Психологические условия и предикторы интеллектуальной продуктивности школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье исследуется регрессионная модель показателей успешной интеллектуальной деятельности старших подростков в школе ввиду особой сензитивности данного возрастного этапа в жизни человека, который ознаменуется формированием и развитием структур понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта субъекта деятельности, характеризующийся максимальными разрешающими возможностями в интеллектуальной сфере деятельности человека. В представленном исследовании был переформулирован конструкт интеллектуальной компетентности как показателя продуктивной интеллектуальной деятельности в терминах понятийных способностей, показателей психометрического интеллекта и школьной успеваемости старших подростков с определением предикторов и условий проявления успешности интеллектуальной деятельности, что обусловило возможность исследования компонентов интеллектуальной компетентности ввиду особой чуткости к изменениям среды (например, образовательным стандартам) самого конструкта интеллектуальной компетентности как проявления продуктивности интеллектуальной деятельности.

Цель. Изучение специфики предикторов школьной успеваемости в терминах проявлений понятийного опыта (семантических, категориальных и концептуальных способностей) и показателей психометрического интеллекта в старшем подростковом возрасте посредством моделирования (регрессионного) конструкта интеллектуальной компетентности как показателя продуктивности интеллектуальной деятельности.

Материалы и методы. Главный метод представленного исследования – эмпирический с проведением регрессионного моделирования показателей продуктивности интеллектуальной деятельности старших подростков. В исследовании приняли участие 110 старших подростков (56 девушек и 54 юноши) в возрасте 15-17 лет. Методологическая база исследования: методики «Понятийный синтез» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2023), «Визуальная семантика слов» (Артемьева Е.Ю., 1999), «Обобщение трех слов» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2023), «Прогрессивные матрицы Равена» (Дж. Равен, 2002), электронный журнал успеваемости.

Результаты. В ходе определения предикторов интеллектуальной продуктивности при проведении регрессионного моделирования была получена модель, которая с точностью 99,0% описывает/прогнозирует данный показатель. Полученная модель состоит из категориальных способностей. Данный показатель является одним из проявлений понятийного опыта человека, что указывает на его ключевое значение для успешной интеллектуальной деятельности в старшем подростковом возрасте. Таким образом, был сделан вывод, что в соответствии с полученными результатами, есть основания заключить, что к старшему подростковому возрасту показатели продуктивности интеллектуальной деятельности связаны исключительной с проявлениями категориальных способностей понятийного опыта, которые выступают предикторами успешной интеллектуальной деятельности как показателя интеллектуальной компетентности. В представленном исследовании установлен факт дисбаланса в развитии интеллектуальных способностей учащихся старшей школы, понятийное мышление которых сформировано в недостаточной мере для того, чтобы обеспечивать качественное повышение интеллектуальных ресурсов подростка.

Об авторах

Яна Ивановна Сиповская

Институт психологии Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: sipovskayayi@ipran.ru
ORCID iD: 0000-0002-7226-0560
SPIN-код: 6174-7627
Scopus Author ID: 57211157567
ResearcherId: Q-3627-2016

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

 

Россия, ул. Ярославская, 13, г. Москва, 129366, Российская Федерация

Список литературы

  1. Андриященко, А. С. (2021). Развитие системного мышления школьников. Образование и наука в России и за рубежом, 82(6), 147-152. EDN: https://elibrary.ru/vfyyia
  2. Артемьева, Е. Ю. (1999). Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. Серия: «Фундаментальная психология». М.: Наука; Смысл. 350 с.
  3. Будрина, Е. Г. (2024). Когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость в старшем подростковом возрасте: сравнение показателей на интервале 20 лет. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, XXI(4), 56-62. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2024-21-4 EDN: https://elibrary.ru/lzctrw
  4. Карпов, А. В. (2025). Системность в организации операционного состава мышления и сознания. Ярославский психологический вестник, 61(1), 5-20. EDN: https://elibrary.ru/plrlhq
  5. Кибальченко, И. А., Баранкова, М. С. (2021). Диагностика понятийных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и перспективы. В: Педагогическая диагностика: история, теория, современность. Ростов-на-Дону: РГЭУ РИНХ, 103-108. EDN: https://elibrary.ru/bkgccw
  6. Линейные регрессионные графики: Остатки vs Влияние. BOOSTEDML - Статьи по статистике и машинному обучению для здравоохранения. URL: https://boostedml.com/2019/03/linear-regression-plots-residuals-vs-leverage.html (дата обращения: 03.04.2025)
  7. Равен, Дж. (2002). Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр. 396 с. ISBN: 5-89353-052-7 EDN: https://elibrary.ru/raxvcb
  8. Сиповская, Я. И. (2015). Концептуальные, метакогнитивные и интенциональные дескрипторы интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте. Вестник СПбГУ. Серия 12, (4), 22-31. EDN: https://elibrary.ru/vjhwxr
  9. Холодная, М. А., Сиповская, Я. И. (2023). Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН. 172 с. https://doi.org/10.38098/mng_23_0458 ISBN: 978-5-9270-0458-4 EDN: https://elibrary.ru/afhujy
  10. Холодная, М. А. (2023). Реформа Российского школьного образования: вверх по лестнице, ведущей вниз. Ученые записки Института психологии Российской академии наук, 3(4), 5-24. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_04_02 EDN: https://elibrary.ru/urlmza
  11. Ясюкова, Л. А. (2020). Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. В: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 496-505. https://doi.org/10.38098/proc.2020.59.34.001 EDN: https://elibrary.ru/bxwfji
  12. Pedersen, M. K., Díaz, C. M. C., Wang, Q. J., Alba-Marrugo, M. A., Amidi, A., Basaiawmoit, R. V., Bergenholtz, C., Christiansen, M. H., Gajdacz, M., Hertwig, R., Ishkhanyan, B., Klyver, K., Ladegaard, N., Mathiasen, K., Parsons, C., Rafner, J., Villadsen, A. R., Wallentin, M., Zana, B., Shersona, J. F. (2023). Measuring Cognitive Abilities in the Wild: Validating a Population-Scale Game-Based Cognitive Assessment. Cognitive Science, 47. https://doi.org/10.1111/cogs.13308 EDN: https://elibrary.ru/rzjlfp
  13. Sipovskaya, Ya. I. (2022). Regression model of successful school intellectual activity. In: Future of Information and Communication Conference (FICC). San Francisco, USA, March 3-4, 2022. Vol. 438, Part 1, pp. 68-75. https://doi.org/10.1007/978-3-030-98012-2_7 EDN: https://elibrary.ru/cgzxtm
  14. Linear Regression Plots: Residuals vs Leverage. BOOSTEDML. Articles on Statistics and Machine Learning for Healthcare. URL: https://boostedml.com/2019/03/linear-regression-plots-residuals-vs-leverage.html (дата обращения: 24.04.2025)
  15. Understanding Diagnostic Plots for Linear Regression Analysis. University of Virginia Library. Research Data Services + Sciences. URL: https://data.library.virginia.edu/diagnostic-plots/ (дата обращения: 24.04.2025)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».