Изучение методов повышения учебной мотивации курсантов и продуктивности образовательного процесса ведомственных вузов МВД России
- Авторы: Серебровская Н.Е.1, Михайлова Н.В.2, Гнездилова Д.М.1
-
Учреждения:
- Нижегородская академия МВД России
- ННГУ им. Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 566-587
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312405
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-867
- EDN: https://elibrary.ru/GIACKH
- ID: 312405
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Подготовка высококвалифицированных сотрудников полиции – одна из важнейших задач высших учебных заведений Министерства внутренних дел России (далее – МВД России).
Эффективность обучения курсантов во многом зависит от уровня их мотивации. Учебная мотивация представляет собой ключевой фактор образовательного процесса, определяющий интенсивность, направленность и устойчивость познавательной деятельности обучающихся. Многочисленные исследования (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Е.П. Ильин, И.О. Логинова, Л.И. Божовича, П.М. Якобсона, А.К. Марковой) подтверждают, что мотивация является предиктором результативности деятельности, в том числе учебной, что определяет необходимость постоянного поиска новых стратегий и методов стимулирования мотивации обучающихся.
Осознание значимости мотивационной деятельности педагогическими работниками в отношении обучающихся является важным условием для создания благоприятной образовательной среды.
Несмотря на широкий спектр исследований в области учебной мотивации, остается недостаточно изученным вопрос, касающийся педагогических методов и стратегий, способствующих развитию устойчивой внутренней мотивации обучающихся.
Мотивационная сфера курсантов образовательных организаций системы МВД России представляет собой многокомпонентную структуру, в которой интегрируются универсальные психологические механизмы и нормативно-ценностные ориентиры, обусловленные спецификой деятельности. Осознание особенностей служебной деятельности в органах внутренних дел является ключевым фактором при разработке педагогических стратегий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и формирование устойчивой профессиональной идентичности будущих сотрудников полиции.
Цель исследования заключается в анализе методов учебной мотивации с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса в контексте повышения учебной мотивации курсантов ведомственных вузов МВД России.
Материалы и методы. В рамках данного исследования использован метод анкетирования 56 педагогических работников Нижегородской академии МВД России, разделенных на три группы в зависимости от педагогического стажа (1-3 года, 3-5 лет; более 5 лет). Для анализа использовались методы количественного и качественного исследования, включая статистический анализ собранных данных, наблюдение и беседу с респондентами.
Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение практико-ориентированных методов обучения в образовательный процесс ведомственных вузов МВД России способствует повышению учебной и профессиональной мотивации курсантов, их вовлеченности в образовательную деятельность и развитию устойчивых ценностных ориентиров, необходимых для службы в органах внутренних дел. В то же время для повышения эффективности применения указанных методов в образовательном процессе необходимо шире использовать цифровые технологии, интегрировать методики диагностики учебной мотивации, а также усилить взаимодействие с практическими сотрудниками органов внутренних дел, что позволит оптимизировать процесс формирования профессионально значимых компетенций у курсантов.
Об авторах
Наталья Евгеньевна Серебровская
Нижегородская академия МВД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: serebrovskaya-n@yandex.ru
SPIN-код: 1358-3963
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России; профессор кафедры управления человеческими ресурсами ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Россия, Анкудиновское шоссе, 3, г. Нижний Новгород, 603144, Российская Федерация
Наталья Владимировна Михайлова
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Email: sorokanv@yandex.ru
SPIN-код: 2234-0906
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и клинической психологии
Россия, пер. Университетский, 7, Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация
Дарья Михайловна Гнездилова
Нижегородская академия МВД России
Email: gnezdilova91@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-5747-9210
SPIN-код: 3096-3618
преподаватель кафедры психологии и педагогики
Россия, Анкудиновское шоссе, 3, г. Нижний Новгород, 603144, Российская Федерация
Список литературы
- Гордеева, Т. О. (2011). Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (3), 33-45. EDN: https://elibrary.ru/ookzzl
- Дворецкая, Т. А. (2016). Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, (2(766)), 58-68. EDN: https://elibrary.ru/xxyaqd
- Маслоу, А. (2013). Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 351 с. ISBN: 978-5-459-00494-7
- Подпорин, И. В. (2015). Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, (2(158)), 202-207. EDN: https://elibrary.ru/uihsbf
- Роджерс, К., Фрейберг, Д. (2002). Свобода учиться. Москва: Смысл. 527 с. ISBN: 5-89357-099-5
- Хекхаузен, Х. (2003). Мотивация и деятельность. 2-е изд. Москва: Питер, Смысл. 859 с. ISBN: 5-94723-389-4 EDN: https://elibrary.ru/qxgmqv
- Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227-268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
- Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., de-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., Martínez-Herráiz, J. J. (2013). Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 63(1), 380-392. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.12.020
- Halimi, F., Tryzna, M., Brunstein, A. (2024). Motivational orientation and perception of active learning instruction by pre-service language teachers. Frontiers in Psychology, Section Educational Psychology, 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307733 EDN: https://elibrary.ru/oekwje
- Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. (2014). Does Gamification Work? - A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. In: Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, USA, 3025-3034. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377
- McClelland, D. C. (1961). The Achieving Society. University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. URL: https://ssrn.com/abstract=1496181 (дата обращения: 06.03.2025)
- McClelland, D. C. (1985). Human motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman. URL: https://archive.org/details/humanmotivation0000unse/page/n1/mode
- Pintrich, P. R., De Groot, E. V. (1990). Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology, 82(1), 33. https://doi.org/10.1037/0022-0663.82.1.33
- Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press. https://doi.org/10.7202/1041847ar
- Schunk, D. H., Zimmerman, B. J. (2012). Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203831076
- Sun, P. C., Tsai, R. J., Finger, G., Chen, Y.-Y., Yeh, D. (2006). What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction. Computers & Education, 50(4), 1183-1202. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2006.11.007
- Vansteenkiste, M., Lens, W., Deci, E. L. (2006). Intrinsic versus extrinsic goal contents in self-determination theory: Another look at the quality of academic motivation. Educational Psychologist, 41(1), 19-31. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4101_4
Дополнительные файлы
