Сказкотерапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации
- Авторы: Беринская И.В.1, Колосова Е.А.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 30-51
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302683
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-705
- EDN: https://elibrary.ru/QJPQZF
- ID: 302683
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современная система образования ориентирована на гуманизацию образовательного процесса, направленного на возрастание внимания к интересам и индивидуальным особенностям личности обучающихся. Важнейшая задача на современном этапе – подготовить активное, целеустремленное подрастающее поколение, способное выстраивать эффективную коммуникацию с другими людьми. Это становится возможным в процессе успешной социализации, когда у обучающихся сформированы социальные и коммуникативные навыки. Недостаточное общение детей в кругу сверстников, в структуре семьи становится проблемой успешной социализации современных детей в школе, которая проявляется в высоком уровне тревожности, неуверенности в собственных возможностях, сложностью управления своим эмоциональным состоянием.
Авторы статьи считают, что решение данной проблемы возможно при условии организации системной и целенаправленной работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством сказкотерапии в образовательной организации, начиная с младшего школьного возраста. Использование метода сказкотерапии в решении психологических проблем детей позволяет эффективно решать и проблемы взаимоотношений младших школьников, возникающие в структуре образовательного процесса.
Цель – экспериментально проверить возможности сказкотерапии для формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Изучение уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у младших школьников осуществлялось в соответствии с компонентами и показателями, на основе определения диагностического инструментария в рамках экспериментальной работы. Анкетирование и тестирование явились основными методами исследования. Сравнительный анализ полученных качественных и количественных результатов исследования, позволяет оценить эффективность реализации программы формирования социально-коммуникативных навыков посредством скакотерапии у младших школьников.
Результаты. Организация системной и комплексной работы специалистов была выстроена на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся. Разработана программа внеурочных занятий, нацеленная на формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников, которая позволила обогатить имеющийся детский опыт общения во взаимодействии со сверстниками, детьми старшего возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми; расширить кругозор и приобрести уверенность в себе при возникновении нестандартных ситуаций в процессе общения и взаимодействия.
Полученные результаты позволили констатировать рост количества младших школьников, владеющих знаниями о правилах поведения в социально-бытовых ситуациях, умениями выбирать средства коммуникации в процессе социального взаимодействия, навыками межличностного взаимодействия на основе практического жизненного опыта. В процессе общения младшие школьники стали проявлять способность чувствовать и понимать эмоции собеседника, вступать в сотруднические взаимоотношения, анализировать и оценивать свое поведение.
Об авторах
Инна Владимировна Беринская
Иркутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: innaber1@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9126-947X
SPIN-код: 4415-8770
Scopus Author ID: 57195350328
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Россия, ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская ФедерацияЕлена Александровна Колосова
Иркутский государственный университет
Email: elena89149355875@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-1210-3337
SPIN-код: 8186-6936
магистрант
Россия, ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская ФедерацияСписок литературы
- Агарагимова, В. К., & Джаватова, А. А. (2018). Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры, образования, (6), 137–138.
- Артемкина, Т. Е. (2014). Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород. 24 с.
- Беринская, И. В., & Колосова, Е. А. (2023). Возможности Метода комплексной сказкотерапии в формировании социально-коммуникативных навыков у младших школьников. В сборнике: Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Четвертой Международной научно-практической конференции (с. 54–59). Иркутск.
- Горячев, М. Д., & Яндукова, Т. А. (2015). Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников. Вестник Самарского государственного университета, (3), 262–266.
- Гришанова, И. А. (2012). Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников. Вестник Удмуртского университета, (2), 30–33.
- Ильченко, К. А. (2021). Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации. Педагогика: история, перспективы, (4), 13–20. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2021-4-4-13-20 EDN: https://elibrary.ru/TMXZZO
- Королева, Л. А., & Разливинских, И. Н. (2020). Игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников. Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы, (3), 197–203.
- Косолапова, И. В. (2020). Возможности внеучебной деятельности для развития социальной активности младших школьников. Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики, (4), 164–170.
- Минияров, В. М., & Сазонова, С. Д. (2021). Портрет младшего школьника ХХI века. Социальная педагогика, (3), 68–72.
- Прокопьева, И. В., & Жукова, А. М. (2021). Дидактическая сказка как психолого-педагогический подход к организации начального музыкального образования. Проблемы современного педагогического образования, (1), 178–181.
- Сергеева, М. А., & Кубекова, А. С. (2020). Взаимосвязь самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. Мир науки. Педагогика и психология, (4), 1–9.
- Собирова, Н. Н. (2021). Невербальная коммуникация. Проблемы современной науки и образования, (5), 22–25.
- Фаустова, И. В., Гамова, С. Н., & Бакаева, О. Н. (2018). Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе. Образовательный вестник «Сознание», (20), 36–40.
- Ширяев, Д. А., & Маракушина, И. Г. (2021). Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога. Молодой ученый, (9), 223–224.
- Шрамко, И. И. (2021). Развитие высших психических функций на логопедических занятиях у младших школьников. Проблемы педагогики, (12), 56–61.
- Яворская, С. Ю. (2019). Специфика взаимосвязи психологической адаптации и типа детско-родительских отношений младших школьников. Форум молодых ученых, (5), 1443–1447.
Дополнительные файлы
