Изучение методов повышения учебной мотивации курсантов и продуктивности образовательного процесса ведомственных вузов МВД России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Подготовка высококвалифицированных сотрудников полиции – одна из важнейших задач высших учебных заведений Министерства внутренних дел России (далее – МВД России).

 Эффективность обучения курсантов во многом зависит от уровня их мотивации. Учебная мотивация представляет собой ключевой фактор образовательного процесса, определяющий интенсивность, направленность и устойчивость познавательной деятельности обучающихся. Многочисленные исследования (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Е.П. Ильин, И.О. Логинова, Л.И. Божовича, П.М. Якобсона, А.К. Марковой) подтверждают, что мотивация является предиктором результативности деятельности, в том числе учебной, что определяет необходимость постоянного поиска новых стратегий и методов стимулирования мотивации обучающихся.  

Осознание значимости мотивационной деятельности педагогическими работниками в отношении обучающихся является важным условием для создания благоприятной образовательной среды.

Несмотря на широкий спектр исследований в области учебной мотивации, остается недостаточно изученным вопрос, касающийся педагогических методов и стратегий, способствующих развитию устойчивой внутренней мотивации обучающихся.

Мотивационная сфера курсантов образовательных организаций системы МВД России представляет собой многокомпонентную структуру, в которой интегрируются универсальные психологические механизмы и нормативно-ценностные ориентиры, обусловленные спецификой деятельности. Осознание особенностей служебной деятельности в органах внутренних дел является ключевым фактором при разработке педагогических стратегий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и формирование устойчивой профессиональной идентичности будущих сотрудников полиции.

Цель исследования заключается в анализе методов учебной мотивации с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса в контексте повышения учебной мотивации курсантов ведомственных вузов МВД России.

Материалы и методы. В рамках данного исследования использован метод анкетирования 56 педагогических работников Нижегородской академии МВД России, разделенных на три группы в зависимости от педагогического стажа (1-3 года, 3-5 лет; более 5 лет). Для анализа использовались методы количественного и качественного исследования, включая статистический анализ собранных данных, наблюдение и беседу с респондентами.

Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение практико-ориентированных методов обучения в образовательный процесс ведомственных вузов МВД России способствует повышению учебной и профессиональной мотивации курсантов, их вовлеченности в образовательную деятельность и развитию устойчивых ценностных ориентиров, необходимых для службы в органах внутренних дел. В то же время для повышения эффективности применения указанных методов в образовательном процессе необходимо шире использовать цифровые технологии, интегрировать методики диагностики учебной мотивации, а также усилить взаимодействие с практическими сотрудниками органов внутренних дел, что позволит оптимизировать процесс формирования профессионально значимых компетенций у курсантов.

Об авторах

Наталья Евгеньевна Серебровская

Нижегородская академия МВД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: serebrovskaya-n@yandex.ru
SPIN-код: 1358-3963

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России; профессор кафедры управления человеческими ресурсами ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

Россия, Анкудиновское шоссе, 3, г. Нижний Новгород, 603144, Российская Федерация

Наталья Владимировна Михайлова

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Email: sorokanv@yandex.ru
SPIN-код: 2234-0906

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и клинической психологии

 

Россия, пер. Университетский, 7, Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация

Дарья Михайловна Гнездилова

Нижегородская академия МВД России

Email: gnezdilova91@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-5747-9210
SPIN-код: 3096-3618

преподаватель кафедры психологии и педагогики

 

Россия, Анкудиновское шоссе, 3, г. Нижний Новгород, 603144, Российская Федерация

Список литературы

  1. Гордеева, Т. О. (2011). Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (3), 33-45. EDN: https://elibrary.ru/ookzzl
  2. Дворецкая, Т. А. (2016). Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, (2(766)), 58-68. EDN: https://elibrary.ru/xxyaqd
  3. Маслоу, А. (2013). Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 351 с. ISBN: 978-5-459-00494-7
  4. Подпорин, И. В. (2015). Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, (2(158)), 202-207. EDN: https://elibrary.ru/uihsbf
  5. Роджерс, К., Фрейберг, Д. (2002). Свобода учиться. Москва: Смысл. 527 с. ISBN: 5-89357-099-5
  6. Хекхаузен, Х. (2003). Мотивация и деятельность. 2-е изд. Москва: Питер, Смысл. 859 с. ISBN: 5-94723-389-4 EDN: https://elibrary.ru/qxgmqv
  7. Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227-268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01
  8. Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., de-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., Martínez-Herráiz, J. J. (2013). Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 63(1), 380-392. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.12.020
  9. Halimi, F., Tryzna, M., Brunstein, A. (2024). Motivational orientation and perception of active learning instruction by pre-service language teachers. Frontiers in Psychology, Section Educational Psychology, 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307733 EDN: https://elibrary.ru/oekwje
  10. Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. (2014). Does Gamification Work? - A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. In: Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, USA, 3025-3034. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377
  11. McClelland, D. C. (1961). The Achieving Society. University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. URL: https://ssrn.com/abstract=1496181 (дата обращения: 06.03.2025)
  12. McClelland, D. C. (1985). Human motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman. URL: https://archive.org/details/humanmotivation0000unse/page/n1/mode
  13. Pintrich, P. R., De Groot, E. V. (1990). Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology, 82(1), 33. https://doi.org/10.1037/0022-0663.82.1.33
  14. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press. https://doi.org/10.7202/1041847ar
  15. Schunk, D. H., Zimmerman, B. J. (2012). Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203831076
  16. Sun, P. C., Tsai, R. J., Finger, G., Chen, Y.-Y., Yeh, D. (2006). What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction. Computers & Education, 50(4), 1183-1202. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2006.11.007
  17. Vansteenkiste, M., Lens, W., Deci, E. L. (2006). Intrinsic versus extrinsic goal contents in self-determination theory: Another look at the quality of academic motivation. Educational Psychologist, 41(1), 19-31. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4101_4

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».