Простейшая дифференциальная игра на плоскости с четырьмя участниками

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье рассматривается простейшая дифференциальная игра с четырьмя участниками. Игроки перемещаются на плоскости и совершают простое движение. Рассматриваемая игра сводится к кооперативной дифференциальной игре. Показывается динамическая устойчивость таких принципов оптимальности, как С-ядро и вектор Шепли.
Материалы и методы. Для анализа и решения кооперативной дифференциальной игры применяются стандартные процедуры кооперативной теории игр. Условно-оптимальные траектории, вдоль которых осуществляется движение игроков, находятся с использованием принципа максимума Понтрягина. При построении характеристической функции используется минимаксный подход.
Результаты исследования. В явном виде выписаны оптимальные управления (стратегии) игроков, а также условно-оптимальные траектории их движения при различных способах образования коалиций. Характеристическая функция построена в соответствии с принятым принципом максимина, а в качестве решения рассматриваются С-ядро и вектор Шепли. В явном виде выписаны компоненты вектора Шепли, показана принадлежность вектора Шепли С-ядру, а также непустота С-ядра при движении игроков вдоль оптимальной траектории. Используя результаты статической кооперативной теории игр при исследовании дифференциальных игр, исследователи сталкиваются с проблемами, которые связаны со спецификой дифференциальных уравнений движения. В качестве первоочередной здесь выступает проблема динамической устойчивости рассматриваемых принципов оптимальности. В работе показывается динамическая устойчивость вектора Шепли и С-ядра.
Обсуждение и заключение. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, показывают целесообразность анализа динамической устойчивости рассматриваемых принципов оптимальности.

Полный текст

Введение

Процессы преследования являются типичными примерами дифференциальных игр. Различные методы поведения сторон в конфликтных ситуациях со многими участниками и в играх с неполной информацией моделируются прежде всего на примерах простого преследования. Несмотря на внешнюю простоту постановки, многие задачи простого преследования сами по себе являются серьезными математическими проблемами.

Одним из подходов к изучению таких дифференциальных игр является использование кооперативной теории, когда они рассматриваются как кооперативные дифференциальные игры. С учетом того, что движения игроков описываются дифференциальными уравнениями, возникает вопрос об устойчивости (состоятельности во времени) рассматриваемых принципов оптимальности. Отказ от данной концепции содержит в себе возможность отклонения от первоначально выбранного оптимального поведения в состояниях, в которых появляется новое оптимальное решение, не являющееся таковым в первоначальном смысле, что приводит к нарушению устойчивости процесса в целом.

В статье рассматривается простейшая дифференциальная игра с четырьмя участниками. Игроки совершают простое движение1 [1; 2], т. е. перемещаются на плоскости с ограниченной или постоянной по величине скоростью, при этом направление движения может меняться произвольным образом. Исследуется неантагонистическая кооперативная дифференциальная игра четырех лиц Γ v ( z 0 ,Τ t 0 )  из начального состояния z 0  и продолжительностью Tt0. Уравнения движения имеют вид:

z = u 1 + u 2 + u 3 + u 4 ,           (1)

z t 0 = z 0 .                  (2)

В равенстве (1) z=zx;yui=ui1;ui2, u i 1, iN= 1,2,3,4     .

Функция выигрыша игрока i определяется следующим образом:

Kt0,z0izt=t0Thiztdt

где z t =z t,  t 0 ,  u 1 ,  u 2 ,  u 3 ,  u 4  – решение системы (1)–(2) при допустимых управлениях u1, u2, u3, u4, h i z t = a i x t + b i y t + c i , a i , b i , c i =const; a i , b i , c i 0, a i 2 + b i 2 + c i 2 0,iN.  

Обзор литературы

Задачи простого преследования рассматривались в ряде работ2; 3 [1–5]. Так, в исследованиях Л. А. Петросяна, В. Д. Ширяева и Р. Р. Бикмурзиной4 [1; 2] решение задачи было найдено в предположении о том, что очередность встреч выбирается в начальный момент времени (программно), а игроки движутся по прямым линиям. В статье Т. Г. Абрамянц, В. П. Маслова и Е. Я. Рубиновича [4] рассмотрены возможности выбора очередности встреч как программно, так и позиционно, а в работе И. И. Шевченко [5] приведено решение поставленной задачи с использованием подхода Р. Айзекса. В исследовании В. Д. Ширяева, Н. М. Куляшовой и О. О. Виноградовой5 при решении задачи в основном использовались геометрические методы. При изучении таких игр часто используется методология кооперативной теории игр6 [6–8]. В качестве принципа оптимальности в основном рассматривается С-ядро. Однако вопрос исследования выбранного принципа оптимальности осложняется тем, что в таких задачах необходимо учитывать его динамическую устойчивость.

Впервые понятие динамической устойчивости решений в дифференциальных играх как с интегральными, так и с терминальными выигрышами ввел Л. А. Петросян [6; 9–11]; он же предложил и пути преодоления динамической неустойчивости принципов оптимальности [8; 10–13]. Несколько позже в западных странах независимо от вышеназванных исследований возник интерес к указанным вопросам, и проблема получила название «time-consistency problem» (проблема состоятельности во времени) [14–16]. Однако в большинстве случаев подобный интерес ограничивался лишь констатацией проблемы, и в упомянутых работах не рассматривались вопросы, связанные с решением вопроса несостоятельности во времени, что крайне важно для практических приложений.

Материалы и методы

В статье при переходе к рассмотрению исследуемой дифференциальной игры с простым движением как кооперативной дифференциальной игры при построении характеристической функции был предложен общепринятый принцип максимина. Для нахождения оптимальных траекторий и оптимальных управлений (стратегий) игроков использовался принцип максимума Понтрягина. При исследовании С-ядра на устойчивость использовался явный вид условий непустоты игры четырех лиц.

Результаты исследования

Введем следующие обозначения:

u S j = iS u i j , u j S = u S j + u N\S j ,j=1,2; a S = iS a i , b S = iS b i , c S = iS c i ,SN.

Вычислим значение характеристической функции:

vS;Tt0,z0= 1)  maxuSz2SN\S2Tt02iSt0Thizτdτпри S>N\S 2)  minuSz2N\SS2Tt02iSt0Thizτdτпри S<N\S       3)Tt0iSci при S=N\S

Для нахождения v S;T t 0 , z 0  воспользуемся принципом максимума [17]. Для рассматриваемой задачи H=pu i=1 4 h i z t .  

Сопряженное уравнение примет вид: p ˙ = h 1 z t + h 2 z t + h 3 z t + h 4 z t x .  

Т. к. рассматривается задача со свободным правым концом и, следовательно, p(T) = 0, то p= a N tT ; b N tT .  

Тогда

H= a N tT u N 1 + b N tT a N t t 0 u N 1 + x 0 + b N t t 0 u N 2 + y 0 = = a N T t 0 u N 1 + b N T t 0 u N 2 + c N a N x 0 b N y 0 .  

Итак, следует найти

max u N 1 , u N 2 H 1 = max u N 1 2 + u N 2 2 16 a N u N 1 + b N u N 2 ;

max H1 достигается при u ¯ 1 N = 4 a N a N 2 + b N 2 ,  u ¯ 2 N = 4 b N a N 2 + b N 2 .

Следовательно,

x ¯ t = 4 a N a N 2 + b N 2 t t 0 + x 0 , y ¯ t = 4 b N a N 2 + b N 2 t t 0 + y 0 .

Аналогично находим, что   u ¯ 1 S = 2 a S a S 2 + b S 2  , u ¯ 2 S = 2 b S a S 2 + b S 2 ,S= i,j,l ,ijl,i,j,lN;  u¯1S=0,u¯2S=0, где S=i,j,ij,i,jN; u ¯ 1 S = 2 a S a S 2 + b S 2 , u ¯ 2 S = 2 b S a S 2 + b S 2 ,S= i ,iN.  

Тогда  

x¯St=u¯1Stt¯+4aNaN2+bN2t¯t0+x0y¯St=u¯2Stt¯+4bNaN2+bN2t¯t0+y0 t¯t0,T,tt¯,T.  

И, следовательно,

vN;Tt,z¯t=tThNz¯τdτ=tT4aN2aN2+bN2τt0+aNx0+4bN2aN2+bN2τt0+bNy0+cNdτ==tT4aN2+bN2τt0+aNx0+bNy0+cNdτ=2aN2+bN2TtT+t2t0+aNx0+bNy0+cNTt

 

vS;Tt,z¯t=tThSz¯τdτ=tT2aS2aS2+bS2τt¯+4aSaNaN2+bN2t¯t0++aSx0+2bS2aS2+bS2τt¯+4bSbNaN2+bN2t¯t0+bSy0+cSdτ==tT2aS2+bS2τt¯+4aSaN+bSbN/aN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSdτ==aS2+bS2TtT+t2t¯+4aSaN+bSbN/aN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSTt

 

если   S= i,j,l ,ijl,i,j,lN;  

 

vS;Tt,z¯t=tT4aSaNaN2+bN2t¯t0+aSx0+4bSbNaN2+bN2t¯t0+bSy0+cSdτ==4aSaN+bSbNaN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSTt==aS2+bS2TtT+t2t¯+4aSaN+bSbNaN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSTt

 

если   S= i,j , ij,  i,jN;  

 

vS;Tt,z¯t=tThSz¯τdτ==tT2aS2aS2+bS2τt¯+4aSaNaN2+bN2t¯t0+aSx02bS2aS2+bS2τt¯+4bSbNaN2+bN2t¯t0++bSy0+cSdτ=tT2aS2+bS2τt¯+4aSaN+bSbN/aN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSdτ==aS2+bS2TtT+t2t¯+4aSaN+bSbN/aN2+bN2t¯t0+aSx0+bSy0+cSTt

 

если   S= i, , iN.  

Таким образом,   v N;Tt, z ¯ t =2 a N 2 + b N 2 Tt T+t2 t 0 + a N x 0 + b N y 0 + c N Tt ;  

v i,j,l ;Tt, z ¯ t = a ijl 2 + b ijl 2 Tt T+t2 t ¯ +4 a ijl a N + b ijl b N a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 + a ijl x 0 + b ijl y 0 + c ijl Tt ;

v i,j ;Tt, z ¯ t = 4 a ij a N + b ij b N / a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 + a ij x 0 + b ij y 0 + c ij Tt ;

v i ;Tt, z ¯ t = a i 2 + b i 2 Tt T+t2 t ¯ + 4 a i a N + b i b N a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 + a i x 0 + b i y 0 + c i Tt , ijl, i,j,lN.

 

Рассмотрим С-ядро (Сv(T-t0, z0)) данной игры.

Теорема 1

  C v Tt, z ¯ t , t t 0 ,T .  

Доказательство

Необходимым и достаточным условием непустоты С-ядра в игре четырех лиц является выполнение следующих неравенств7:

v ijl + v ijk + v ilk + v jlk 3v N , v ijl + v jlk + v ik 2v N , v ij + v il + v ik +2 v jlk 3v N , i,j,l,kN, ijkl.

В нашем случае эти неравенства примут вид:

v i,j,l ;Tt, z ¯ t +v i,j,k ;Tt, z ¯ t +v i,l,k ;Tt, z ¯ t +v j,l,k ;Tt, z ¯ t 3v N;Tt, z ¯ t ,

v i,j,l ;Tt, z ¯ t +v j,l,k ;Tt, z ¯ t +v i,k ;Tt, z ¯ t 2v N;Tt, z ¯ t  ,

v i,j ;Tt, z ¯ t +v i,l ;Tt, z ¯ t +v i,k ;Tt, z ¯ t +2v j,l,k ;Tt, z ¯ t 3v N;Tt, z ¯ t , i,j,k,lN, ijkl, t t 0 T .

 

Покажем справедливость этих неравенств.

v i,j,l ;Tt, z ¯ t +v i,j,k ;Tt, z ¯ t +v i,l,k ;Tt, z ¯ t +v j,l,k ;Tt, z ¯ t 3v N;Tt, z ¯ t = = a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 + a ilk 2 + b ilk 2 + a jlk 2 + b jlk 2 Tt T+t2 t ¯ + + 4 a ijl + a ijk + a ilk + a jlk a N a N 2 + b N 2 + b ijl + b ijk + b ilk + b jlk b N a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 + a ijl + a ijk + a ilk + a jlk x 0 + b ijl + b ijk + b ilk + b jlk y 0 + + c ijl + c ijk + c ilk + c jlk Tt 6 a N 2 + b N 2 Tt T+t2 t 0 3 a N x 0 + b N y 0 + c N Tt =

= a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 + a ilk 2 + b ilk 2 + a jlk 2 + b jlk 2 × Tt T+t2 t ¯ +12 a N 2 + b N 2 Tt t ¯ t 0 6 a N 2 + b N 2 Tt T+t2 t 0 = a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 + a ilk 2 + b ilk 2 + a jlk 2 + b jlk 2 6 a N 2 + b N 2 Tt T+t2 t ¯ 0.

 

Аналогично доказывается, что

v i,j,l ;Tt, z ¯ t +v j,l,k ;Tt, z ¯ t +v i,k ;Tt, z ¯ t 2v N;Tt, z ¯ t = = a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 4 a N 2 + b N 2 Tt T+t2 t ¯ 0;

v i,j ;Tt, z ¯ t +v i,l ;Tt, z ¯ t +v i,k ;Tt, z ¯ t +2v j,l,k ;Tt, z ¯ t 3v N;Tt, z ¯ t = = 2 a jlk 2 + b jlk 2 6 a N 2 + b N 2 × Tt T+t2 t ¯ 0,

t ¯ t 0 ,T , t t ¯ ,T , i,j,k,lN, ijkl.

Рассмотрим теперь вектор Шепли. Формулы для нахождения компонентов вектора Шепли примут вид:

Φ i v S;Tt, z ¯ t = SN iS n1 ! s1 ! n! × v S;Tt, z ¯ t v S\ i ;Tt, z ¯ t   (3)

Подставляя значения v S;Tt, z ¯ t  в выражение (3), получим:

Φ i (v)= (41)!(11)! 4! a i 2 + b i 2 (Tt)(T+t2 t _ )+4 a i a N + b i b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )+ a i x 0 + b i y 0 + c i × × (Tt)0 + (42)!(21)! 4! × 4 a ij + a il + a ik a N a N 2 + b N 2 + b ij + b il + b ik b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )+ + a ij + a il + a ik x 0 + b ij + b il + b ik y 0 + c ij + c il + c ik ×(T t 0 )+ a j 2 + b j 2 + a l 2 + b l 2 + a k 2 + b k 2 (Tt)× ×(T+t2 t _ ) 4 a jlk a N + b jlk b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 ) + a jlk x 0 + b jlk y 0 + c jlk (Tt)]+ (43)!(31)! 4! ×

× a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 + a ilk 2 + b ilk 2 (Tt)(T+t2 t _ )+ 4 a ijl + a ijk + a ilk a N a N 2 + b N 2 + b ijl + b ijk + b ilk b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )+ + a ijl + a ijk + a ilk x 0 + b ijl + b ijk + b ilk y 0 + c ijl + c ijk + c ilk (Tt) 4 a jl + a jk + a lk a N a N 2 + b N 2 + b jl + b jk + b lk b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )+ + a jl + a jk + a lk x 0 + b jl + b jk + b lk y 0 + c jl + c jk + c lk ×(Tt) + (44)!(41)! 4! × × 2 a N 2 + b N 2 (Tt)(T+t2 t 0 )+ a N x 0 + b N y 0 + c N (Tt) a jlk 2 + b jlk 2 (Tt)(T+t2 t _ )

4 a jlk a N + b jlk b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 ) + a jlk x 0 + b jlk y 0 + c jlk (Tt)]= = 1 12 [ 3 a i 2 + b i 2 + a j 2 + b j 2 + a l 2 + b l 2 + a k 2 + b k 2 + a ijl 2 + b ijl 2 + a ijk 2 + b ijk 2 + + a ilk 2 + b ilk 2 + a jlk 2 + b jlk 2 (Tt)(T+t2 t _ )+6 a N 2 + b N 2 (Tt)(T+t2 t 0 )+ + 36 a i a N + b i b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )(Tt) 12 a jlk a N + b jlk b N a N 2 + b N 2 ( t _ t 0 )(Tt)+ 12 a i x 0 + b i y 0 + c i (Tt) ,

i,j,l,kN,ijkl,t_[t0,T],t[t_,T]

 

В случае кооперативной дифференциальной игры характеристическая функция зависит от времени, поэтому решение кооперативной дифференциальной игры изменяется в каждый момент времени. В связи с этим естественным является вопрос о динамической устойчивости рассматриваемых принципов оптимальности [6; 9–11].

Перейдем к формальному определению принципа динамической устойчивости в игре Γ v z 0 ,T t 0  .

Пусть z ¯  – условно-оптимальная траектория в игре Γ v z 0 ,T t 0  , Γ v z ¯ t ,T t 0 ,  t 0 tT,  – текущие игры с решениями W v z ¯ t ,Tt E v z ¯ t ,Tt ,

 где

  E v z ¯ t ,Tt = ξ= ξ 1 , ξ 2 ,..., ξ n R n ξ i v i , z ¯ t ,Tt ,iN, iN ξ i =v N, z ¯ t ,Tt .  

Предположим, что W v z ¯ t ,Tt  для всех t0 ≤ tT.

Определение 1 [6; 7; 11]

Дележ ξ W v z 0 ,T t 0  будем называть устойчивым в игре Γ v z 0 ,T t 0 , если существует интегрируемая на [t0, T] вектор-функция β(t) и такая дифференцируемая на [t0, T] вектор-функция ξ (t), что дележ ξ представим в виде:

ξ=ξt, ξit=t0tβiτhiz¯τdτ

и для всех t t 0 ,T  существует такое подмножество W v z ¯ t ,Tt  множества W v z ¯ t ,Tt ,  что

ξt+W'vz¯t,TtWvz0,Tt0

Определение 2

Решение W v z 0 ,T t 0 называется устойчивым, если устойчивы все входящие в него дележи. В таком случае условно-оптимальная траектория z ¯  называется оптимальной.

Данный способ реализации дележа зависит от выбора функции β(τ) и, следовательно, является неоднозначным. Однако он обладает важным свойством: в каждый момент времени t t 0 ,T  игроки ориентируются на один и тот же принцип оптимальности, придерживаются выбранного оптимального управления и поэтому не имеют оснований для нарушения ранее принятого соглашения.

В качестве решения W v z 0 ,T t 0  рассмотрим С-ядро игры Γ v z 0 ,T t 0 , которое обозначим через C v z 0 ,T t 0 .
Как было показано выше, C v z ¯ t ,Tt ,  t 0 tT,  где z ¯  – условно оптимальная траектория. Выведем необходимое условие динамической устойчивости С-ядра C v z 0 ,T t 0  в кооперативной дифференциальной игре с интегральными выигрышами.

Теорема 2

Для того чтобы С-ядро C v z 0 ,T t 0  кооперативной дифференциальной игры Γ v z 0 ,T t 0  с интегральными выигрышами было динамически устойчивым, необходимо, чтобы для каждого дележа ξ C v z 0 ,T t 0  имело место представление

ξ=t0T;βτhz¯τdτ

где вектор-функция β(t) в каждый момент t t 0 ,T  удовлетворяет условиям:

1) vS;z0,Tt0+vN\S;z¯t,TtvN;z¯t,TtiSt0Tβiτhiz¯τdτvN;z0,Tt0+vN\S;z0,Tt0vS;z¯t,Tt  при всех    SN;

2) iNt0tβiτhiz¯τdτ=iNt0thiz¯τdτ

 

Доказательство теоремы аналогично доказательству из работ Л. А. Петросяна, Н. Н. Данилова и Д. В. Кузютина [9; 12].

Исследуем теперь динамическую устойчивость вектора Шепли.

Теорема 3

В рассматриваемой игре вектор Шепли динамически устойчив.

Доказательство

Взяв βi(τ) равным

1 6 t ¯ τ 3 a i 2 + b i 2 + a j 2 + b j 2 + a l 2 + b l 2 + a k 2 + b k 2 + a ijl 2 + b ijl 2 + + a ijk 2 + b ijk 2 + a ilk 2 + b ilk 2 3 a jlk 2 + b jlk 2 + a N 2 + b N 2 t 0 τ + a jlk a N + b jlk b N a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 3 a i a N + b i b N a N 2 + b N 2 t ¯ t 0 a i x 0 b i y 0 c i / 4 a i a N + b i b N / a N 2 + b N 2 + h i z 0

получим, что

ΦiTt0,z0=t0Tβiτhiz¯τdτ.

Теорема доказана

Обсуждение и заключение

В работе в явном виде найдены оптимальные стратегии и траектории движения игроков. В качестве принципов оптимальности рассмотрены С-ядро и вектор Шепли. Выбранные принципы оптимальности оказались динамически устойчивыми, и, следовательно, у игроков нет оснований для завершения игры. Исследованная задача показала реализуемость идеи устойчивости рассматриваемых принципов оптимальности.

Попытки применить динамически неустойчивые принципы оптимальности при решении практических задач приводят, как правило, к грубым ошибкам, в результате которых «оптимальные» решения оказываются нереализованными. Именно динамическая неустойчивость была причиной невыполнения многих долгосрочных проектов и нарушения многосторонних договоренностей.

 

1           Ширяев В. Д., Бикмурзина Р. Р. Простое преследование на плоскости с четырьмя участниками // В мире науки и инноваций : сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С. 6–8.

2           Ширяев В. Д., Куляшова Н. М., Виноградова О. О. Геометрический подход к решению игр простого преследования со многими участниками. Деп. ВИНИТИ № 1254 – В 98 от 22.04.1998 г. 26 с.

3           Ширяев В. Д., Бикмурзина Р. Р. Простое преследование на плоскости с четырьмя участниками.

4           Там же.

5           Ширяев В. Д., Куляшова Н. М., Виноградова О. О. Геометрический подход к решению игр простого преследования со многими участниками.

6           Ширяев В. Д., Нестерова Т. Н, Боткина И. А. Простейшая дифференциальная игра четырех лиц. Деп ВИНИТИ № 954 – В 2005 от 07.07.2005. 14 с.

7           Ширяев В. Д. С-ядро в играх четырех лиц // Сборник научных трудов SWorld. 2013. T. 4, № 4. С. 79–85.

 

×

Об авторах

Виктор Дмитриевич Ширяев

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Email: shiryaevvd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0497-3769
ResearcherId: B-8540-2019

профессор, кафедра фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, доцент

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1

Елена Викторовна Шагилова

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Автор, ответственный за переписку.
Email: shagilova_elena@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0267-6082
ResearcherId: B-8524-2019

доцент, кафедра фундаментальной информатики, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1

Список литературы

  1. Петросян Л. А., Ширяев В. Д. Групповое преследование одним преследователем нескольких преследуемых // Вестник Ленинградского университета. Сер. 1: Математика, механика и астрономия. 1980. № 13. С. 50–57.
  2. Ширяев В. Д. О задачах простого преследования с четырьмя участниками // Математическое моделирование сложных систем. СПб., 1999. С. 52–53.
  3. Петросян Л. А., Рихсиев Б. Б. Преследование на плоскости. М. : Наука, 1991. 96 с.
  4. Абрамянц Т. Г., Маслов Е. П., Рубинович Е. Я. Простейшая дифференциальная игра поочередного преследования // Автоматика и телемеханика. 1980. № 8. С. 5–15. URL:http://www.mathnet.ru/links/18b651a96ec80bd34126bef353968bc9/at7146.pdf
  5. Шевченко И. И. О поочередном преследовании // Автоматика и телемеханика. 1981. № 11.С. 54–59. URL: http://www.mathnet.ru/links/56042ca7de6dcc2aca19b4094cf18822/at6041.pdf
  6. Петросян Л. А. Устойчивость решений дифференциальных игр со многими участниками //Вестник Ленинградского университета. Cер. 1: Математика. Механика. Астрономия. 1977. № 4.С. 46–52.
  7. Ширяев В. Д., Бикмурзина Р. Р. Динамическая устойчивость решения в простой дифференциальной игре четырех лиц // Научные труды SWorld. 2015. Т. 7, вып. 2 (39). С. 60–64. URL:http://www.sworld.com.ua/konfer39/97.pdf
  8. Petrosjan L. A. Strongly time consistent optimality principles in the games with discount payoffs //Lecture Notes in Control and Information Sciences. 1994. No. 197. P. 513–520.
  9. Петросян Л. А., Данилов Н. Н. Устойчивость решений в неантагонистических дифференциальных играх с трансферабельными выигрышами // Вестник Ленинградского университета.Сер. 1 : Математика. Механика. Астрономия. 1979. № 1. С. 52–59.
  10. Петросян Л. А. Построение сильно динамически устойчивых решений в кооперативных дифференциальных играх // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 1: Математика, механика и астрономия. 1992. № 4. С. 33–38.
  11. Петросян Л. А. Сильно динамически устойчивые дифференциальные принципы оптимальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 1: Математика, механика, астрономия.1993. № 4. С. 40–46.
  12. Петросян Л. А., Кузютин Д. В. Устойчивые решения позиционных игр. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 326 с.
  13. Yeung D. W. K., Petrosyan L. A. Subgame consistent cooperative solutions in stochastic differential games // Journal of Optimization Theory and Applications. 2004. Vol. 120, Issue 3. P. 651–666.DOI: https://doi.org/10.1023/B:JOTA.0000025714.04164.e4
  14. Kreps D. M., Ramey G. Structural consistency, consistency, and sequential rationality // Econometrica.1987. Vol. 55, Issue 6. P. 1331–1348. DOI: https://doi.org/10.2307/1913559
  15. Peleg B., Tijs S. The consistency principle for games in strategic form // International Journal of Game Theory. 1996. Vol. 25, Issue 1. P. 13–34. DOI: https://doi.org/10.1007/BF01254381
  16. Kydland F. E., Prescott E. C. Rules rather than discretion: the inconsistency of optimal plans //The Journal of Political Economy. 1977. Vol. 85, no. 3. P. 473–492. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.603.6853&rep=rep1&type=pdf
  17. Математическая теория оптимальных процессов / Л. С. Понтрягин [и др.]. 2-е изд. М. :Наука, 1969. 384 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ширяев В.Д., Шагилова Е.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал «Инженерные технологии и системы» основан в 1990 году
Реестровая запись ПИ № ФС 77-74640 от 24 декабря 2018 г.

 

Будьте в курсе новостей.
Подпишитесь на наш Telegram-канал.
https://t.me/eng_techn

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».