On one problem of quadcopter control with given intermediate values of different parts of coordinates
- Authors: Barseghyan V.R.1,2, Simonyan T.A.2, Matevosyan A.G.2
-
Affiliations:
- Institute of Mechanics of National Academy of Science of the Republic of Armenia
- Yerevan State University
- Issue: Vol 29, No 145 (2024)
- Pages: 29-42
- Section: Original articles
- URL: https://ogarev-online.ru/2686-9667/article/view/288552
- DOI: https://doi.org/10.20310/2686-9667-2024-29-145-29-42
- ID: 288552
Cite item
Full Text
Abstract
The work is devoted to the issues of mathematical modeling of the spatial motion of a quadcopter and the construction of program control laws that ensure flight with the values of part of the coordinates of the phase vector specified at intermediate times. A structural diagram of a quadcopter with four propeller engines is used, which allows for movement in space, vertical takeoff and landing. Based on the laws of theoretical mechanics, a system of differential equations is obtained that describes the spatial motion of such a quadcopter. For a linearized mathematical model of quadcopter motion, the problem of constructing program control laws with given initial and final values of the phase vector, as well as the values of part of the coordinates of the phase vector at two intermediate moments of time, has been solved. A necessary and sufficient condition for the existence of program control is obtained and the corresponding movement of the quadcopter is described. Control functions and corresponding phase trajectories of motion are constructed. To illustrate the results obtained, for specific initial, final and intermediate values, explicit expressions of the program control function, program motion are obtained and the corresponding graphs are constructed.
Full Text
Введение
Все большую популярность получают беспилотные летательные аппараты в виде многовинтовых устройств, а чаще — квадрокоптеров. Квадрокоптеры обладают рядом преимуществ, таких как надежность и простота конструкции, большая стабильность, компактность и маневренность, малая взлетная масса. Область применения квадрокоптеров достаточно широка и не ограничена военной отраслью (см. [1–3]). Например, квадрокоптеры могут быть использованы как недорогое и эффективное средство для получения фото- и видеоизображений с воздуха. Квадрокоптер хорошо подходит для наблюдения и контроля объектов, территорий и зон, доступ к которым затруднен, или в условиях, непригодных для человека (см. [2–4]). Исследованиям различных задач, связанных с полетом (эксплуатацией) квадрокоптеров, посвящены, в частности, работы [5–7]. В [8] предложен способ управления квадрокоптером, оснащенным манипулятором. В [9–11] изложены основы моделирования и алгоритмы управления квадрокоптером.
В прикладных задачах при моделировании и проектировании движений различных механических систем, в частности, движения квадрокоптеров, возникают задачи управления движением с многоточечными промежуточными условиями (см. [12–14]). В подобных задачах управления наряду с классическими краевыми (начальное и конечное) условиями необходимо также учитывать многоточечные промежуточные условия (см. [15–17]). Эти задачи управления имеют важное прикладное и теоретическое значение.
В работе рассматривается пространственное движение квадрокоптера. Он имеет шесть степеней свободы и четыре управляющих воздействия. Управляющие силы и моменты формируются с помощью четырех двигателей, вращающих установленные на их роторах воздушные винты. Перемещение квадрокоптера в пространстве без вращения вокруг одной из осей, т. е. без наклона квадрокоптера невозможно. Для выполнения требуемого наклона квадрокоптера необходимо изменить крутящий момент относительно одной из осей. Математическая модель квадрокоптера с четырьмя двигателями незаменима при последующем моделировании алгоритма управления и движения. В математической модели полета в форме дифференциальных уравнений Ньютона–Эйлера учитываются особенности динамики системы. Для линеаризованной математической модели движения квадрокоптера рассмотрена задача построения законов управления с заданными начальными, конечными значениями фазового вектора и промежуточными значениями части координат в некоторые моменты времени. Построены функции управления и соответствующие фазовые траектории движения, учитывающие промежуточные значения части координат в заданные моменты времени. В качестве приложения предложенного подхода для конкретных численных значений определены явные выражения функции управления, соответствующие фазовые траектории и построены графики полученных функций.
1. Математическая модель динамики квадракоптера и постановка задачи
В качестве динамического объекта управления рассматривается модель геометрического симметричного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) — квадрокоптера, построенного по классической четырехвинтовой схеме, структура которого представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема БПЛА
Положение квадрокоптера с массой m в пространстве характеризуется координатами центра масс аппарата в неподвижной декартовой системе координат и тремя углами (углы Эйлера) поворота вокруг осей системы координат, жестко связанной с аппаратом, причем начало координат совпадает с центром масс аппарата. Здесь — угол тангажа (т. е. угол наклона квадрокоптера относительно оси ), — угол крена (т. е. угол наклона БПЛА относительно оси ), — угол рыскания (т. е. угол наклона квадрокоптера относительно оси ). Движение квадрокоптера в задачах динамики управления полетом рассматривается как сложное — движение центра масс и движение вокруг центра масс [9–11]. Для составления математической модели квадрокоптера приняты следующие допущения [1–3]:
- квадрокоптер симметричен относительно осей x и y;
- рама квадрокоптера и его винты абсолютно жесткие;
- каждый двигатель располагается на конце стержня;
- тяга, создаваемая каждым винтом, перпендикулярна плоскости xy.
Движение квадрокоптера осуществляется благодаря четырем винтам. Каждый из винтов имеет свой привод (электродвигатель), придающий ему вращение вокруг вертикальной оси. Таким образом, каждый из двигателей создает тягу и момент вращения. Движение управляемого квадрокоптера основано на создании изменяемых по величине и направлению сил и моментов, влияющих на квадрокоптер.
Описанная динамическая система имеет четыре управляющих воздействия, соответствующих угловым скоростям четырех винтов.
Угловые скорости винтов обозначим через силы тяги, создаваемые вращением винтов — через а моменты, которые образуются в результате вращения винтов — через Для получения математической модели динамики квадрокоптера введем неподвижную систему координат а в центре масс квадрокоптера закрепим неподвижную систему координат Обозначим через координаты центра масс квадрокоптера относительно системы координат Опишем вращательное движение квадрокоптера в инерциальной системе координат используя углы Эйлера Тогда пространственное положение квадрокоптера описывается двумя векторами
Здесь и далее буква «T» в верхнем индексе означает операцию транспонирования. В системе координат запишем векторы линейной скорости и угловой скорости v.
А матрица поворота системы координат от.осительно неподвижной инерциальной системы координат будет:
где
Легко проверить, что матрица R ортогональна, следовательно, и является матрицей перехода из инерциальной системы координат в систему
Матрицы R и используются для получения проекций вектора в инерциальной системе координат.
Матрица W преобразования из инерциальной системы координат в систему и матрица обратного преобразования для вектора угловой скорости v в данном случае имеют вид
и
Здесь Заметим, что матрица W обратима тогда и только тогда, когда Теперь, используя матрицу преобразования W и ее обратную получаем
(1.1)
и
Благодаря указанному на рис. 1 выбору системы координат квадрокоптер расположен симметрично относительно осей и Следовательно, инерционная матрица I будет диагональной
где и — моменты инерции квадрокоптера относительно осей и соответственно, и
Угловая скорость винта i создает силу тяги направленную по оси винта. Угловая скорость и угловое ускорение винта i также создают крутящий момент вокруг оси винта. Сила тяги и крутящий момент определяются по формулам
где k — постоянная подъемной силы, b — постоянная сопротивления (т. е. k и b — коэффициенты пропорциональности, характеризующие особенности роторов), — момент инерции винта (одинаковый для всех винтов). Влияние углового ускорения настолько мало, что им можно пренебречь. Суммарная сила тяги f сил направлена вдоль оси Обозначим — вектор крутящего момента, который включает крутящие моменты соответствующие углам Эйлера Сила тяги и крутящий момент определяются по формулам
(1.2)
где I — расстояние от осей винта (т. е. центра роторов) до центра масс квадрокоптера.
Физический смысл формул (1.2) очевиден. Можно изменить угловые скорости четвертого и второго винтов, тем самым изменить угол крена. Таким же образом можно изменить угол наклона (тангажа), изменяя скорости вращения первого и третьего винтов. Для изменения угла рыскания можно уменьшить скорости вращения двух диагональных винтов (второго и четвертого) и увеличить скорости вращения двух других (первого и третьего) или наоборот, увеличить скорости вращения двух диагональных винтов (второго и четвертого) и уменьшить скорости вращения двух других (первого и третьего).
Для получения дифференциальных уравнений движения квадрокоптера воспользуемся вторым законом Ньютона и динамическими уравнениями Эйлера. Таким образом, относительно системы координат получим (подробнее см. [9–11]) уравнения
где g — ускорение свободного падения. А относительно системы координат будем иметь
или
(1.3)
В системе координат сумма углового ускорения инерции центростремительных сил и гироскопических сил равна внешнему крутящему моменту
(1.4)
где
Здесь — момент инерции квадрокоптера относительно его мгновенной оси вращения. Таким образом, из (1.4) получаем
(1.5)
Имея угловые ускорения в системе координат можно получить угловые ускорения в системе координат используя матрицу преобразования и ее производную по времени.
Из (1.1), (1.3), (1.5) получим следующую систему уравнений относительно компонент векторов:
(1.6)
Линеаризуем математическую модель квадрокоптера (1.6). Линеаризацию произведем в окрестности начала координат, считая, что углы — малы, соответствующие синусы равны нулю и косинусы равны единице. Далее введя обозначения
окончательно получим систему линеаризованных уравнений, описывающих динамику линейной модели квадрокоптера:
(1.7)
где — управляющие воздействия. Далее будем обозначать
Непосредственной проверкой можно убедиться, что система (1.7) является вполне управляемой (см. [18, гл. 6]).
Пусть заданы начальное (при ) и конечное (при ) состояния системы (1.7)
(1.8)
а также значения
(1.9)
части координат фазового вектора в заданные промежуточные моменты времени и ().
Рассмотрим следующую задачу: требуется найти условия, при которых существует программное управляющее воздействие и программное движение удовлетворяющие системе (1.7) и условиям (1.8) и (1.9), а также построить их.
2. Решение задачи
Решение уравнения (1.7) с помощью формулы Коши запишем следующим образом (см. [18, §5], [19, с. 13]):
(2.1)
где — нормированная фундаментальная матрица решения однородной части уравнения (1.7), a — импульсно-переходная матрица, которая имеет вид:
Применяя подходы, приведенные в работах [15], [16, гл. 3], [17], для определения законов управления с учетом условий (1.8) и (1.9) получим следующие интегральные соотношения
где
В векторно-матричной форме полученные интегральные соотношения будут иметь вид
(2.2)
где элементы матрицы определяются формулами
(нижний индекс j функции обозначает номер строки, а верхний индекс i — номер столбца матрицы), все остальные не приведенные элементы матрицы равны нулю.
Из (2.2) следует справедливость следующего утверждения.
Утверждение 2.1. Система (1.7) с условиями (1.8) и (1.9) вполне управляема тогда и только тогда, когда для любого вектора можно найти управление удовлетворяющее условию (2.2).
Управляющее воздействие удовлетворяющее интегральному соотношению (2.2), представим в виде (см. [16, c. 116--118], [19, §2])
(2.3)
где
(2.4)
а вектор-функция удовлетворяет соотношению
Таким образом, решение задачи можно сформулировать в виде следующей теоремы, аналогичной теореме, доказанной в [19, гл. I].
Теорема 2.1. Для того чтобы существовало программное управление (2.3) и соответствующее ему решение системы (1.7), удовлетворяющее условиям (2.1) (или (2.2)), необходимо и достаточно, чтобы определяемая соотношением (2.4) матрица была не особой или чтобы ранги матрицы Q и расширенной матрицы совпадали. Здесь матрица Q имеет размерность и
Отсюда видно, что матрица Q не особая.
Подставляя выражение для функции управления в формулу Коши (2.1), получим соответствующее программное движение. Затем, если найденные выражения функции управления подставить в (1.7) и проинтегрировать эти уравнения при заданных начальном и промежуточных значениях фазового вектора на каждом промежутке времени, получим законы движения.
Иллюстрацией вышеизложенного служит следующий пример.
Пример 2.1. Пусть
По вышеприведенным формулам вычислим значения элементов матриц и вектора и подставим их значения в формулы (2.3). Для простоты предполагая, что получим явные выражения для управляющих воздействий в следующем виде:
Графики управляющих воздействий приведены ниже (см. рис. 2–5).
Рис. 2. График функции управления
Рис. 3. График функции управления
Рис. 4. График функции управления
Рис. 5. График функции управления
Если подставить найденные выражения функции управления в уравнения (1.7) и проинтегрировать эти уравнения при заданных начальном и промежуточных значениях фазового вектора на каждом промежутке времени, получим законы фазового вектора. Считаем целесообразным привести только законы движения для геометрических координат, которые имеют следующие явные виды:
Графики фазовой вектор-функции по геометрическим координатам и при представлены на рис. 6–8. Траектория движения изображена на рис. 9.
Рис. 6. График функции
Рис. 7. График функции
Рис. 8. График функции
Рис. 9. Траектория движения
About the authors
Vanya R. Barseghyan
Institute of Mechanics of National Academy of Science of the Republic of Armenia; Yerevan State University
Author for correspondence.
Email: barseghyan@sci.am
ORCID iD: 0000-0001-6518-3694
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor. Leading Scientific Researcher of Institute of Mechanics of NAS of RA; Professor of Mathematics and Mechanics Department, Yerevan State University
Armenia, 24B Marshal Baghramyan Ave., Yerevan 0019; 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025Tamara A. Simonyan
Yerevan State University
Email: simtom09@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0434-6183
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Mathematics and Mechanics Department
Armenia, 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025Aram G. Matevosyan
Yerevan State University
Email: matevosaram@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-3432-2253
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Mathematics and Mechanics Department
Armenia, 1 Alec Manukyan St., Yerevan 0025References
- Д. В. Ситников, Ю. А. Бурьян, Г. С. Русских, “Автопилот мультикоптера”, Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2012, № 7, 213–221. [D. V. Sitnikov, Y. A. Burian, G. S. Russkih, “Motion control system of multicopter”, Proceedings Of The Tula States University. Technical sciences, 2012, № 7, 213–221 (In Russian)].
- Д. Т. Рубин, В. Н. Конев, А. В. Стариковский, А. А. Шептунов, А. С. Смирнов, А. М. Толстая, “ Разработка квадрокоптеров со специальными свойствами для проведения разведывательных операций”, Спецтехника и связь, 2012, № 1, 28–30. [D. T. Rubin, V. N. Konev, A. V. Starikovsky, A. A. Sheptunov, A. S. Smirnov, A. M. Tolstaya, “Development of special quadcopters for survey works”, Special Machinery and Communications, 2012, № 1, 28–30 (In Russian)].
- М. И. Эпов, И. Н. Злыгостев, “Применение беспилотных летательных аппаратов в аэрогеофизической разведке”, Интерэкспо Гео-Сибирь, 2:3 (2012), 22–27. [M. I. Epov, I. N. Zlygostev, “Application of unmanned aerial vehicles in airborne geophysical reconnaissance”, Interekspo GEO-Sibir, 2:3 (2012), 22–27 (In Russian)].
- С. В. Телухин, В. В. Матвеев, “ Беспилотный летательный аппарат как объект управления” , Мехатроника, автоматизация, управление, 2008, № 10, 7–10. [S. V. Telukhin, V. V. Matveev, “Unmanned aerial vehicle as an object management”, Mekhatronika, Avtomatizatsiya, Upravlenie, 2008, № 10, 7–10 (In Russian)].
- T. Chettibi, M. Haddad, “Dynamic modelling of a quadrotor aerial robot”, Journees D’etudes Nationales de Mecanique, 2007, 22–27.
- A. Mokhtari, A. Benallegue, “Dynamic feedback controller of Euler angles and wind parameters estimation for a quadrotor unmanned aerial vehicle”, IEEE International Conference on Robotics and Automation. V. 3, Proceedings of the International Conference ICRA ’04 (New Orleans, LA USA, 26 April 2004 – 01 May 2004), IEEE, 2004, 2359–2366.
- L. Derafa, T. Madani, A. Benallegue, “Dynamic modelling and experimental identification of four rotors helicopter parameters”, IEEE International Conference on Industrial Technology. V. Art.
- , Proceedings of the International Conference (Mumbai, India, 15–17 December 2006), IEEE, 2006, 1834–1839.
- А. А. Маргун, К. А. Зименко, Д. Н. Базылев и др., “Система управления беспилотным летательным аппаратом, оснащенным робототехническим манипулятором” , Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2014, № 6 (94), 54–62. [A. A. Margun, K. A. Zimenko, D. N. Bazylev, A. A. Bobtsov, A. S. Kremlev, D. D. Ibraev, “Control system for unmanned aircraft equipped with robotics arm”, Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2014, № 6 (94), 54–62 (In Russian)].
- T. Luukkonen, “Modelling and control of quadcopter”, 2011. URL: https://sal.aalto.fi/ publications/pdf-files/eluu11_public.pdf.
- T. Puls, A. Hein, “3D tra jectory control for quadrocopter”, IEEE International Conference on Intel ligent Robots and Systems, Proceedings of the International Conference (Taipei, Taiwan, 18–22 October 2010), IEEE, 2010, 640–645.
- Z. Beni´c, P. Piljek and D. Kotarski, “Mathematical modelling of unmanned aerial vehicles with four rotors”, Interdisciplinary Description of Complex Systems, 14:1 (2016), 88–100.
- Л. Т. Ащепков, “Оптимальное управление системой с промежуточными условиями”, Прикладная математика и механика, 45:2 (1981), 215–222; англ. пер.:L. T. Ashchepkov, “Optimal control of a system with intermediate conditions”, J. Appl. Math. Mech, 45:2 (1981), 153–158.
- В. А. Дыхта, О. Н. Самсонюк, “Принцип максимума для гладких задач оптимального импульсного управления с многоточечными фазоограничениями” , Журнал вычислительной математики и математической физики, 49:6, 981–997; англ. пер.:V. A. Dykhta, O. N. Samsonyuk, “A maximum principle for smooth optimal impulsive control problems with multipoint state constraints”, Computational Mathematics and Mathematical Physics, 49:6 (2009), 942–957.
- В. Р. Барсегян, “Управление линейными динамическими системами с ограничениями на значения частей координат фазового вектора в промежуточные моменты времени” , Доклады НАН РА, 110:3 (2010), 251–260. [V. R. Barsegyan, “Controlling of linear dynamic systems with restrictions on values of parts of coordinates of a phase vector in the intermediate moments of time”, Reports NAS RA, 110:3 (2010), 251–260 (In Russian)].
- V. R. Barseghyan, T. V. Barseghyan, “On an approach to the problems of control of dynamic system with nonseparated multipoint intermediate conditions”, Automation and Remote Control, 76:4 (2015), 549–559.
- В. Р. Барсегян, Управление составных динамических систем и систем с многоточечными промежуточными условиями, Наука, M., 2016, 230 с. [V. R. Barsegyan, Control of Composite Dynamic Systems and Systems with Multipoint Intermediate Conditions, Nauka Publ., Moscow, 2016 (In Russian), 230 pp.]
- V. Barseghyan, S. Solodusha, “On one problem in optimal boundary control for string vibrations with a given velocity of points at an intermediate moment of time”, IEEE International Russian Automation Conference (RusAutoCon), Proceedings of the International Conference (Sochi, Russian Federation, 05–11 September 2021), IEEE, 2021, 343–349.
- Н. Н. Красовский, Теория управления движением, Наука, М., 1968, 476 с. [N. N. Krasovskii, Theory of Control of Motion, Nauka Publ., Moscow, 1968 (In Russian), 476 pp.]
- В. И. Зубов, Лекции по теории управления, Наука, М., 1975, 496 с. [V. I. Zubov, Lectures on Control Theory, Nauka Publ., Moscow, 1975 (In Russian), 496 pp.]
Supplementary files
