фазоограничениями” , Журнал вычислительной математики и математической физики, 49:6, 981–997; англ. пер.:V. A. Dykhta, O. N. Samsonyuk, “A maximum principle for smooth optimal impulsive control problems with multipoint state constraints”, Computational Mathematics and Mathematical Physics, 49:6 (2009), 942–957.
  15. В. Р. Барсегян, “Управление линейными динамическими системами с ограничениями на значения частей координат фазового вектора в промежуточные моменты времени” , Доклады НАН РА, 110:3 (2010), 251–260. [V. R. Barsegyan, “Controlling of linear dynamic systems with restrictions on values of parts of coordinates of a phase vector in the intermediate moments of time”, Reports NAS RA, 110:3 (2010), 251–260 (In Russian)].
  16. V. R. Barseghyan, T. V. Barseghyan, “On an approach to the problems of control of dynamic system with nonseparated multipoint intermediate conditions”, Automation and Remote Control, 76:4 (2015), 549–559.
  17. В. Р. Барсегян, Управление составных динамических систем и систем с многоточечными промежуточными условиями, Наука, M., 2016, 230 с. [V. R. Barsegyan, Control of Composite Dynamic Systems and Systems with Multipoint Intermediate Conditions, Nauka Publ., Moscow, 2016 (In Russian), 230 pp.]
  18. V. Barseghyan, S. Solodusha, “On one problem in optimal boundary control for string vibrations with a given velocity of points at an intermediate moment of time”, IEEE International Russian Automation Conference (RusAutoCon), Proceedings of the International Conference (Sochi, Russian Federation, 05–11 September 2021), IEEE, 2021, 343–349.
  19. Н. Н. Красовский, Теория управления движением, Наука, М., 1968, 476 с. [N. N. Krasovskii, Theory of Control of Motion, Nauka Publ., Moscow, 1968 (In Russian), 476 pp.]
  20. В. И. Зубов, Лекции по теории управления, Наука, М., 1975, 496 с. [V. I. Zubov, Lectures on Control Theory, Nauka Publ., Moscow, 1975 (In Russian), 496 pp.]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Structural diagram of the UAV

Download (126KB)
3. Fig. 2. Graph of the control function

Download (41KB)
4. Fig. 3. Graph of the control function

Download (42KB)
5. Fig. 4. Graph of the control function

Download (36KB)
6. Fig. 5. Graph of the control function

Download (34KB)
7. Fig. 6. Graph of the function

Download (39KB)
8. Fig. 7. Graph of the function

Download (33KB)
9. Fig. 8. Graph of the function

Download (39KB)
10. Fig. 9. Trajectory of motion

Download (52KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».