Сказкотерапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современная система образования ориентирована на гуманизацию образовательного процесса, направленного на возрастание внимания к интересам и индивидуальным особенностям личности обучающихся. Важнейшая задача на современном этапе – подготовить активное, целеустремленное подрастающее поколение, способное выстраивать эффективную коммуникацию с другими людьми. Это становится возможным в процессе успешной социализации, когда у обучающихся сформированы социальные и коммуникативные навыки. Недостаточное общение детей в кругу сверстников, в структуре семьи становится проблемой успешной социализации современных детей в школе, которая проявляется в высоком уровне тревожности, неуверенности в собственных возможностях, сложностью управления своим эмоциональным состоянием.

Авторы статьи считают, что решение данной проблемы возможно при условии организации системной и целенаправленной работы по формированию социально-коммуникативных навыков посредством сказкотерапии в образовательной организации, начиная с младшего школьного возраста. Использование метода сказкотерапии в решении психологических проблем детей позволяет эффективно решать и проблемы взаимоотношений младших школьников, возникающие в структуре образовательного процесса.

Цель – экспериментально проверить возможности сказкотерапии для формирования социально-коммуникативных навыков у младших школьников в условиях образовательной организации.

Материалы и методы. Изучение уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у младших школьников осуществлялось в соответствии с компонентами и показателями, на основе определения диагностического инструментария в рамках экспериментальной работы. Анкетирование и тестирование явились основными методами исследования. Сравнительный анализ полученных качественных и количественных результатов исследования, позволяет оценить эффективность реализации программы формирования социально-коммуникативных навыков посредством скакотерапии у младших школьников.

Результаты. Организация системной и комплексной работы специалистов была выстроена на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся. Разработана программа внеурочных занятий, нацеленная на формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников, которая позволила обогатить имеющийся детский опыт общения во взаимодействии со сверстниками, детьми старшего возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми; расширить кругозор и приобрести уверенность в себе при возникновении нестандартных ситуаций в процессе общения и взаимодействия.

Полученные результаты позволили констатировать рост количества младших школьников, владеющих знаниями о правилах поведения в социально-бытовых ситуациях, умениями выбирать средства коммуникации в процессе социального взаимодействия, навыками межличностного взаимодействия на основе практического жизненного опыта. В процессе общения младшие школьники стали проявлять способность чувствовать и понимать эмоции собеседника, вступать в сотруднические взаимоотношения, анализировать и оценивать свое поведение.

Об авторах

Инна Владимировна Беринская

Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: innaber1@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9126-947X
SPIN-код: 4415-8770
Scopus Author ID: 57195350328

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Россия, ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская Федерация

Елена Александровна Колосова

Иркутский государственный университет

Email: elena89149355875@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-1210-3337
SPIN-код: 8186-6936

магистрант

Россия, ул. Нижняя Набережная, 6, г. Иркутск, 664011, Российская Федерация

Список литературы

  1. Агарагимова, В. К., & Джаватова, А. А. (2018). Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры, образования, (6), 137–138.
  2. Артемкина, Т. Е. (2014). Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород. 24 с.
  3. Беринская, И. В., & Колосова, Е. А. (2023). Возможности Метода комплексной сказкотерапии в формировании социально-коммуникативных навыков у младших школьников. В сборнике: Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Четвертой Международной научно-практической конференции (с. 54–59). Иркутск.
  4. Горячев, М. Д., & Яндукова, Т. А. (2015). Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников. Вестник Самарского государственного университета, (3), 262–266.
  5. Гришанова, И. А. (2012). Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников. Вестник Удмуртского университета, (2), 30–33.
  6. Ильченко, К. А. (2021). Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации. Педагогика: история, перспективы, (4), 13–20. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2021-4-4-13-20 EDN: https://elibrary.ru/TMXZZO
  7. Королева, Л. А., & Разливинских, И. Н. (2020). Игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников. Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы, (3), 197–203.
  8. Косолапова, И. В. (2020). Возможности внеучебной деятельности для развития социальной активности младших школьников. Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики, (4), 164–170.
  9. Минияров, В. М., & Сазонова, С. Д. (2021). Портрет младшего школьника ХХI века. Социальная педагогика, (3), 68–72.
  10. Прокопьева, И. В., & Жукова, А. М. (2021). Дидактическая сказка как психолого-педагогический подход к организации начального музыкального образования. Проблемы современного педагогического образования, (1), 178–181.
  11. Сергеева, М. А., & Кубекова, А. С. (2020). Взаимосвязь самооценки первоклассников с оценкой их личности педагогом и одноклассниками. Мир науки. Педагогика и психология, (4), 1–9.
  12. Собирова, Н. Н. (2021). Невербальная коммуникация. Проблемы современной науки и образования, (5), 22–25.
  13. Фаустова, И. В., Гамова, С. Н., & Бакаева, О. Н. (2018). Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе. Образовательный вестник «Сознание», (20), 36–40.
  14. Ширяев, Д. А., & Маракушина, И. Г. (2021). Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога. Молодой ученый, (9), 223–224.
  15. Шрамко, И. И. (2021). Развитие высших психических функций на логопедических занятиях у младших школьников. Проблемы педагогики, (12), 56–61.
  16. Яворская, С. Ю. (2019). Специфика взаимосвязи психологической адаптации и типа детско-родительских отношений младших школьников. Форум молодых ученых, (5), 1443–1447.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».