Стратегии, факторы и механизмы достижения личных целей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье проведен анализ существующих теорий и моделей, связанных с целеполаганием и достижением целей, рассмотрены различные аспекты достижения целей, отражающиеся в таких теориях как: теория атрибуции Вайнера (Weiner, 1985); теория мотивации, основанная на временном измерении (Steel, Konig, 2006), концепция уверенности в самостоятельном управлении (Ford, 1992); концепция кризиса действий, связанная с целями (Brandstatter, Herrmann, 2016); теория самоконтроля (Carver, Scheier, 1982); теория прогресса на пути к цели (Amabile, Kramer. 2011). Различные стратегии, например, множественного достижения целей (Pervin, 1991), стратегия «экранирования целей» (Shah, et al., 2002), стратегия поиска удовлетворяющих альтернатив (Simon, 1967), стратегия применения планов «если — то» (Gollwitzer, 2008), стратегия переключения внимания между краткосрочными и долгосрочными целями (Ferguson,  Sheldon, 2010), стратегия мысленного противопоставления желаемых будущих результатов (состояний) фактической действительности (Oettingen et al., 2009), стратегия сокращения продолжительности «середины» процесса достижения цели (Touré-Tillery, Fishbach, 2011), доказали свою эффективность для решения проблемы достижения цели. Показаны некоторые подходы и механизмы, помогающие человеку эффективно достигать своих целей, этапы или фазы процесса достижения цели, особенности планирования, а также факторы, способствующие успешному достижению целей личности.

Цель – систематизировать и обобщить существующие теоретические подходы и практические стратегии, направленные на повышение эффективности достижения целей.

Результаты. Существует множество аспектов и феноменов в области достижения целей, разнообразны стратегии, факторы и механизмы достижения целей. Деятельность по достижению цели можно представить как (1) привычное целенаправленное поведение, (2) импульсивное целенаправленное поведение и (3) волевое целенаправленное поведение.

Ключевыми факторами достижения цели являются приверженность и целеустремленность (упорство), отражающих, насколько сильно люди вкладываются в конкретные цели. Человек наиболее решительно привержен целям, являющихся для него желательными (субъективно важными) и достижимыми. Для поддержания приверженности цели субъект деятельности должен видеть связь между уровнем прилагаемых им усилий в достижении цели и получаемым результатом. Самовосприятие, ориентация на будущее и экологические убеждения также играют важную роль в повышении приверженности цели.

Наличие большого количества различных целей требует наличия ресурсозатратных систем управления, постоянно определяющих, какая цель в данный момент является приоритетной по сравнению с остальными. Центральный контекст достижения целей обеспечивается другими целями системы целей личности, при этом отношения между ними обусловливают распределение психических ресурсов на их достижение.

Обобщая этапы процесса достижения цели, мы выделяем: постановку цели, принятие решения, планирование, реализация (условно три фазы: начало, середина и завершающая фаза) и коррекция, этап анализа достигнутых результатов.

Планирование связывает цель с различными поведенческими сценариями, тактиками и альтернативами, облегчает принятие решений о приоритезации среди различных подцелей и поддерживает пересмотр и преобразование недостигнутых целей в соответствии с целями более высокого уровня или поступающей новой информацией. Чем эффективней составлен план, отражающий путь к цели, тем выше шансы на достижение целей. Использование подцелей, являющихся промежуточными шагами на пути к вышестоящим целям, есть необходимое условие достижения таких целей. Детальное планирование может иметь и свои ограничения, ключевыми из которых являются жесткость выполнения детальных планов и непропорциональные когнитивные затраты в случае типовой или простой цели.

В процессе достижения цели происходит регулировка и оценка своих действий с помощью обратной связи, корректируется степень реальности (адекватности) поставленной изначально цели. Краткосрочные (ближние) цели обеспечивают немедленные стимулы (обратную связь) для поддержания настойчивости, тогда как дальние цели слишком удалены, чтобы иметь такой же эффект.

Об авторах

Роман Владимирович Васёв

Московский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fin.roman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6284-7878
SPIN-код: 6445-4066

аспирант кафедры общей психологии, социальной психологии и истории психологии

 

Россия, ул. Юности, 5, г. Москва, 111395, Российская Федерация

Список литературы

  1. Трофимова, Л. А., Трофимов, В. В. (2011). Управленческие решения (методы принятия и реализации): учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 190 с. (Trofimova, L. A., & Trofimov, V. V. (2011). Managerial decisions (methods of making and implementation): textbook. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Finance, 190 p.) EDN: https://elibrary.ru/qvdzjf
  2. Aarts, H., Custers, R. (2012). Unconscious goal pursuit: Nonconscious goal regulation and motivation. In R. M. Ryan (Ed.), The Oxford handbook of human motivation. Oxford University Press, pp. 232-247. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190666453.001.0001
  3. Achtziger, A., Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2008). Implementation intentions and shielding goal striving from unwanted thoughts and feelings. Personality and Social Psychology Bulletin, 34(3), 381-393. https://doi.org/10.1177/0146167207311201 EDN: https://elibrary.ru/jpblqh
  4. Ainslie, G. (2012). Pure hyperbolic discount curves predict “eyes open” self-control. Theory and Decision, 73(1), 3-34. https://doi.org/10.1007/s11238-011-9272-5 EDN: https://elibrary.ru/hqeamd
  5. Ainslie, G. (1992). Picoeconomics: The strategic interaction of successive motivational states within the person. New York: Cambridge University Press, 440 p. https://doi.org/10.1017/S0266267100004806
  6. Ainslie, G., Haslam, N. (1992). “Hyperbolic Discounting”. In G. Loewenstein and J. Elster (Eds.), Choice Over Time. New York: Russell Sage, pp. 57-92.
  7. Ajzen, I. (2002). Perceived behavioral control, self-efficacy, locus of control, and the theory of planned behavior. Journal of Applied Social Psychology, 32(4), 665-683. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2002.tb00236.x EDN: https://elibrary.ru/gwustt
  8. Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T
  9. Amabile, T. M., Kramer, S. (2011). The power of small wins. Harvard Business Review, 89(5), 70-80.
  10. Anderson, J. R. (1993). Problem solving and learning. American Psychologist, 48(1), 35-44. EDN: https://elibrary.ru/hffbfp
  11. Atwater, L. E., Brett, J. F. (2005). Antecedents and consequences of reactions to developmental 360° feedback. Journal of Vocational Behavior, 66(3), 532-548. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.05.003
  12. Austin, J. T., Vancouver, J. B. (1996). Goal constructs in psychology: Structure, process, and content. Psychological Bulletin, 120(3), 338-375. https://doi.org/10.1037/0033-2909.120.3.338
  13. Baker, T., Nelson, R. E. (2005). Creating something from nothing: Resource construction through entrepreneurial bricolage. Administrative Science Quarterly, 50(3), 329-366. https://doi.org/10.2189/asqu.2005.50.3.329
  14. Bandura, A. (1997). Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York: Freeman and Company, 604 p. https://doi.org/10.1037/10522-094
  15. Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A Social Cognitive Theory. Prentice Hall, 617 p. https://doi.org/10.4135/9781446221129
  16. Bandura, A. (2013). The role of self-efficacy in goal-based motivation. In A. Locke, G. P. Latham (Eds.), New developments in goal setting and task performance. New York: Taylor & Francis, pp. 147-157.
  17. Bargh, J. A., Ferguson, M. J. (2000). Beyond behaviorism: on the automaticity of higher mental processes. Psychological Bulletin, 126(6), 925-945. https://doi.org/10.1037/0033-2909.126.6.925 EDN: https://elibrary.ru/gzrwyp
  18. Bargh, J. A., Lee-Chai, A., Barndollar, K., Gollwitzer, P. M., Trötschel, R. (2001). The automated will: nonconscious activation and pursuit of behavioral goals. Journal of Personality and Social Psychology, 81(6), 1014-1027. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.6.1014 EDN: https://elibrary.ru/gxtxej
  19. Bonezzi, A., Brendl, C. M., De Angelis, M. (2011). Stuck in the middle: The psychophysics of goal pursuit. Psychological Science, 22(5), 607-612. https://doi.org/10.1177/0956797611404899
  20. Brandstatter, V., Herrmann, M. (2016). Goal disengagement in emerging adulthood: The adaptive potential of action crises. International Journal of Behavioral Development, 40(2), 117-125. https://doi.org/10.1177/0165025415597550
  21. Brunstein, J. C., Gollwitzer, P. M. (1996). Effects of failure on subsequent performance: The importance of self-defining goals. Journal of Personality and Social Psychology, 70(2), 395-407. https://doi.org/10.1037//0022-3514.70.2.395 EDN: https://elibrary.ru/hitkpp
  22. Buehler, R., Griffin, D., Peetz, J. (2015). The planning fallacy: When plans lead to optimistic forecasts. In M. D. Mumford, M. Frese (Eds.), The psychology of planning in organizations. New York: Routledge, pp. 31-57. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(10)43001-4
  23. Carver, C. S., Scheier, M. F. (1982). Control theory: A useful conceptual framework for personality-social, clinical, and health psychology. Psychological Bulletin, 92(1), 111-135. https://doi.org/10.1037/0033-2909.92.1.111
  24. Credé, M., Tynan, M. C., Harms, P. D. (2016). Much ado about grit: A meta-analytic synthesis of the grit literature. Journal of Personality and Social Psychology, 13(3), 492-511. https://doi.org/10.1037/pspp0000102
  25. Custers, R., Aarts, H., Oikawa, M., Elliot, A. (2009). The Nonconscious Road to Perceptions of Performance: Achievement Priming Augments Outcome Expectancies and Experienced Self-Agency. Journal of Experimental Social Psychology, 45(6), 1200-1208. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2009.07.013
  26. Dalton, A. N., Spiller, S. A. (2012). Too much of a good thing: The benefits of implementation intentions depend on the number of goals. Journal of Consumer Research, 39(3), 600-614. https://doi.org/10.1086/664500
  27. Davis, W. E., Kelley, N. J., Kim, J., Tang, D., Hicks, J. A. (2016). Motivating the academic mind: High-level construal of academic goals enhances goal meaningfulness, motivation, and self-concordance. Motivation and Emotion, 40(2), 193-202. https://doi.org/10.1007/s11031-015-9522-x EDN: https://elibrary.ru/qgumug
  28. Dickerson, S. S., Kemeny, M. E. (2004). Acute stressors and cortisol responses: a theoretical integration and synthesis of laboratory research. Psychological Bulletin, 130(3), 355-391. https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.3.355
  29. Donovan, J. J., Radosevich, D. J. (1998). The moderating role of goal commitment on the goal difficulty-performance relationship: A meta-analytic review and critical reanalysis. Journal of Applied Psychology, 83(2), 308-315. https://doi.org/10.1037/0021-9010.83.2.308 EDN: https://elibrary.ru/gwwkg
  30. Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., Kelly, D. R. (2007). Grit: perseverance and passion for long-term goals. Journal of Personality and Social Psychology, 92(6), 1087-1101. https://doi.org/10.1037/0022-3514.92.6.1087
  31. Elliott, E. S., Dweck, C. S. (1988). Goals: an approach to motivation and achievement. Journal of Personality and Social Psychology, 54(1), 5-12. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.1.5
  32. Emmons, R. A. (1996). Striving and feeling: Personal goals and subjective well-being. In P. M. Gollwitzer, J. A. Bargh (Eds.), The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior. New York, NY: Guilford Press, pp. 313-337.
  33. Ferguson, Y. L., Sheldon, K. M. (2010). Should goal-strivers think about “why” or “how” to strive? It depends on their skill level. Motivation and Emotion, 34(3), 253-265. https://doi.org/10.1007/s11031-010-9174-9 EDN: https://elibrary.ru/efqpm
  34. Fishbach, A., Choi, J. (2012). When thinking about goals undermines goal pursuit. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 118(2), 99-107. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2012.02.003
  35. Fishbein, M. (1980). A theory of reasoned action: Some applications and implications. Nebraska Symposium on Motivation, 27, 65-116. Lincoln, NB: University of Nebraska Press.
  36. Ford, M. E. (1992). Motivating humans: Goals, emotions, and personal agency beliefs. Sage Publications, 288 p.
  37. Frese, M., Zapf, D. (1994). Action as the core of work psychology: A German approach. Handbook of industrial and organizational psychology, 4(2), 271-340.
  38. Frese, M., Krauss, S. I., Keith, N., Escher, S., Grabarkiewicz, R., Tonje Luneng, S., Friedrich, C. (2007). Business owners’ action planning and its relationship to business success in three African countries. Journal of Applied Psychology, 92(6), 1481-1498. https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.6.1481
  39. Freund, A. M., Hennecke, M., Riediger, M. (2010). Age-related differences in outcome and process goal focus. European Journal of Developmental Psychology, 7(2), 198-222. https://doi.org/10.1080/17405620801969585
  40. Freund, A. M., Hennecke, M., Mustafic, M. (2012). On gains and losses, means and ends: Goal orientation and goal focus across adulthood. In R. M. Ryan (Ed.), The Oxford handbook of human motivation. New York, NY: Oxford University Press, pp. 280-300. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195399820.013.0016
  41. Freund, A. M., Baltes, P. B. (1998). Selection, optimization, and compensation as strategies of life management: correlations with subjective indicators of successful aging. Psychology and Aging, 13(4), 531-543. https://doi.org/10.1037/0882-7974.13.4.531 EDN: https://elibrary.ru/gzsomt
  42. Freund, A. M., Hennecke, M. (2015). On means and ends: The role of goal focus in successful goal pursuit. Current Directions in Psychological Science, 24(2), 149-153. https://doi.org/10.1177/0963721414559774
  43. Gallo, I., Cohen, A., Gollwitzer, P. M., Oettingen, G. (2013). Neurophysiological correlates of the self-regulation of goal pursuit. In P. A. Hall (Ed.), Social neuroscience and public health: Foundations for the science of chronic disease prevention. New York, NY: Springer New York, pp. 19-33. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-6852-3_2
  44. Gollwitzer, P. M. (1990). Action phases and mind-sets. In E. T. Higgins, R. M. Sorrentino (Eds.), Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior. New York, London: The Guilford Press, 2, 53-92.
  45. Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2006). Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. Elsevier Academic Press, 38, 69-119. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(06)38002-1
  46. Gollwitzer, P. M. (2012). Mindset theory of action phases. In P. A. M. Van Lange, A. W. Kruglanski, E. T. Higgins (Eds.), Handbook of theories of social psychology. Sage Publications Ltd., 1, 526-545. https://doi.org/10.4135/9781446249215.n26
  47. Gollwitzer, P. M., Fujita, K., Oettingen, G. (2004). Planning and the implementation of goals. In R. F. Baumeister (Ed.), Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. New York, NY: Guilford Press, 211-228.
  48. Gollwitzer, P. M. (2018). The goal concept: A helpful tool for theory development and testing in motivation science. Motivation Science, 4(3), 185-205. https://doi.org/10.1037/mot0000115
  49. Gollwitzer, P. M., Kirchhoff, O. (1998). The willful pursuit of identity. In Motivation and self-regulation across the lifespan. New York: Cambridge University Press, 389-423. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527869.017
  50. Heckhausen, H., Gollwitzer, P. M. (1987). Thought contents and cognitive functioning in motivational versus volitional states of mind. Motivation and Emotion, 11(2), 101-120. https://doi.org/10.1007/BF00992338 EDN: https://elibrary.ru/ceaqw
  51. Houser-Marko, L., Sheldon, K. M. (2008). Eyes on the prize or nose to the grindstone? The effects of level of goal evaluation on mood and motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 1556-1569. https://doi.org/10.1177/0146167208322618
  52. Hyland, M. E. (1988). Motivational control theory: An integrative framework. Journal of Personality and Social Psychology, 55(4), 642-651. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.4.642 EDN: https://elibrary.ru/hivffd
  53. Kaftan, O., Freund, A. M. (2018). The way is the goal: The role of goal focus for successful goal pursuit and subjective well-being. In E. Diener, S. Oishi, & L. Tay (Eds.), Handbook of well-being. https://doi.org/10.5167/uzh-147437
  54. Kluger, A. N., DeNisi, A. (1996). The effects of feedback interventions on performance: a historical review, a meta-analysis, and a preliminary feedback intervention theory. Psychological Bulletin, 119(2), 254-284. https://doi.org/10.1037/0033-2909.119.2.254 EDN: https://elibrary.ru/hkb rtf
  55. Koo, M., Fishbach, A. (2008). Dynamics of self-regulation: How (un)accomplished goal actions affect motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 94(2), 183-195. https://doi.org/10.1037/0022-3514.94.2.183
  56. Krause, K., Freund, A. M. (2014). How to beat procrastination: The role of goal focus. European Psychologist, 19, 132-144. https://doi.org/10.1027/1016-9040/A000153
  57. Kruglanski, A. W., Shah, J. Y., Fishbach, A., Friedman, R., Chun, W. Y., Sleeth-Keppler, D. (2002). A theory of goal systems. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA: Academic Press, 34, 331-378. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80008-9
  58. Labroo, A. A., Kim, S. (2009). The “instrumentality” heuristic: Why metacognitive difficulty is desirable during goal pursuit. Psychological Science, 20(1), 127-134. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02264
  59. Little, B. R. (1983). Personal projects: A rationale and method for investigation. Environment and Behavior, 15(3), 273-309. https://doi.org/10.1177/0013916583153002 EDN: https://elibrary.ru/jrlsnb
  60. Marien, H., Custers, R., Hassin, R. R., Aarts, H. (2012). Unconscious goal activation and the hijacking of the executive function. Journal of Personality and Social Psychology, 103(3), 399-415. https://doi.org/10.1037/a0028955
  61. Matthews, G. (2012). Goals research summary. Retrieved from https://www.dominican.edu/sites/default/files/2020-02/gailmatthews-harvard-goals-researchsummary.pdf
  62. Mazur, J. E. (1998). Procrastination by pigeons with fixed-interval response requirements. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 69(2), 185-197. https://doi.org/10.1901/jeab.1998.69-185
  63. McClelland, D. C., Koestner, R., Weinberger, J. (1989). How do self-attributed and implicit motives differ? Psychological Review, 96(4), 690-702. https://doi.org/10.1037/0033-295X.96.4.690 EDN: https://elibrary.ru/hkeicd
  64. Miller, G. E., Wrosch, C. (2007). You’ve gotta know when to fold’em: Goal disengagement and systemic inflammation in adolescence. Psychological Science, 18(9), 773-777. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.01977.x
  65. Mumford, M. D., Mecca, J. T., Watts, L. I. (2015). Planning processes: Relevant cognitive operations. In M. D. Mumford, M. Frese (Eds.), Organizational planning: The psychology of performance. New York: Routledge, Taylor & Francis, pp. 22. https://doi.org/10.4324/9780203105894
  66. Nowack, K. (2017). Facilitating successful behavior change: Beyond goal setting to goal flourishing. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 69(3), 153-171. https://doi.org/10.1037/cpb0000088
  67. Nuttin, J., Lorion, R. P., Dumas, J. E. (1984). Motivation, planning, and action: A relational theory of behavior dynamics. Leuven, Belgium: Leuven University Press, 251 p.
  68. Oettingen, G., Mayer, D., Sevincer, A. T., Stephens, E. J., Pak, H. J., Hagenah, M. (2009). Mental contrasting and goal commitment: The mediating role of energization. Personality and Social Psychology Bulletin, 35(5), 608-622. https://doi.org/10.1177/0146167208330856
  69. Oettingen, G., Marquardt, M. K., Gollwitzer, P. M. (2012). Mental contrasting turns positive feedback on creative potential into successful performance. Journal of Experimental Social Psychology, 48(5), 990-996. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2012.03.008
  70. Pervin, L. A. (1991). Self-regulation and the problem of volition. In M. L. Maehr, E. R. Pintrich (Eds.), Advances in achievement and motivation. Greenwich, CT: JAI Press, 7, 1-20.
  71. Rhodes, R. E., Plotnikoff, R. C., Courneya, K. S. (2009). Predicting the physical activity intention-behavior profiles of adopters and maintainers using three social cognition models. Annals of Behavioral Medicine, 36(3), 244-252. https://doi.org/10.1007/s12160-008-9071-6
  72. Rogers, R. W. (1975). A protection motivation theory of fear appeals and attitude change. The Journal of Psychology, 91(1), 93-114. https://doi.org/10.1080/00223980.1975.9915803
  73. Schmidt, A. M., Dolis, C. M., Tolli, A. P. (2009). A matter of time: individual differences, contextual dynamics, and goal progress effects on multiple-goal self-regulation. Journal of Applied Psychology, 94(3), 692-709. https://doi.org/10.1037/a0015012
  74. Schmidt, A. M., DeShon, R. P. (2007). What to do? The effects of discrepancies, incentives, and time on dynamic goal prioritization. Journal of Applied Psychology, 92(4), 928-941. https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.4.928
  75. Shah, J. Y., Friedman, R., Kruglanski, A. W. (2002). Forgetting all else: on the antecedents and consequences of goal shielding. Journal of Personality and Social Psychology, 83(6), 1261-1280. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.6.1261
  76. Shah, J. Y., Kruglanski, A. W. (2003). When opportunity knocks: bottom-up priming of goals by means and its effects on self-regulation. Journal of Personality and Social Psychology, 84(6), 1109-1122. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.6.1109
  77. Sheeran, P. (2002). Intention-behavior relations: a conceptual and empirical review. European Review of Social Psychology, 12(1), 1-36. https://doi.org/10.1080/14792772143000003
  78. Simon, H. A. (1967). Motivational and emotional controls of cognition. Psychological Review, 74(1), 29-39. https://doi.org/10.1037/h0024127
  79. Simon, H. A. (1994). The bottleneck of attention: Connecting thought with motivation. In W. D. Spaulding (Ed.), Integrative views of motivation, cognition, and emotion. Nebraska symposium on motivation. Lincoln, Nebraska, U.S.: University of Nebraska Press, 41, 1-21.
  80. Spangler, W. D. (1992). Validity of questionnaire and TAT measures of need for achievement: Two meta-analyses. Psychological Bulletin, 112(1), 140-154. https://doi.org/10.1037/0033-2909.112.1.140 EDN: https://elibrary.ru/hkdewx
  81. Steel, P., König, C. J. (2006). Integrating theories of motivation. Academy of Management Review, 31(4), 889-913. https://doi.org/10.2307/20159257
  82. Touré-Tillery, M., Fishbach, A. (2011). The course of motivation. Journal of Consumer Psychology, 21(4), 414-423. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2011.04.004
  83. Vallacher, R. R., Wegner, D. M., Somoza, M. P. (1989). That’s easy for you to say: action identification and speech fluency. Journal of Personality and Social Psychology, 56(2), 199-208. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.199 EDN: https://elibrary.ru/hivcyr
  84. Vallacher, R. R., Wegner, D. M. (1989). Levels of personal agency: Individual variation in action identification. Journal of Personality and Social Psychology, 57(4), 660-671. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.4.660 EDN: https://elibrary.ru/hiuyhn
  85. Verhoeven, A. A. C., Marieke, A., Adriaanse, M. A., De Rider, D. T. D., De Vet, E., Fenniss, B. M. (2013). Less is more: The effect of multiple implementation intentions targeting unhealthy snacking habits. European Journal of Social Psychology, 43(5), 344-354. https://doi.org/10.1002/ejsp.1963
  86. Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review, 92(4), 548-573. https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548
  87. Wicklund, R. A., Gollwitzer, P. M. (1981). Symbolic self-completion, attempted influence, and self-deprecation. Basic and Applied Social Psychology, 2(2), 89-114. https://doi.org/10.1207/s15324834basp0202_2
  88. Zaleski, Z. (1988). Attributions and emotions related to future goal attainment. Journal of Educational Psychology, 80(4), 563-568. https://doi.org/10.1037/0022-0663.80.4.563
  89. Zaleski, Z. (1994). Psychology of future orientation. Lublin, Poland: RW KUL, 232 p.
  90. Zimmerman, B. J., Kitsantas, A. (1997). Developmental phases in self-regulation: Shifting from process goals to outcome goals. Journal of Educational Psychology, 89(1), 29-36. https://doi.org/10.1037/0022-0663.89.1.29
  91. Zimmerman, B. J., Kitsantas, A. (1999). Acquiring writing revision skill: Shifting from process to outcome self-regulatory goals. Journal of Educational Psychology, 91(2), 241-250. https://doi.org/10.1037/0022-0663.91.2.241

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».